Откуда можно брать аргументы для сочинения егэ русский 2021
Перейти к содержимому

Откуда можно брать аргументы для сочинения егэ русский 2021

  • автор:

Сочинениe ЕГЭ с разбором по новому формату 2024 года

Я приехал на родину, где не был лет тридцать; ступил на эту землю, как, может быть, ступают куда-то, перелетев через Время; ступил в ожидании чуда — с замершим в груди восторгом, который всплеснется, как только увидишь нечто из прошлой жизни, нечто, не раз снившееся.
Низенький поселок судоремонтного завода на левом берегу Вятки. Западный высокий и лесистый берег, который еще до наступления вечера накрывает огромной тенью и селение, и затон, и луга за ним… Серые бревенчатые стены домов, наличники… Ветерок треплет березу у невысокого обелиска павшим в Отечественную войну…

Я сказал тетке, у которой гостил, что пойду «на ту сторону» — так назывались заливные по весне луга за затоном. Перешел затон по мостику и оказался среди колючих кустов ежевики. Потом, с горстью кислых, чернильно пачкающих ладонь ягод, пошагал по лугу, уставленному там и сям стожками сена.
Солнце уже нависло над острыми верхушками елей на западном берегу, согревая последним теплом луг и стога сена. Неизвестно, что заставило меня подойти к стожку и обнять его, припасть к нему, уткнувшись лицом в теплое и душистое сено, но я сделал это и несколько минут стоял так, вдыхая неповторимый аромат высохших трав. Были в нем, кроме всего, и запахи парного молока, и самой коровы, и сеновалов детства, где кувыркались, делали ходы, просто лежали, раскинув руки…
Луга здесь неровные, часто попадаются низинки. По весне, когда вода на реке спадает, они превращаются в озерца, полные мальков; озерца постепенно высыхают, подросшую рыбу можно тогда ловить даже корзинами.

Луга перемежаются дубнячками, где детвора военной поры собирала желуди для свиней, а то и для пекарен (желудевую муку добавляли к хлебу), и искала птичьи гнезда, среди них попадались и утиные — вот был подарок к бедному столу военных лет!
А еще на этих лугах объедались черемухой, собирали дикий лук для домашних пирогов, полевую клубнику и землянику. Ягоды, естественно, съедались еще до дома, если только там не ждали младшие брат или сестра.
Здесь играли, зорили осиные гнезда, набирали пышные букеты луговых цветов — ромашек, ирисов, гвоздик, жгли костры, пекли картошку, рассказывали, когда темнота за спинами сгущалась все больше, страшные истории…

Все это я и вспоминал, оглядывая луга и перелески, силясь отыскать хоть одно знакомое с дальних времен место. Я спускался в давно уже высохшие низинки, шарил в траве в поисках клубники, находил жесткий, отцветший уже лук — и все больше погружался в зеленое царство своего детства, щедро и навсегда наградившее меня любовью к деревьям, травам, цветам.

Чувство восторга, поначалу только гнездившееся в груди, ширилось, нарастало, охватывало меня всего — и уже сами собой выговаривались какие-то слова, хотелось кричать, бегать…

И вдруг я услышал из ближайшего перелеска впереди странные звуки. Звонки, детские голоса, смех. Там, в дубнячке, либо стояла карусель (откуда она здесь?), либо дети катались на велосипедах, изо всех сил звоня друг дружке, чтобы не столкнуться.

Я остановился, прислушался. Так оно и есть — карусель или велосипеды. Какие-то веселые колокольчики. И детские голоса.

Я сначала пошел к перелеску, потом побежал, потому что стало казаться, что звонки удаляются, велосипеды уезжают по мере того, как я приближался к ним.

Дубрава оказалась безлюдной, и ничто не говорило в ней о том, что только что здесь были дети. Я пробежал ее всю и снова очутился на лугу — а звонки и голоса стали раздаваться уже из перелеска, что был метрах в пятидесяти.

Мне во что бы то ни стало хотелось увидеть этих детей, и я быстро пересек не кошенный еще луг. Но и там, среди деревьев, не было ни одного человека. А детские голоса, чудесно переместившись, звенели из дубравы, маячившей впереди.

Что это?! Кто заманивает меня в глубь лугов, не подпуская к себе ни на шаг? То ли просто не хотят, чтобы я увидел их, то ли так играют. То ли…

Последнее предположение ошеломило меня. Я хотел было двинуться к очередной дубовой рощице, откуда снова доносились детские голоса и смех, но догадка остановила меня. Я понял, что никогда не догоню этой веселой карусели, никогда не увижу ее. Она всегда уже будет от меня на расстоянии пятидесяти метров и лет, лет, лет…

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВВОД ПРОБЛЕМЫ: «АВТОР ( ФИО) СТАВИТ ПРОБЛЕМУ, ТАК КАК В ЗАДАНИИ 27 «СФОРМУЛИРУЙТЕ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ, ПОСТАВЛЕННЫХ АВТОРОМ ТЕКСТА» Что испытывает человек, когда возвращается на родину? Именно эту проблему ставит Вадим Алексеевич Чирков в предложенном для анализа тексте.

КОММЕНТАРИЙ. ВВОДНАЯ ФРАЗА ( УКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО В ТЕКСТЕ ПРИСУТСТВУЕТ РАССКАЗЧИК) Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик, прибыв на родину спустя тридцать лет, описывает свои чувства. ПЕРВЫЙ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ: Он ступил туда с восторгом, «который всплеснётся», когда он увидит что-то из детства. Рассказчик пошёл в луга, где обнял стог сена, чтобы почувствовать «неповторимый аромат» трав, парного молока, коровы. Он вспоминает, как в низинах лугов, в озёрцах, можно было корзинами ловить рыбу объедаться ягодами, играть, набирать букеты. В попытках найти знакомые места, он всё больше погружался в детство, а радостное чувство охватывало его всего, и ему хотелось кричать. ПОЯСНЕНИЕ К ПЕРВОМУ ПРИМЕРУ, СВЯЗЫВАЮЩЕЕ ЕГО С ПРОБЛЕМОЙ ТЕКСТА: Таким образом, автор показывает читателю, что, вернувшись на родину, человек испытывает восторг, счастье и вспоминает сказочное детство.

ВТОРОЙ ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ: Далее по тексту писатель рассказывает, как герой вдруг услышал «звонки, детские голоса, смех». Ему показалось, что в дубравке стоит карусель или дети катаются не велосипедах. Когда рассказчик подошёл поближе, звуки стали удаляться, а в лесу никого не было. Он бежал всё дальше, но детей так нигде и не увидел. Порассуждав, что это могло быть, рассказчик понял, что никогда не догонит эту карусель и она всегда будет рядом с ним долгие годы. ПОЯСНЕНИЕ КО ВТОРОМУ ПРИМЕРУ, СВЯЗЫВАЮЩЕЕ ЕГО С ПРОБЛЕМОЙ: Этим эпизодом автор показывает, что человек, когда вернётся на родину, будет слышать звуки детства.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ И ЕЁ АНАЛИЗ: Данные примеры дополняют друг друга, и с помощью них читатель понимает, что на родине людей переполняет чувство радости и вспоминается детство: его звуки, запахи, весёлые моменты.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА: Позиция автора заключается в том, что по прибытии в родные места человек, прежде всего, испытывает восторг: « Чувство восторга, поначалу гнездившееся в груди, мирилось, нарастало, охватывало меня всего – и уже сами собой выговаривались какие-то сова, хотелось кричать, бегать». В такое состояние его приводят воспоминания о детстве и восхищение природой.

СОБСТВЕННЫЙ АРГУМЕНТ ( С ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРИМЕРОМ!): Трудно не согласиться с автором, ведь родина – место, с которым связаны самые счастливые моменты. Пребывание там всегда греет душу, а чувства переполняют человека. Недаром родину вспоминают в самые тяжёлые минуты жизни. В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» главный герой попал в плен в монастырь, откуда пытался сбежать в родной Кавказ. И перед смертью, читая исповедь, тосковал по дому. Таким образом, возвращение на родину – настоящее счастье для человека, даже порой единственное, что может его спасти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В заключение хотелось бы сказать, что нигде нельзя испытать такого восторга, как в родных краях. Детские воспоминания, природа – вот истинное счастье. Поэтому нельзя забывать о родине, ведь это самое главное место в жизни человека.

Как хорошо написать итоговое сочинение

15 апреля российские одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение. «Зачет» по нему — это допуск к ЕГЭ.

Сергей Фадеичев / ТАСС

— Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, — говорит разработчик тем для этого испытания, доктор филологических наук Алексей Федоров. — Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты. В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в «читательском активе». Правда, в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.

Опыт прошлых лет показывает: одно из самых популярных произведений, на которое ссылаются школьники, — «Капитанская дочка» Пушкина. Но проблема в том, что зачастую такие работы написаны как под копирку и получают низкие баллы. Лучше рассказать о том, чем действительно интересуешься. Любишь фантастику Рэя Брэдбери или Стивена Кинга? Гарри Поттера? Никто не запрещает раскрыть свои мысли на примере книг про юного волшебника.

Открытые направления тем известны: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», «Время перемен», «Разговор с собой». Но это только общие «указатели». А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе. Выбрать можно будет одну из пяти. Важно: часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее направление, известное заранее. Искусственный подгон темы — большой риск получить незачет.

— Некоторые сочинения выглядят так: первый абзац — короткий тезис, а затем идет пересказ произведения. Так делать не надо! — советует эксперт. — Объем цитирования не должен превышать половины всего сочинения. Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и искажает его до неузнаваемости.

Еще несколько формальностей. Минимальный объем — не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги, и другие служебные слова. — Прим. ред.). Рекомендуемый — от 350 слов.

Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок. Важна правильная композиция и логика. Допустимое количество ошибок — не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Что будет на ЕГЭ по русскому языку

Основные дни ЕГЭ стартуют через полтора месяца. Самый массовый — экзамен по русскому языку — хотят сдавать почти 726 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом изменения в заданиях минимальные. О них рассказал эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы в Москве Роман Дощинский:

— Первое касается общего количества первичных баллов. Было 58, а стало 59. Прибавился балл за один критерий в сочинении — К2 — комментарий проблемы исходного текста. Теперь за него можно получить не пять, а целых шесть баллов. Во-вторых, изменился сам этот критерий, вместе с формулировкой задания 27 (сочинение). Раньше выпускнику нужно было привести два примера-иллюстрации из исходного текста, пояснить их и указать между ними связь. Теперь же ее нужно не просто указать, но и проанализировать, а именно — раскрыть, конкретизировать, пояснить. Объясню на примере. Что делали выпускники 2020 года? Они писали, допустим, что первый пример противопоставлен второму. Или первый пример дополняет второй. А почему противопоставлен? В чем дополняет? Об этом экспертам, проверяющим работу, приходилось только догадываться. Может быть, у героев разные характеры? Может быть, они поступают совершенно по-разному в похожей ситуации? Вот за эти рассуждения и дается еще один балл. Таким образом, в ЕГЭ по русскому языку еще больше усилена аналитическая работа с исходным текстом.

Отвечает Рособрнадзор

Сколько по времени можно писать итоговое сочинение?

3 часа 55 минут (235 минут). В этот промежуток не включается время на подготовку (инструктаж, заполнение регистрационных полей и др.). Для детей-инвалидов продолжительность увеличивается на 1,5 часа.

Чем можно пользоваться во время сочинения?

На рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи находятся:

— ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

— документ, удостоверяющий личность;

— орфографический словарь, выданный по месту проведения итогового сочинения;

— листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения;

— лекарства и питание (при необходимости);

— специальные технические средства (при необходимости).

В ЕГЭ по русскому языку еще больше усилена аналитическая работа с исходным текстом. Фото: Photoxpress

— Участники итогового сочинения выполняют работу на черно-белых бланках регистрации и бланках записи формата А4, — сообщает Рособрнадзор. — В день проведения итогового сочинения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Где узнать результаты?

Результаты можно будет узнать в своей школе.

Если приведен пример только из одного произведения, то могут ли поставить незачет из-за этого?

Нужен ли подробный анализ произведений, которые привлекаются при аргументации?

Вы можете их анализировать, если это поможет в работе, но вы не обязаны этого делать.

Имеет ли право участник на собственную оригинальную интерпретацию произведения?

Да, имеет. Важно, чтобы вы могли доказать свою точку зрения с опорой на литературный материал.

Я увлекаюсь искусством. Можно ли при аргументации опираться на описание архитектурных памятников, картин, скульптур?

Можно, но не вместо литературного материала.

Структура сочинения ОГЭ

Третья часть экзаменационной работы по русскому языку содержит в себе три задания (9.1; 9.2; 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно, которое больше всего ему подходит. Все предложенные задания проверяют коммуникативную компетенцию, иными словами умения построения собственного лингвистического высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Задание нужно выполнять с опорой на тот текст, с которым работали во второй части.

Структура сочинения по русскому языку на ОГЭ

Экзаменационное сочинение должно строиться по типу рассуждения, содержать в себе композиционные компоненты, характерные для данного типа речи, работа должна быть логичной, цельной, последовательной.

Сочинение-рассуждение состоит из:

  • тезиса – утверждения, которое необходимо доказать;
  • аргументов (доказательств) – доводы, необходимые для доказательства выдвинутого утверждения. Их нужно брать непосредственно в тексте из второй части. Аргументов должно быть не меньше двух.
  • заключения – абзац, в котором подводится итог рассуждения. Важно продумать композицию сочинения, определить ключевые слова, последовательность изложения информации, подобрать слова-связки, с помощью которых можно будет соединять предложения в тексте.

Примерный алгоритм написания сочинения-рассуждения ОГЭ

Для того, чтобы успешно справиться на экзамене с написанием сочинения-рассуждения, можно опираться на шаблон, по которому создаются творческие работы подобного типа речи.

В первом абзаце сочинения необходимо выдвинуть тезис, его вы впоследствии будете доказывать в следующих абзацах. Это утверждение вам нужно брать из текста части 2. Тезисом может быть позиция автора и ваше к ней отношение. Если сложно определить, тогда обратитесь к заданиям этой же части, чаще всего задание 2 может привести к мысли о проблеме текста, позиции автора. Можно использовать такие клише, как: «Мне кажется, что позиция автора заключается. », «Я уважаю мнение автора, но не соглашусь. ». Для логического перехода от первого ко второму абзацу можно использовать слова-связки или вопросительные предложения подобного плана: «Почему? Вот почему. это можно доказать следующим образом. Приведём доказательства этому. ».

Второй и третий абзацы содержат в себе аргументацию, то есть строится доказательство тезиса. Предложения нужно строить логично, использовать вводные слова и конструкции, например, такие как: во-первых, во-вторых, кроме того, а главное и тп. Необходимо помнить, что нужно грамотно вставлять в вашу творческую работу цитаты из текста или номера предложений. Ссылку на необходимое предложение можно оформить таким образом: «Предложение 11 является восклицательным».

Запомните, что лучше всего все доказательства, будь их два или три, лучше оформлять отдельным абзацем.

Если вы пишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, то вам нужно уметь цитировать фразы из текста или вставлять номера предложений. Особенно внимательно нужно отнестись к такому понятию, как языковые средства и их роли в тексте.

Рассмотрим вариант работы, в которой анализируются антонимы «чёрный» и «белый». Ученик может написать, что автор показывает этими словами противопоставление, что, конечно же, верно. Однако антонимы всегда выражают противопоставление, а что писателем противопоставляется во фрагменте, который представлен для анализа, остается непонятным. Если ученик укажет контекстуальные антонимы, иными словами такие словосочетания, которые обозначают противопоставление «белых ночах» и «чёрных днях блокады». Так он легко докажет, что автор противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны. Такой прием контраста достигает с помощью антонимов. При проверке сочинения экспертам становится ясно, что экзаменуемый понимает текст, умеет его анализировать.

Таким образом, в сочинении-рассуждении примеры любых языковых явлений нужно приводить грамотно, важно объяснять их значения непосредственно из анализируемого отрывка.

Заключительный абзац является выводом. В нем подводится итог вышесказанному, завершается рассуждение с обязательным возвратом к тезису. В этой части сочинения выражается согласие или несогласие с автором анализируемого текста или утверждения истинности, значимости, актуальности высказывания, если это лингвистическая тема.

Подобный алгоритм сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку можно и нужно использовать как памятку. Если систематично работать по такому плану, прорешивать и разбирать задания не только с учителем, но и самостоятельно, то в дальнейшем вы можете написать отличное сочинение.

Типовые конструкции в сочинении-рассуждении ОГЭ

Не стоит бояться использовать в своем сочинении типовых конструкций или клише. Ошибочно считается, что употребление подобных форм свидетельствует об узком кругозоре автора сочинения. Однако во многих текстах разного стиля и жанра используются типовые речевые формулы, которые призваны помочь построить текст и осуществить лаконичную, экономичную передачу информации. Многие лингвисты разграничивают понятия речевой штамп и клише. Они считают, что штампы — это банальные, высокопарные, «надоевшие» фразы, которые из-за постоянного употребления в письменной речи давно уже потеряли свою значимость. Например, «проходит красной нитью», «поднялся лес рук», «свет души», «развернуть широким фронтом», «целиком и полностью». Такие выражения не нужно употреблять в своем сочинении.

Клише — это стандартная речевая форма или фраза, которую легко воспроизвести в речи при определенных жизненных обстоятельствах. Они применяются как ключевые элементы речи. На самом деле школьники часто используют в своих сочинениях клише и даже не подозревают об этом. «Это можно доказать», «Обратимся к предложению. », «Таким образом, . », «В результате рассуждения мы пришли к выводу, что. ». Подобные конструкции помогают построить логичное высказывание, структурируют текст сочинения.

Часто школьники думают, что употребляя готовые формулы, можно написать качественное сочинение. Помните, что в выпускном сочинении важно опираться на анализируемый текст, на мысли автора, а не подгонять шаблонные фразы в сочинении, которое не будет отвечать позиции автора, логике. Слова-синонимы помогут вам избежать тавтологии или ошибочных повторов в вашей творческой работе.

Примерные варианты вступления в сочинении по русскому языку по ОГЭ

Вариант 1. Д. Розенталь писал: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение». Трудно не согласиться с мнением известного лингвиста. Действительно, эпитеты помогают писателю передать, а нам понять разнообразные чувства, состояния, многообразие окружающего мира. Для доказательства этого обратимся к тексту А. Куприна.

Вариант 2. Эпитеты — очень важное средство, которое использует автор для того, чтобы образы получились выразительными. В предложении 27, например, используется эпитет «яростный» (ураган). Это слово показывает силу стихии, а также ужас людей. В качестве другого примера можно привести эпитет «чёрствое» (предложение 50). В сочетании с существительным «благоразумие» он выступает в переносном значении, образно определяя предмет.

Примерные варианты вывода:

Вариант 1. Таким образом, мы убедились, что утверждение Д. Розенталя верно.

Вариант 2. Приведённые примеры помогли нам доказать справедливость слов Д. Розенталя.

Если вы понимаете, что не сможете написать сочинение на лингвистическую тему, обратите внимание на задания 9.2 и 9.3. Эти сочинения, на морально-этическую тему, которые направлены на содержательный анализ текста.

Изучите оба задания и выберите одно из них. Обратите внимание на то, как сформулирован вопрос к выбранному вами заданию, какое слово в нём ключевое. Сравните вопросы 2-го и 3-го заданий. Подумайте, что ́вы можете ответить на каждый из них, какой из ваших мысленных ответов покажется вам более развёрнутым, аргументированным, интересным.

Легион - Задание к сочинению.JPG

Пишем каркас сочинения по известному алгоритму:

  1. Вступление. Тезис: Чёрствость — это безразличие и равнодушие.
  2. Аргументы. Ищем в тексте доказательства, с помощью которых можем раскрыть тезис. Нужно изучить текст, найти подтверждение данной мысли. Аргумент 1 (из текста). Примером равнодушия, может быть фрагмент текста (предложения 15–37). Аргумент 2 (читательский пример-аргумент). В рассказе «Кусака» Л. Андреева описана бездушность людей по отношению к животному.
  3. Формулируем вывод. Заключение: Чёрствый человек страшен.

Далее предлагаем вам прочесть вариант ученического сочинения по ОГЭ.

«К сожалению, чёрствость — нередкое явление нашего общества. Человеку, заражённому душевной глухотой, не жаль бездомного котёнка, он не испытывает сострадания к больным детям, его не трогают слёзы матери… Чёрствость — это бездушие, холодность, отстранённость от чужой беды, это то, что не даёт возможности человеку быть Человеком. Страшной бездушностью пропитан диалог мужа и жены, слышащих призывы о помощи (предложения 15–37). Даже маленькие дети не могут пробудить в родителях человеческие чувства. Этому явлению посвящено очень много произведений. На меня, например, очень сильное впечатление произвёл рассказ Л. Андреева «Кусака». Простая дворняжка, приблудившаяся к людям, привязалась к ним. Всё лето дети играли с собакой, а когда наступила осень, Кусаку оставили на пустой даче зимовать. Люди даже не задумались о том, что здесь её ждёт голодная смерть. Итак, мы увидели, как жестока и страшна чёрствость. Это слово вбирает в себя много отрицательных значений, которые можно объединить одним — бесчеловечность».

Итоговое сочинение-2022: руководство к действию

Какие темы могут встретиться на итоговом сочинении в 2022 году? Откуда брать аргументы? И кстати, сколько слов и абзацев должно быть в сочинении? Публикуем обзор по подготовке к декабрьскому экзамену

Итоговое сочинение-2022: руководство к действию / ru.wikihow.com

Текст: Ольга Лапенкова

В 2022-м одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение немного по-другому — не так, как в прошлые годы. Если раньше ученикам озвучивали пять направлений (например, «Человек путешествующий» или «Цивилизация и технологии»), а темы могли попасться какие угодно, то теперь всё усложнилось. В этом году школьникам предложат три больших тематических блока, а внутри каждого из них — несколько блоков поменьше. «Большие» блоки называются так:

  • «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»;
  • «Семья, общество, Отечество в жизни человека»;
  • «Природа и культура в жизни человека».

Какие темы будут на итоговом сочинении — это, как и в прошлом году, никому не известно. Однако, если раньше темы были каждый раз новыми, теперь их будут брать из базы, сформированной на протяжении прошедших лет. Увы, просто прорешать их все не получится: ходят слухи, что в базе их около 1,5 тысячи, — да и сама база, кстати говоря, закрытая.

Поэтому, как и раньше, будем думать-гадать, что писать на итоговом сочинении. Повторим, какой должна быть композиция вашего текста; предположим, как всё-таки могут звучать конкретные темы; и, конечно, вспомним аргументы к итоговому сочинению — из русской и зарубежной классики, а также из мира кино.

Тематические блоки

Каждый «большой» тематический блок состоит из трёх-четырёх других. Если вам хочется подготовиться к каждому из них, это очень похвально! Но если вы боитесь, что не успеете освежить в памяти всё-всё-всё, можно выбрать несколько (желательно не менее трёх) самых интересных для вас рубрик. (Ссылки на статьи, посвящённые каждому из «маленьких» блоков, будем добавлять по мере их появления на сайте).

  • «Внутренний мир человека и его личностные качества»;
  • «Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом»;
  • «Познание человеком самого себя»;
  • «Свобода человека и её ограничения»;
  • «Семья, род; семейные ценности и традиции»;
  • «Человек и общество»;
  • «Родина, государство, гражданская позиция человека»;
  • «Природа и человек»;
  • «Наука и человек»;
  • «Искусство и человек».

Композиция итогового сочинения

Напоминаем, что сочинение, которое претендует на высший балл, должно содержать не менее 250 слов, а в идеале их должно быть плюс-минус 350. Что же касается композиции данной работы, мы советуем составлять её из четырёх абзацев:

  • 1-й абзац — введение (тезис, то есть собственный ответ на поставленный вопрос);
  • 2-й и 3-й абзацы — основная часть (рассуждения, подкреплённые аргументами из литературы или кино);
  • 4-й абзац — заключение (краткий пересказ всего написанного выше).

Таким образом, итоговое сочинение — например, на тему «Является ли богатство необходимым условием счастья?» — может выглядеть так:

Является ли богатство необходимым условием счастья?

Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, является ли богатство необходимым условием счастья. С одной стороны, человек, у которого не хватает денег на технику, одежду и даже еду, может быть доволен своей жизнью: например, если он занимается чем-то важным, а ещё его окружают родные и близкие люди, единомышленники. С другой стороны, нехватка средств часто мешает получить образование, поправить здоровье, отправиться в путешествие или осуществить мечту. Так что не обязательно быть богатым, чтобы чувствовать себя счастливым, однако деньги (при правильном к ним отношении) помогают человеку развиваться как личности, а также помогать другим.

К сожалению, даже в наши дни многие люди находятся за чертой бедности. Они зарабатывают на хлеб честным трудом, но этого едва хватает, чтобы прокормить семью. Большинство таких людей одержимы внутренней тревогой. Они понимают: если с ними что-то случится и они не смогут работать, им придётся влезть в долги или лишиться имущества.

Но при этом даже среди бедняков есть люди, которые не поддаются унынию, — и всё потому, что они обрели смысл жизни. Если человек занимается тем делом, которое считает особенно важным, и окружён близкими по духу людьми, собственная бедность не будет восприниматься им как трагедия. Здесь уместно вспомнить Григория Добросклонова, героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семья этого персонажа десятилетиями жила в бедности. Его отец был сельским священником и жил, веря в святость своего долга, но с трудом мог прокормить себя самого, жену и многочисленных детей:

  • Беднее захудалого
  • Последнего крестьянина
  • Жил Трифон. Две коморочки:
  • Одна с дымящей печкою,
  • Другая в сажень — летняя,
  • Коровы нет, лошадки нет.

Но, несмотря на тяготы, в семье Добросклоновых всегда поддерживали друг друга, и Гриша решил пойти по тому же пути, что и отец: стать священником. Н. А. Некрасов неоднократно подчёркивает, что герой чувствует себя поистине счастливым, потому что он нашёл своё призвание, а также потому, что он окружён близкими. Пример таких людей, как Гриша Добросклонов, доказывает, что богатство не является необходимым условием счастья.

С другой стороны, иногда складываются ситуации, когда отсутствие денег не позволяет человеку достичь важных целей. Причём порой это вопрос жизни и смерти. Если человек из-за бедности не может вылечиться сам или обеспечить медицинскую помощь ближнему, здесь вряд ли может идти речь о счастье. Вспомним произведение В. Г. Короленко «Дети подземелья»: один из центральных героев — бродяга по имени Тыбурций Драб — заботится о двух детях, Валеке и Марусе. Однако добродушный Драб настолько беден, что не может даже обеспечить себе и ребятам жильё: семейство обитает в подвале заброшенной часовни.

Однажды Маруся заболевает, но приёмному отцу не на что купить лекарства; девочке становится всё хуже и хуже. Скорее всего, если бы Тыбурций Драб был богат — или, по крайней мере, не настолько беден, — он сумел вылечить Марусю. И, вполне возможно, её бы ждала долгая счастливая жизнь. Однако малышка так и не выздоровела. Этот пример говорит о том, что иногда деньги необходимы: без них невозможно разрешить трудную и даже опасную ситуацию.

Таким образом, не обязательно быть богатым, чтобы радоваться жизни, выполнять свой долг, а также наслаждаться временем, проведённом в кругу любимых людей. Но иногда только деньги могут помочь человеку достичь важной цели — или даже сохранить здоровье себе и близким.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *