Какие предлоги встречаются в 8 задании егэ
Перейти к содержимому

Какие предлоги встречаются в 8 задании егэ

  • автор:

Задание 8. Синтаксические нормы

Я помогу тебе разобраться буквально в КАЖДОЙ ошибке, которая только существует в этом задании. Поехали.

1. Нарушение построения предложения с несогласованным приложением

Приложение — это существительное, которое как-то по-другому описывает определяемое слово.

Нина Ивановна, моя соседка снизу, сегодня пришла и попросила соль

Соседка — это дополнительное описание Нины Ивановны. То есть приложение)

Приложение бывает согласованное (это как в примере выше, когда при изменении падежа одного слова поменяется и другое) и несогласованное (это когда приложение застывает в одной форме и больше не меняется)

Несогласованное приложение в задании 8 — это чаще всего названия книг, газет, журналов. В общем все, что пишется после главного слова в кавычках

Несогласованное приложение (то, что в кавычках) должно находиться в именительном падеже

! это правило работает только при наличии главного слова !

Я прочитал это в романе (предложный) «Преступление и наказание» (именительный)

Я прочитал это в «Преступлении и наказании» (предложный)

2. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом, к тому же слово должно быть определено верно. Это значит, что все слова внутри оборота должны иметь те же род, число и падеж, что и главное слово

Это элементарная ошибка, найти которую вообще не составляет труда

Пример: Это была избушка на ножках, находящихся в глубине леса

Если ножки находятся в глубине леса, то наверняка и вся избушка тоже. Поэтому главное слово здесь — избушка, а не ножки. Исправляем:

Это была избушка на ножках, находящаяся в глубине леса

Теперь чуточку сложнее. Причастный оборот — это причастие с зависимым словом. Очень важно, чтобы внутри оборота находились ТОЛЬКО эти слова и никаких других!

Уважаемые гости, администрация не несет ответственности за оставленные вещи в гардеробе

Главное слово здесь — вещи, а оборот — оставленные в гардеробе. Поэтому предложение обязательно нужно перестроить

Уважаемые гости, администрация не несет ответственности за оставленные в гардеробе вещи

Причастия делятся на две группы — действительные и страдательные. Первые обозначают действие, которое кто-то совершает САМ, вторые — действие, которое свершают НАД кем-то

Если дверь открывается сама, то мы можем назвать ее открывающейся

Но может ли, например, задание решать само себя? Не может ни при каких обстоятельствах, поэтому предложение

Решающееся вчера на уроке задание было очень легким

будет ошибочным. В таком случае нам нужно поменять действительное причастие на страдательное

Решаемое вчера на уроке задание было очень легким


3. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Тут все относительно просто. Сложно может быть только в том случае, если в твоем окружении часто совершают такие ошибки и ты к этому привык(ла).

Главное, что нужно запомнить: деепричастие обозначает добавочное действие к основному. Это значит, что и добавочное, и основное действие выполняет ОДИН И ТОТ ЖЕ субъект.

Предположим, что мальчик идет по дороге и подпрыгивает

Тогда мальчик идет по дороге, подпрыгивая

А в задании тебе встретятся подобные предложения:

Объяснив причину взаимодействия элементов, химическая реакция была открыта учеными

Получается, что реакция была открыта и реакция объяснила причину взаимодействия. Так нельзя 🙂

Объяснив причину взаимодействия элементов, ученые открыли химическую реакцию

Еще деепричастные обороты в большинстве случаев нельзя употреблять с безличными предложениями! Там вообще некому совершать действие, поэтому и нельзя.

Почувствовав запах картошки, захотелось есть

Но иногда все-таки можно…

Учитывая все обстоятельства, можно сделать вывод…

Хорошая новость. В ЕГЭ тебе такие предложения встретиться не должны, но на всякий случай избегай подобных формулировок в сочинениях. Помни: идеальное сочинение — то, в котором ты уверен(а).

4. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое в паре создают предложение. Несколько пар подлежащих и сказуемых создают сложное предложение. Важно помнить, что эти члены предложения должны быть всегда связаны между собой. В большинстве случаев увидеть эту связь не составляет труда. Но есть такие, когда нужно немного напрячься, чтобы сделать это.

Род / число

Первая ошибка возникает, когда подлежащее и сказуемые в предложении не согласованы в роде или числе. Обычно эту ошибку легко увидеть, если подчеркнуть главные члены. Именно так, потому что в предложении они могут находиться очень далеко друг от друга.

Все, кто пришел на приуроченное к дню празднования победы над разного рода штуками мероприятия, получил в подарок что-то

Все получил. Выделяем, замечаем — профит 🙂

Аббревиатуры

Это слова, собранные из заглавных букв словосочетаний. Например, МВД, ВМФ, ВДВ, МГУ и другие.

Необходимо запомнить: род у этих слов внутри словосочетания никуда не исчезает, и если МВД — это министерство, то оно всегда будет оставаться словом среднего рода. Поэтому

МВД прислало документ

Подлежащее со словами «много, столько, немало» и др.

С этими словами сказуемое принимает форму только единственного числа!

Столько сложностей на меня свалилось! Столько долгов накопилось!

Числительные, заканчивающиеся на «один»

Часто требуют единственного числа

Пятьдесят один дом построен в этом году

Но не всегда. В ЕГЭ будут элементарные примеры, в которых невозможно разночтение, поэтому запутывать тебя и приводить другие примеры я не буду 🙂


5. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь в 8 задании — это когда мы передаем чужие слова через сложноподчиненное предложение формата «он сказал, что». В ЕГЭ эта ошибка выглядит элементарно, но мы все равно разберем ее для полноты картины

Смешение прямой и косвенной речи

Прямая речь — это дословная передача чужой речи от лица говорящего:

Учитель сказал: «Принеси мне сочинение на проверку»

Косвенная же речь подразумевает передачу чужой речи через другого человека:

Учитель сказал, чтобы я принес ему сочинение на проверку

Как ты догадываешься, использовать можно только один вариант. Предложение типа

Учитель сказал, что «принеси мне сочинение на проверку»

Ловим других на ошибках

Часто в справочниках и пояснениях к 8 заданию пишут, что в косвенной речи не должно быть местоимений 1 и 2 лица. Но это неправда. В косвенной речи не должно быть передачи информации от 1 и 2 лица. А это не то же самое, что простое использование местоимений

Коля сказал: «Друг, приходи завтра в 9 часов вечера!»

Коля сказал, что я должен прийти в 9 часов вечера

Местоимение 1 лица я без проблем вписывается в косвенную речь (если другом называют меня), потому что не относится к Коле — говорящему. И здесь нет ошибки.

Коля сказал: «Завтра я приду на работу к 10 утра!»

Коля сказал, что завтра я приду на работу к 10 утра

В таком формате предложение ошибочно. Но !еще раз! не потому, что здесь личное местоимение использовано, а потому, что я и Коля — один и тот же человек. И в косвенной речи «я» можно использовать только по отношению к себе.

Мимикрирующая ошибка

В 8 задании есть такие ошибки, которые можно легко спутать друг с другом. Ошибка в косвенной речи — одна из них. Посмотри на эти предложения:

Коля спросил: «Ты придешь завтра вечером?»

Коля спросил, что приду ли я завтра вечером

Со вторым предложением явно что-то не так. И если бы мы следовали общему правилу «нельзя 1 и 2 лица местоимения. 1111!11», то отнесли бы его в ошибки с косвенной речью.

Только с ней здесь все в порядке. «Я» относится к говорящему, ошибок в передаче чужой речи нет. Зато есть ошибка в употреблении сложного предложения. И вот с ними мы будем разбираться уже здесь.

6. Ошибки в построении сложного предложения

Сложное предложение — это предложение с несколькими грамматическими основами. Когда мы говорим об этой ошибке, то чаще всего имеем в виду предложение сложноподчиненное.

Части СПП не согласованы друг с другом

Придаточное имеет главное слово так же, как имеет любой второстепенный член предложения. Поэтому так же, как любой второстепенный член предложения, придаточное должно с главным словом согласовываться.

Конный спорт — престижное хобби, в которые люди вкладывают большие деньги

Главное слово при придаточном здесь — хобби. Даже если мы не знаем его числа, то можем определить это прилагательному престижное — оно стоит в единственном числе. Поэтому и союзное слово который должно стоять в единственном числе.

Конный спорт — престижное хобби, в которое люди вкладывают большие деньги

Определительное придаточное слишком далеко

Так как определительное придаточное обозначает признак чего-либо, очень легко допустить ситуацию, когда в предложении появляется объект того же рода, который может перетянуть на себя одеяло

Я увидел девушку в шапке, которая была очень красивая

Не очень-то понятно, кто был красивый: девушка или шапка?

Больше способов образования придаточных

Мы можем склепать придаточное при помощи союза, союзного слова или частицы ли

Я узнал, что (союз) завтра к нам в город приедет цирк

Я узнал, кто (союзное слово) завтра приедет к нам в город

А я все гадаю, приедет ли цирк к нам в город

Как ты догадываешься, использовать можно только один способ. Смешивать их нельзя

Как я узнаю, что все ли ты сделала уроки?


7. Ошибки в построении предложения с однородными членами

Однородные члены предложения — это слова, которые зависят ! в предложении ! от одного и того же слова, отвечают на один и тот же вопрос и обозначают по смыслу примерно одно и то же.

Приготовься впитывать информацию, потому что здесь будет много разных видов ошибок

Однородные не согласованы с главным словом или между собой

Это самая простая ошибка, которую видно невооруженным глазом. Мы должны помнить, что все однородные должны быть согласованы как между собой, так и с главным словом. Если это правило не соблюдается, то в предложении есть ошибка.

В кабинете стоит стулья, столы, лампы

Да, здесь однородные подлежащие не соотносятся со сказуемым. Но это другой вид ошибки! Если ты про такой не знаешь, перечитай то, что я писал выше 🙂

Мы с мамой пришли в магазин за желтым или красным сарафанами

Здесь с подлежащим и сказуемым все хорошо, а вот согласование определений со словом «сарафанами» пострадало. Сарафаны — слово множественного числа. Красным и желтым — единственного. Так низя.

Однородные не согласованы с обобщающим словом

Ситуация примерно такая же, как в предыдущем пункте. Обобщающее слово должно находиться в той же самой форме, что и однородные при нем. Или наоборот. Не так важно.

Учительница была недовольна его главными чертами характера: вспыльчивость и неумение воспринимать критику

Как ты можешь заметить, обобщающее слово «чертами» здесь находится в творительном падеже. А однородные при нем — вспыльчивость и неумение — в именительном. Вот такого быть не должно.

! Кстати, несоотнесенность по числу здесь уместна. Черты — во множественном числе, вспыльчивость — в единственном. Это норма.

Внутри однородных есть как род, так и вид

Если я ношу кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина

Любая балерина — это женщина. Поэтому мы просто не имеем права объединять их в однородную пару с союзом «или». Потому что, выбирая вариант «балерина», мы в таком случае исключаем вариант «женщина», понимаешь?)

Более простой вариант этой ошибки выглядит так:

Мы купили в магазине фрукты, яблоки и груши

Яблоки и груши — это фрукты, поэтому нельзя купить одновременно фрукты и яблоки

Однородные — несоотносимые части речи или грамматические конструкции

Однородные должны сочетаться не только лексически, но и грамматически. Поэтому существует правило: в однородные можно объединять только одни и те же (либо очень близкие) части речи

Например, мы можем совместить причастие и прилагательное

Пугающий, страшный замок стоит на вершине горы

Но не можем совмещать глагол и существительное

Я люблю плавание и вязать

Мы можем сделать однородными, например, два придаточных или два причастных оборота

Я читаю про замок, (который стоит на вершине горы) и (за которым внимательно следит весь мир)
Я читаю про замок, /стоящий на вершине горы/ и /приковывающий внимание всего мира/

Но не можем объединять причастный оборот и придаточное

Я смотрю на замок, /стоящий на вершине горы/ и (за которым внимательно следит весь мир)

Каждый из однородных сказуемых согласуется с зависимым словом

Мы часто пропускаем эту ошибку, потому что мозг (и это нормально) ленится смотреть дальше, чем на одно слово вперед)

В ЕГЭ предложения с этой ошибкой будут выглядеть как-то так:

Мне хотелось узнать, как правильно формировать и следить за группами

Когда у первого из однородных сказуемых нет своего зависимого слова, оно жадничает и пытается отобрать у второго его зависимое слово. Вот только состыковаться оно с ним не сможет, потому что формировать за группами нельзя.

Исправить эту ошибку можно, дав каждому из сказуемых свое зависимое слово

Мне хотелось узнать, как правильно формировать группы и следить за ними

Так никто из них не останется обделенным 🙂

Ошибки в использовании двойных союзов

У двойных союзов есть такой прикол: мы можем ставить однородные ТОЛЬКО вплотную к их частям.

Возьмем, например, союз «не только… но и» и попробуем придумать с ним какое-то предложение

На концерт пришли не только бабушки, но и …

Как хочется продолжить предложение? Сказать что-то типа «дедушки» или «девушки», ну, то есть продолжить однородный с «бабушки» ряд

А на ЕГЭ эта ошибка будет выглядеть так:

На концерт не только пришли бабушки, но и дедушки

Получается — «не только пришли, но и дедушки». Вот в этом и ошибка 🙂

8. Неверное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предложный падеж vs Дательный падеж

С предлогом «по» работает следующая схема. Если мы можем заменить его на сочетание со словом «после», то существительные мы должны ставить в предложный падеж, каким бы это словом ни было.

По прилете в город мы отправились в кафе (после прилета)
По приходе врач снял обувь (после прихода)

Производные предлоги

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, наперекор, наперерз, подобно требуют дательного падежа

Предлоги в течение, в продолжение, в меру, в силу, наподобие требуют родительного падежа

! обрати внимание! предлоги наподобие и подобно очень похожи, но требуют разных падежей!

9. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Чтобы разобраться с видовременной соотнесенностью, мы должны вспомнить про 3 важных штуки:

Момент речи

Момент речи — это точка на отрезке времени, в которой прямо сейчас мы произносим слова. Относительного этого момента мы делим время на прошедшее, настоящее и будущее.

Если в один и тот же момент речи мы говорим о двух действиях, которые относительного этого момента имеют разное время, то такое предложение будет ошибочным.

Ты сидишь на стуле и жуешь яблоко, но внезапно чувствуешь горький вкус

Если в этот момент ты начинаешь говорить, то ты скажешь

Я жую яблоко

Получается, что предложение «я жую яблоко» соотносится с моментом, когда ты еще не чувствуешь горечи

Если ты выплевываешь яблоко, то ты говоришь

Я выплюнул(а) яблоко

Получается, что предложение «я выплюнул(а) яблоко» соотносится с моментом, когда ты его выплевываешь

Мы не можем объединить эти два момента речи в один. Поэтому предложение

Я жую яблоко и выплюнул(а) его

Вид глагола

Бывает совершенный и несовершенный. Вид обозначает завершенность действия во времени. Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже завершилось (даже если они будущего времени). А глаголы несовершенного — действие, что находится в процессе выполнения.

Первые отвечают на вопрос что сделать?

Вторые — на вопрос что делать?

Иногда глаголы в предложении обозначают действия, которые не могут быть «разновидовыми». Например, нельзя одновременно «читать» и «поплакать»

Я читаю и поплачу

Это как? Вот если было было

Разбор 1 задания из ЕГЭ по русскому языку

Разбор 1 задания из ЕГЭ по русскому языку

Казалось бы, первое задание в ЕГЭ по русскому языку должно быть самым легким. Да и что тут сложного, ведь сам контекст подсказывает, какое слово должно быть на месте пропуска. Но и тут могут ожидать подводные камни, или, так называемые, «капканы» ЕГЭ. Ведь выпускнику придется не только произвести логический анализ фрагмента текста, но и вспомнить очень много информации, например, 12 разрядов вводных слов. Надеемся, что этот материал поможет вашему выпускнику заработать один первичный балл на экзамене.

Содержание:

  1. Формулировка задания 1 ЕГЭ
  2. Что нужно сделать ученику
  3. Что нужно знать ученику
  4. Упражнения для тренировки

Кто вы из великих педагогов?

Узнайте об этом, ответит на 6 вопросов,
и получите подарок! ��

kk 2 Skyteach

1. Формулировка задания 1 ЕГЭ

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Фрагмент текста

Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их
сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти
взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
астрономия и космология, математика и философия. они вносят свой
вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных
дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию
человека и т. д.

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки

Можете забрать все!

gift 3 Skyteach

2. Что нужно сделать ученику

Согласно заданию, выпускнику нужно самостоятельно подобрать пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово является средством связи предложения с предыдущим, поэтому надо установить смысловые связи между предложениями текста. Эти связи могут быть:

  • причинно-следственные,
  • пояснительные,
  • уточняющие,
  • усилительные,
  • отношения противопоставления и т.д.

Такие связи выражают в тексте так называемые «малень­кие» слова — служебные части речи, наречия и местоимения, а также вводные слова и словосочетания.

Как выполнять задание (поделитесь алгоритмом с учениками)

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Найдите в тексте задания морфологическую характеристику пропущенного слова
  3. Внимательно и не спеша прочитайте предложенный текст несколько раз.
  4. Установите связь между предложением, в котором пропущено слово, и предыдущим предложением или частью текста до этого предложения.
  5. Определите тип логических отношений между предложе­ниями или частью текста.
  6. Вспомните разряды указанной в задании части речи. .
  7. Подберите подходящее по смыслу слово, соответствующее заявленной характеристике.

Хотите преподавать онлайн,
но много вопросов?

Что нравится преподавателям в Skyeng и Skysmart? Кто поможет новичку? Где и как проходят онлайн-уроки?

Все о преподавании в нашей онлайн-школе вы узнаете в разделе Skyteach Help!

group 1597879428 Skyteach

3. Что нужно знать ученику

Части речи, которые могут быть указаны в задании: сочинительные и подчинительные союзы, местоимения, наречия, вводные слова и словосочетания, предлоги. Для успешного выполнения задания выпускнику важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.

Местоимение

указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их

Разряд Пример Примечание
Личные 1 л. я, мы 2 л. ты, вы 3 л. он, она, оно, они при склонении меняется иногда всё слово: И. п. я – Р. п. меня. Иногда в корне происходит чередование: тебя – тобой, меня – мне. После предлогов у мест. 3 л. появляется Н: у него, возле них, около нее.
Важно: Формы Р. п. личн. мест 3 л. – его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности. Не путать с притяжательными
Возвратное себя указывает на того, о ком говорят
Вопросительные кто? что? какой? чей? сколько? каков? служат для выражения вопроса. Местоимение который употребляется в выражении который час
Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, каков. употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложноподчиненного
Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-нибудь, что-нибудь Приставка не- всегда под ударением и пишется слитно; -то, -либо, -нибудь + кое- через дефис
Отрицательные никто, никакой, некого, нечего Приставки ни- – безударная, не- – ударная
Притяжательные мой, твой, свой, наш, ваш Указывают на принадлежность
Указательные тот, этот, такой, таков, столько тот, этот, такой
Определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

Стыдно, женка. на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

Ответ: ты

Наречие

обозначает действия (зависит от глагола) или признак предмета (зависит от существительного), признак признака (зависит от наречия или прилагательного). Не изменяется. Имеет степени сравнения

Разряд Вопросы Примечания
Образа действия как? каким образом? Сравнительная степень относится к глаголу, отвечает на вопрос как? Формы:простая + суффиксы-