Какая структура реагирует на свет егэ
Перейти к содержимому

Какая структура реагирует на свет егэ

  • автор:

Орган зрения

Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость — способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

Реакция зрачка на свет

И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

  • Периферический — рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
  • Проводниковый — чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
  • Центральный (корковый) — участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы
Зрительный анализатор

С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть — орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.

Зрительный анализатор

    Наружная, называемая также — фиброзная оболочка

Эта оболочка подразделяется на роговицу и склеру. Склера — белочная оболочка, которая характеризуется плотностью и непрозрачностью. Она выполняет опорную и защитную функции.

Впереди непрозрачная склера переходит в прозрачную роговицу. Роговица (роговая оболочка) обладает высокими светопреломляющими способностями, и лишена кровеносных сосудов (а это значит, что она отлично приживается при трансплантации).

Наружная оболочка глаза

В составе средней оболочки выделяют три части: радужку, ресничное тело и собственно сосудистую оболочку.

Средняя оболочка глаза

Радужка расположена спереди в форме ободка, посередине которого располагается отверстие — зрачок. В радужке могут находиться разные пигменты и их сочетания, что определяет цвет глаз. Зрачок способен сужаться (при ярком освещении) и расширяться (в темноте) благодаря наличию в радужке мышц сужающих и расширяющих зрачок.

Ресничное тело расположено впереди собственно сосудистой оболочки. При сокращении ресничной (цилиарной) мышцы меняется кривизна хрусталика, так как отростки ресничной мышцы крепятся к нему. Изменения кривизны хрусталика имеет важное значение для аккомодации — настройки глаза на наилучшее видение объекта.

Собственно сосудистая оболочка располагается в задней части глаза, богата кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и транспорт газов для тканей глаза.

Средняя оболочка глаза

Сетчатка изнутри прилежит к сосудистой оболочке. Сетчатка воспринимает световые раздражения и преобразует их в нервные импульсы. Это становится возможным благодаря наличию в ней особых фоторецепторных клеток — палочек и колбочек.

Палочки обеспечивают сумеречное зрение (в темноте), колбочки служат для цветового восприятия, активируются при достаточно интенсивном освещении, вследствие чего в темноте человек практически не различает цветов.

На сетчатке имеются слепое и желтое пятна. Слепым пятном называется место выхода зрительного нерва — здесь отсутствуют палочки и колбочки. Желтое пятно (макула) — место наиболее плотного скопления колбочек, где чувствительность к свету самая высокая. В центре макулы находится центральная ямка.

Сетчатка внутренняя оболочка глаза

Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело — прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик — прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию — настройку глаза на наилучшее видение объекта.

Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение — это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: «Расслабьтесь, посмотрите вдаль». При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.

Ресничная мышца

  • Действительное — соответствует тому, что на самом деле видим
  • Обратное — перевернуто вверх ногами
  • Уменьшенное — размеры отраженной «картинки» пропорционально уменьшены

Прозрачные среды глаза

Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела — затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка — «искры из глаз». Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.

Центральный отдел зрительного анализатора

Заболевания

Конъюнктива — слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы — выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза — конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза — «красными глазами», а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.

Близорукость и дальнозоркость

При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.

Двояковогнутые линзы при близорукости

При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.

Двояковыпуклые линзы при дальнозоркости

Гигиена зрения
  • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
  • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей — с правой стороны
  • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
  • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется — это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
  • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения

Гигиена зрения

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2024

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Органы чувств. Часть 1

Самые большие глаза, которые есть у ныне существующих животных — это глаза гигантских кальмаров, которые могут достигать полуметрового размера. И это неудивительно, ведь зрение — это важнейший способ восприятия окружающего нас мира, с помощью которого мы получаем 60-70% всей входящей информации. Мы можем любоваться красивым пейзажем, смотреть на дорогих нам людей, наслаждаться произведениями искусства, — и всё это благодаря зрительному анализатору, подробнее о котором поговорим в этой статье.

Общее строение анализатора

Анализатор — функциональная единица, отвечающая за восприятие и анализ сенсорной информации.

С помощью анализаторов или органов чувств мы взаимодействуем с окружающим нас миром. Каждый анализатор состоит из трех отделов:

1) Периферический отдел — это рецептор, он отвечает за восприятие и преобразование механических и химических сигналов внешнего и внутреннего мира в нервные импульсы.

2) Проводниковый отдел — это чувствительный нерв, он включает в себя чувствительные нейроны и проводящие пути от рецептора до коры полушарий большого мозга.

3) Центральный (корковый) отдел — это участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие и обрабатывающие информацию от соответствующих рецепторов.

Рецептор

Рецептор — это специальная чувствительная клетка или чувствительное нервное окончание, которое воспринимает раздражение и преобразует его в нервный импульс.

В зависимости от расположения в организме рецепторы бывают:

  • Экстерорецепторы (от “экстеро” — снаружи) — расположены в коже, слизистых, органах чувств;
  • Интерорецепторы (от “интеро” — внутри) — расположены во внутренних органах;
  • Проприорецепторы — рецепторы опорно-двигательного аппарата (находятся в сухожилиях, суставах).
Только в коже насчитывается около 500 тысяч осязательных рецепторов. То есть на каждый квадратный сантиметр кожи приходится около 25 рецепторов. Если бы у нас не было столько рецепторов, мы бы просто не выжили: рецепторы постоянно предупреждают нас об опасностях.

Разные рецепторы реагируют на разные стимулы: на изменение давления, температуры, химического состава воздуха и т.д. В зависимости от природы воспринимаемых стимулов рецепторы подразделяются на:

  • Механорецепторы — рецепторы, реагирующие на какое-то механическое воздействие: тактильные, проприорецепторы, слуховые, вестибулярные, барорецепторы (на давление), волюморецепторы (на растяжение).

Например, закройте глаза и проведите пальцем по поверхности стола. Его гладкость или шероховатость, наличие или отсутствие узоров, — всё это воспринимают ваши механорецепторы.

  • Терморецепторы — рецепторы, реагирующие на изменение температуры: холодовые и тепловые.

А теперь заварите себе чай. Если вы попытаетесь взять кружку не за ручку, а целиком, то скорее всего вы обожжетесь и отодвинете ее куда подальше. Это работа терморецепторов.

  • Фоторецепторы — рецепторы, связанные с восприятием световых лучей: палочки и колбочки сетчатки.

Для знакомства с работой ваших фоторецепторов вам не нужно совершать какие-то особые действия: просто не закрывайте глаза. Абсолютно всё, что вы сейчас видите, — это результат работы колбочек и палочек.

  • Хеморецепторы — рецепторы, воспринимающие изменение химического состава: обонятельные, вкусовые, некоторые интерорецепторы.

Ваш чай еще не остыл? Пододвигайте кружку обратно: самое время чем-то подкрепиться! Отломите кусочек шоколадки и положите его в рот. Ощущаете приятную сладость? Поблагодарите свои хеморецепторы — восприятие вкуса возможно благодаря им .

Зрительный анализатор

Начиная изучение строения любого анализатора, следует отвечать на три вопроса:

  • Какая структура воспринимает изменение в окружающей среде?
  • Какая структура проводит нервный импульс?
  • Какая доля мозга обрабатывает информацию?

Отвечая на эти вопросы относительно зрительного анализатора, мы получим следующую картину:

  • Рецепторы сетчатки воспринимают сигналы окружающей среды (освещение, цвет, форму объектов) — это периферический отдел.
  • Зрительный нерв проводит нервный импульс от рецепторов к мозгу — это проводниковый отдел.
  • Зрительная кора в затылочной доле больших полушарий обрабатывает информацию — это центральный отдел.

Органы зрения состоят из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза включает в себя:

  • Брови — защищают глаза от пота.
  • Ресницы — защищают глаза от пыли.
  • Веки — механическая защита и поддержание влажности.
  • Слезный аппарат — состоит из слезных желез, которые выделяют слезную жидкость, увлажняющую, промывающую и дезинфицирующую глаза и слезовыводящих протоков. Избыток слезной жидкости удаляется в носовую полость через слезный канал, расположенный во внутреннем углу глазницы.
  • Двигательный аппарат — прямые и косые мышцы, двигающие глазное яблоко.

Строение глаза

Глазное яблоко состоит из трех оболочек:

1) Белочная оболочка (склера) — это наружная оболочка, состоящая из соединительной ткани. Она выполняет функцию защиты глаза, а также придает ему форму. Спереди она переходит в прозрачную структуру — роговицу.

2) Сосудистая оболочка — это средняя оболочка, которая содержит кровеносные сосуды, питающие глазное яблоко. Спереди она переходит в радужку, в которой есть отверстие – зрачок. В зависимости от интенсивности освещения он меняет свои размеры.

3) Сетчатая оболочка — внутренняя оболочка, содержащая рецепторы, отвечающие за восприятие света и преобразование его в нервный импульс. В сетчатке выделяют два типа рецепторов:

  • Палочки — воспринимают свет в условиях сумеречного освещения, содержат пигмент родопсин.
  • Колбочки — воспринимают дневной свет и цвета при ярком освещении, содержат пигмент йодопсин.

В сетчатке выделяют два “пятна”:

  • Желтое пятно — место наибольшей концентрации колбочек. Здесь глаз обладает наибольшей остротой зрения и наилучшим восприятием цвета.
  • Слепое пятно – место выхода зрительного нерва из глазного яблока. Здесь отсутствуют палочки и колбочки.

Светопреломляющие структуры

Прежде чем свет достигнет сетчатки глаза, он должен пройти через несколько светопреломляющих структур:

  • Роговица — передняя прозрачная часть склеры, является первой линзой на пути световых лучей. Функция — механическая защита глаза и пропускание световых лучей.
  • Передняя камера глаза — пространство между роговицей и радужной оболочкой, заполненное прозрачной жидкостью — водянистой влагой.
  • Задняя камера глаза — пространство между радужной оболочкой и хрусталиком, заполненное прозрачной жидкостью — водянистой влагой.
  • Стекловидное тело — полость глаза между хрусталиком и глазным дном, заполненная прозрачным вязким гелем, поддерживающим форму глаза.
  • Хрусталик — прозрачная двояковыпуклая линза, которая может изменять свою кривизну и таким образом фокусировать световые лучи. Изменять кривизну хрусталика помогает ресничное тело (цилиарная мышца). Вот, как это происходит:

Заболевания и аномалии зрения

Из-за неправильного преломления световых лучей они могут фокусироваться не на сетчатке, из-за чего человек испытывает трудности:

Близорукость (миопия) – изображение фокусируется перед сетчаткой, из-за чего человек видит четко только предметы, расположенные вблизи. Причина — слишком длинное глазное яблоко или чересчур выпуклый хрусталик. Исправляется очками с двояковогнутыми линзами.

Дальнозоркость (гиперметропия) — изображение формируется за сетчаткой, из-за чего человек видит четко только предметы, расположенные вдалеке. Причина — слишком короткое глазное яблоко или чересчур уплощенный хрусталик. Исправляется очками с двояковыпуклыми линзами.

Астигматизм — вызван невозможностью схождения всех лучей в одну точку вследствие неодинакового преломления лучей в разных частях глаза, из-за чего изображение воспринимается нечетким. Исправляется очками со сфероцилиндрическими линзами.

В результате различных инфекций или других патологий могут возникать следующие дефекты:

Катаракта — оптический дефект, при котором происходит помутнение хрусталика. Развитию катаракты способствуют нарушение обмена веществ, сахарный диабет, авитаминоз и другие причины. Зачастую требуется оперативное вмешательство.

Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы), которая покрывает глаза снаружи и заднюю поверхность век и секретирует жидкость, увлажняющую глаза. При этом заболевании глаза краснеют и слезоточат. Лечится с помощью противобактериальных или противовирусных, а также противоаллергических препаратов.

Бельмо — оптический дефект, при котором происходит помутнение роговицы. Часто является последствием предшествующих воспалительных процессов оболочек глаза.

Фактчек

  • Анализатор состоит из трех анатомически и функционально связанных между собой элементов: периферический, проводниковый и корковый отдел.
  • В составе зрительного анализатора выделяют: периферический отдел (рецепторы сетчатки), проводниковый отдел (зрительный нерв) и центральный отдел (затылочные доли больших полушарий).
  • Вспомогательный аппарат глаза включает в себя защитные приспособления (брови, ресницы, веки), слезный аппарат и двигательный аппарат (прямые и косые мышцы глаза).
  • Глазное яблоко состоит из трех оболочек — наружной волокнистой, сосудистой и внутренней сетчатой.
  • В состав сетчатки входят два типа рецепторов — палочки и колбочки.
  • Глазное яблоко содержит светопреломляющие структуры, при прохождении через которые луч света преломляется: роговицу, хрусталик, стекловидное тело и жидкости передней и задней камер глаза.
  • При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, из-за чего человек хорошо видит вблизи.
  • При дальнозоркости изображение фокусируется за сетчаткой, из-за чего человек хорошо видит далекие предметы.

Проверь себя

Задание 1.

В какой отдел анализатора входит нерв?

  1. Периферический
  2. Проводниковый
  3. Корковый

Задание 2.

К каким рецепторам относятся слуховые рецепторы?

  1. Механорецепторы
  2. Терморецепторы
  3. Фоторецепторы
  4. Хеморецепторы

Задание 3.

Какие линзы нужны при близорукости?

  1. Двояковогнутые
  2. Двояковыпуклые
  3. Сфероцилиндрические

Задание 4.

Выберите все светопреломляющие структуры глаза:

  1. Слепое пятно
  2. Задняя камера
  3. Хрусталик
  4. Коблочки
  5. Все вышеперечисленные

Ответы: 1. — 2; 2. — 1; 3. — 1; 4. — 23.

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Одноклеточные»

1. Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызывается? Какой организм является переносчиком малярии? Объясните причину малокровия.

1) малярия вызывается малярийным плазмодием;
2) переносчик плазмодия – маляррийный комар;
3) малярийный плазмодий размножается в эритроцитах, разрушая их;
4) снижение содержания эритроцитов в крови вызывает малокровие.

2. Половину сосуда с эвгленами зелёными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.

1. Эвглены переплывут в освещенную часть сосуда, так как на свету эвглены способны к фотосинтезу (содержат хлоропласты).
2. Это пример раздражимости (положительного фототаксиса).
3. Данную реакцию нельзя назвать рефлексом, так как эвглены не имеют нервной системы

3. В одну каплю воды поместили инфузорий, а другую оставили чистой; капли соединили узкой перемычкой. В каплю с инфузориями поместили кристалл соли. Как изменится поведение инфузорий? Какое свойство живого при этом проявляется? Какой тип регуляции обеспечивает такое поведение инфузории? Ответ поясните.

1. Инфузории переплывут в каплю с чистой водой.
2. Свойство — раздражимость (хемотаксис).
3. Тип — гуморальная регуляция (осуществляется с помощью химических веществ).

4. Назовите представленный на рисунке объект и его систематическое положение (царство, подцарство, тип). Какой процесс изображен на рисунке и в чем состоит его биологическое значение?

1) инфузория-туфелька; царство Животные, подцарство Простейшие (одноклеточные), тип Инфузории;
2) процесс – бесполое размножение делением надвое (простое деление);
3) биологическое значение – воспроизведение организмов, идентичных родительской особи.

5. Рассмотрите рисунок жизненного цикла хламидомонады и укажите названия стадий, обозначенных цифрами 1 и 2. В результате какого деления образовались клетки, обозначенные цифрой 1? Чем представлены гаметофит и спорофит этой зеленой водоросли?

1) 1 – зооспоры, 2 – зигота.
2) Зооспоры образовались в результате мейоза.
3) Гаметофит представлен зеленой одноклеточной водорослью, спорофит представлен зиготой.

6. Почему малярия распространена в заболоченных районах? Кто является возбудителем этого заболевания?

1) возбудителем малярии является простейшее – малярийный плазмодий;
2) возбудителей малярии переносят малярийные комары;
3) развитие комаров (от яйца до взрослого насекомого) происходит в воде;
4) в заболоченных районах комары имеют подходящие условия для размножения (увеличивается численность популяции комаров).

7. Какая структура инфузории-туфельки изображена под цифрой 1? Какую функцию она выполняют? Почему инфузорию-туфельку считают более высокоорганизованным организмом, чем амебу обыкновенную? Назовите не менее трех признаков.

1) большое ядро (макронуклеус);
2) обеспечивает инфузорию всеми видами РНК, контролирует метаболические процессы, не связанные с половым процессом;
инфузория-туфелька, в отличие от обыкновенной амебы, имеет:
3) постоянную форму тела ИЛИ органоиды передвижения (реснички);
4) клеточный рот, клеточную глотку и порошицу;
5) два ядра ИЛИ половой процесс (конъюгацию).

8. Определите, к какому надцарству, царству относят организм, изображенный на рисунке. Ответ обоснуйте. Какой тип питания характерен для этого организма?

1) надцарство – Эукариоты;
2) так как имеется обособленное ядро, мембранные органоиды;
3) царство – Растения;
4) так как имеются клеточная стенка, хроматофор (пластида);
5) тип питания – смешанный (автотрофный и гетеротрофный).

9. Назовите организм, вызывающий заболевание малярией у человека. Как происходит заражение человека? Объясните, почему использование непродуманных оросительных систем может привести к росту заболеваемости малярией.

1) заболевание вызывает малярийный плазмодий;
2) переносчиками плазмодия являются малярийные комары;
3) при укусе человека комаром плазмодий попадает в кровоток человека;
4) личинки комара развиваются в воде;
5) непродуманные оросительные системы могут привести к заболачиванию и, следовательно, к росту популяции комаров

10. Как в организме инфузории-туфельки поддерживается водно-солевой гомеостаз в пресных водоемах? Как называется реакция инфузории-туфельки, выражающаяся в движении от кристалла соли?

1) концентрация солей в пресном водоеме меньше, чем в теле инфузории-туфельки;
2) благодаря осмосу в клетку инфузории-туфельки поступает вода;
3) поддержание водно-солевого гомеостаза обеспечивается сократительными вакуолями;
4) сначала вода из цитоплазмы собирается в сократительные вакуоли, а потом при сокращении вакуолей удаляется из клетки;
5) хемотаксис

11. Рассмотрите рисунок с изображением паразитического простейшего Balantidium coli, обитающего в кишечнике человека. Наличие структур 1 и 2 является одним из признаков типа, к которому относится организм. Какой это тип? Укажите еще два признака этого типа, видимые на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?

1) тип Инфузории;
2) органоиды движения — многочисленные реснички;
3) два типа ядер (макро- и микронуклеус) ИЛИ наличие клеточного рта (цитостома) ИЛИ наличие порошицы;
4) 1 — макронуклеус (большое, вегетативное ядро);
5) обеспечивает жизнедеятельность клетки (синтез РНК);
6) 2 — микронуклеус (малое, генеративное ядро);
7) участвует в конъюгации (половом процессе, рекомбинации генетического материала).

12. Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменяется частота сокращения сократительной вакуоли при помещении хламидомонад в раствор с высокой концентрацией сахаров (осмолярностью) в среде? Объясните, почему происходит это изменение, исходя из функций сократительной вакуоли. За счет каких изменений в строении и работе сократительных вакуолей может изменяться их выброс? Укажите два изменения.

1) частота сокращения сократительной вакуоли уменьшается;
2) сократительные вакуоли удаляют избыток воды, поступающей в клетку (по осмотическому градиенту);
3) при повышении концентрации сахаров в среде поступление воды в клетку уменьшается;
4) за счет изменения объема сократительной вакуоли;
5) за счет изменения частоты сокращения сократительной вакуоли.

13. Исследователь поместил на два предметных стекла по капле воды с культурой амёб. На первое стекло он добавил каплю водного раствора с 10%-ной концентрацией NaCl, а на второе – каплю воды с хламидомонадами. Две капли на каждом стекле он соединил водным мостиком. Какое поведение амёб наблюдал исследователь в первом и во втором случаях? Как называют способность амёб реагировать на внешние воздействия и каково её значение для организма?

1) в первом случае амёбы двигались в сторону от солёного раствора (отрицательная реакция (таксис) на солёный раствор);
2) во втором случае амёбы двигались к хламидомонадам (положительная реакция (таксис) на хламидомонаду (пищу));
3) способность у амёб называют раздражимостью (таксисом);
4) раздражимость (таксис) у простейших служит для адаптации к условиям среды.

14. Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится скорость деления хлореллы в ходе эксперимента? Ответ поясните. Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом обработать культуру хлореллы ингибитором фотосистемы II? Ответ поясните.

1) скорость деления клеток хлореллы увеличится;
2) в процессе фотосинтеза образуется много углеводов (органических веществ);
3) усилится обмен веществ (пластический обмен)
ИЛИ
3) ускорится рост (деление) клеток;
4) при блокировке работы фотосистемы II останавливается фотосинтез (световая фаза);
5) выделение кислорода спустя непродолжительное время прекратится (кислород не будет выделяться).

15. Ученый провел эксперимент с хламидомонадой. Для этого он помещал культуру клеток хламидомонад в растворы с различной концентрацией сахаров (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, почему изменяется выброс сократительной вакуоли в эксперименте, исходя из функций сократительной вакуоли. Изменятся ли результаты эксперимента, если заменить сахара на поваренную соль такой же осмотической концентрации в растворах, куда помещали хламидомонад? Ответ поясните.

1) сократительные вакуоли удаляют избыток воды (поддерживают осмотическое давление внутри клетки);
2) чем выше концентрация веществ (сахаров) в среде, тем меньше воды поступает в клетку (удаляется вакуолью);
3) нет, не изменятся;
4) осмос — процесс, зависящий от разности концентраций вещества, а не от его природы (коллигативный процесс);
5) при замене сахара на соль разность концентрации (градиент) сохранится.

16. На фотографии показано одноклеточное простейшее инфузория-туфелька Paramecium caudatum. Какая структура ее клетки обозначена цифрой 1? Какова ее роль в осморегуляции, если учесть, что представители данного вида инфузорий обитают в пресных водоемах? Что такое осморегуляция? Ответ поясните на примере инфузории Paramecium caudatum.

1) сократительная вакуоль;
2) удаляет излишки воды;
3) осморегуляция — процессы, направленные на поддержание постоянного осмотического давления (на поддержание водно-солевого баланса, гомеостаза);
4) концентрация растворенных веществ в клетке инфузории выше, чем в окружающем растворе (среда гипотоническая);
5) по осмотическому градиенту в клетку инфузории поступает излишнее количество воды;
6) путем удаления воды простейшее поддерживает водно-солевой баланс (гомеостаз).

17. Рассмотрите рисунок с изображением обыкновенной амебы. Какой органоид отмечен на рисунке знаком вопроса? Укажите, какую функцию он выполняет. Объясните, почему у обыкновенной амебы этот органоид функционирует, а у дизентерийной он отсутствует.

1) сократительная вакуоль;
2) выведение избытков воды из клетки;
3) обыкновенная амеба обитает в пресных водоемах;
4) концентрация растворенных веществ (солей) во внешней среде ниже, чем в клетке обыкновенной амебы;
5) вода по осмотическому градиенту постоянно поступает в клетку обыкновенной амебы;
6) дизентерийная амеба – паразит (обитает в организме человека или другого животного);
7) дизентерийная амеба находится в изотонической среде (концентрация растворенных веществ в клетке дизентерийной амебы соответствует концентрации веществ во внешней среде).

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 32. Сложноподчиненное предложение

Урок 33. Сложноподчиненное предложение. Сопоставление придаточных предложений и второстепенных членов предложения. Место придаточной части по отношению к главной. Предложение с несколькими придаточными частями. Параллельные (неоднородные) и однородные (соподчиненные) придаточные при одной главной части

I. Сложноподчиненным называется предложение, части которого грамматически неравноправны и соединены при помощи подчинительных союзов что, чтобы, как, так как, будто, если… то и др. или союзных слов который, когда, куда, почему, сколько и др. (посмотрите урок о подчинительной связи, союзах и союзных словах). По подчинительным союзам и союзным словам сразу можно увидеть сложноподчиненное предложение.

Задание. Посмотрите материал о подчинительных союзах и союзных словах и о том, как их отличить в предложении. Прочитайте предложения с соответствующей интонацией и определите, союзом или союзным словом присоединяется придаточная часть к главной.

1. Я знал, сколько мужества проявила эта женщина в минуту опасности. 2. Никто не догадался, куда ушли ребята. 3. В небольшой комнате, куда я вошел, было темно. 4. Мне казалось, что небо стало темнеть. 5. Я знаю, что сказать. 6. Витя — человек, который не подведет. 7. Чем лгать, лучше скажи правду. 8. Ты знаешь, чем заплатить долг.

Часть предложения, грамматически подчиняющая другую, называется главной (главным предложением), подчиненная часть предложения называется придаточной (придаточным предложением). Найдите ту и другую в примерах задания.

Поскольку части сложноподчиненного предложения связаны подчинительной связью, то логические и грамматические отношения между ними строятся как отношения главных и второстепенных членов простого предложения. Соответственно, все придаточные предложения можно выделить в три большие группы по типу трех второстепенных членов — определения, дополнения и обстоятельства.

1. Придаточные определительные, к которым от главной части, а именно от слова-предмета, можно поставить вопрос какой? в соответствующей грамматической форме, как к определениям. Например:

Большими шагами направился я к дому, где жила Ася. (И. Тургенев) — К дому какому? где жила Ася

Задание. Обратите внимание, что в данном примере вопрос от главного предложения не совпадает с союзом, которым присоединяется придаточное. Каким союзом можно заменить союз где, чтобы безошибочно узнать придаточное определительное?

2. Придаточные изъяснительные, к которым от главной части, а именно от сказуемого или члена предложения, выраженного частью речи, способной к управлению, можно поставить вопросы косвенных падежей, как к дополнениям. Например:

Что ты такое говоришь, я никак не пойму. — Не пойму что? что ты говоришь

Задание. С помощью союза или союзного слова присоединяется придаточное?

3. Придаточные обстоятельственные, к которым от главной части, а именно от сказуемого, указательных слов, дополнения или обстоятельства, можно поставить вопрос как к одному из видов обстоятельств. Например:

Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору. (В. Арсеньев)

Задание. Прочитайте предложения (союзы и союзные слова выделены). Поставьте от главной части вопросы к придаточной и сопоставьте тип придаточного предложения и обстоятельство, с которым оно соотносится (посмотрите значения обстоятельств в соответствующем уроке). Все ли придаточные соответствуют обстоятельствам? Обратите внимание, что союз или союзное слово могут не совпадать с вопросом; главное в определении вида придаточного — вопрос, на который оно отвечает.

1) (времени) Нам не придет на память гневное, острое, меткое словцо, пока мы по-настоящему не разгневаемся. (С. Маршак)

2) (места) Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел. (М. Пришвин)

3) (образа действия) Обо всем он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. (К. Паустовский)

4) (меры или степени) Иногда я чувствую в душе такое мстительное чувство, что даже боюсь за себя. (А. Фадеев)

5) (сравнительное) На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы. (А. К. Толстой)

6) (цели) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучливых вопросов. (А. Пушкин)

7) (причины) Оттого что гроза прошла стороной, Саше не было страшно.

8) (уступительное) Хотя гроза прошла стороной, Саше было страшно.

9) (условное) Саше не будет страшно, если гроза пройдет стороной.

10) (следствия) Саша оделся тепло, так что мороз ему нипочем.

4. Придаточные присоединительные, когда придаточная часть содержит дополнительные добавочные замечания, относящиеся к содержанию главной части. В этом случае к придаточному предложению нельзя поставить вопрос, например:

Алексей почувствовал во всем своем слабом теле возбуждающий холодок, что всегда бывало с ним в минуту опасности. (Б. Полевой) — Здесь связь между главной и придаточной частями ослаблена, поскольку главное предложение лексически и грамматически завершено. (Ср. Алексей почувствовал во всем своем слабом теле возбуждающий холодок. Это всегда бывало с ним в минуту опасности.)

Как видно из всех приведенных примеров, придаточное предложение может занимать место перед главным, после главного и внутри него. В соответствии с основным пунктуационным правилом главная и придаточная части отделены запятыми.

В предлагаемом пособии подробно разобраны все виды придаточных частей.

II. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями — двумя и более — придаточные присоединяются двумя способами:

1) все придаточные предложения присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному, второе — к первому придаточному, третье — ко второму придаточному и т. д.

Сегодня речь пойдет о придаточных, которые присоединяются непосредственно к главному предложению. Они подразделяются на а) неоднородные (параллельные) и б) однородные (соподчиненные) придаточные.

1. При параллельном (неоднородном) подчинении разные члены предложения в главной части сложноподчиненного предложения распространяются своими придаточными частями, например:

У него была мать, которую он страстно любил, и сестра, которую надо было вывести в люди. (В. Короленко) — В главной части этого сложноподчиненного предложения от однородных подлежащих мать и сестра в свою очередь зависят придаточные определительные.

2. Однородные (соподчиненные) придаточные предложения сопоставимы с однородными членами предложения. Они имеют одинаковое лексико-грамматическое значение (характер грамматических основ может быть разный), отвечают на один вопрос от слова в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. И знаки препинания при таких однородных придаточных ставятся так же, как в предложениях с однородными членами: учитывается, соединяются придаточные части сочинительными союзами или не соединяются, повторяется сочинительный союз или не повторяется.

Рассмотрим примеры (следите за интонацией; союзы выделены).

1) Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо больше нашего, что он доносит с поля сражения, не успев еще собрать последних сведений. (Л. Толстой) — При главном предложении три однородных придаточных изъяснительных. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части писал (о чем?), присоединяется с помощью союза что, все они связаны интонацией перечисления. Между придаточными предложениями ставится запятая. Обратите также внимание, что следование однородных придаточных с повторяющимся союзом, делает фразу ритмичной.

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А. Пушкин) — При главном односоставном безличном предложении два однородных придаточных изъяснительных. Каждое из них отвечает на один вопрос от главной части: очевидно было (что?), что Савельич был прав и что я напрасно оскорбил его. Оба однородных придаточных присоединяются к главному при помощи союза что, а между собой связаны одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.

3) Яков встал рано утром, когда солнце еще не палило так жарко и с моря веяло бодрой свежестью. (М. Горький) — При главном предложении два однородных придаточных времени. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части встал (когда?) когда солнце не палило и (когда?) с моря веяло свежестью. Во втором придаточном перед союзом и опущен союз когда, который восстанавливается из контекста. Придаточные связаны одиночным союзом и, перед которым не ставится запятая.

4) Я люблю море и когда оно ласково плещется у ног, и когда на нем грозно вздымаются волны. — При главном предложении два однородных придаточных времени. Каждое из них отвечает на один вопрос от сказуемого в главной части люблю (когда?) и присоединяется к главному при помощи двух союзов и когда. При этом союз и повторяющийся, поэтому перед вторым союзом стоит запятая.

Примечание. Если однородные придаточные распространены и внутри этих предложений уже есть запятые, то в качестве факультативного знака препинания они могут отделяться друг от друга точкой с запятой, например:

Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным. (М. Шолохов)

При решении пунктуационной задачи в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными необходимо пользоваться уже известным вам алгоритмом, представленном в пособии.

Возьмем предложение без знаков препинания, но с интонационными паузами и выделенными союзами:

Но надо было видеть Чехова в иные минуты/ увы/ столь редкие в последние годы/ когда им овладевало веселье/ и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне/ и покачиваясь взад и вперёд на кресле/ разражался милым/ искренним/ глубоким смехом. (А. Куприн)

Сразу обращаем внимание на подчинительные союзы (в данном случае союзные слова), указывающие на придаточные части. Перед первым когда на месте интонационной паузы смело ставим запятую.

Находим грамматические основы (в данном случае дело осложняется безличным главным предложением и инверсией в первом придаточном).

Разбираем, что соединяют три союза и. Первый стоит перед союзным словом когда, что указывает на однородные придаточные, значит, запятая не нужна, хотя интонационная пауза есть. Второй союз и соединяет однородные сказуемые во втором придаточном (узнаем их по одинаковой грамматической форме), он одиночный, значит, перед ним тоже запятая не нужна, хоть интонационная пауза присутствует. Третий союз входит в состав неделимого выражения взад и вперед.

Видим интонируемое в речи слово увы — это междометие, оно выделяется запятыми.

Переходим ко второму придаточному, где много интонационных пауз. Всегда помним о суффиксах причастий и деепричастий. Разбирая предложение по членам, видим, что деепричастный оборот открывается после союза и, а закрывается перед вторым сказуемым, — ставим запятые на месте обособления деепричастного оборота.

В этом же предложении интонационные паузы при перечислении определений. Это градация, значит, определения однородны и отделяются запятыми.

В результате получаем:

Но надо было видеть Чехова в иные минуты, увы, столь редкие в последние годы, когда им овладевало веселье и когда он быстрым движением руки сбрасывал пенсне и, покачиваясь взад и вперед на кресле, разражался милым, искренним, глубоким смехом.

Безусловно, бывают предложения с комбинацией однородных и неоднородных придаточных частей.

Задание. Прочитайте предложение (главная часть выделена). Определите виды придаточных. Сопоставьте знаки препинания, интонацию фразы и причинно-следственные связи, которые она отражает.

Теперь, когда вблизи говорили люди и светились окна, ему уже не было страшно, хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала все небо. (А. Чехов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *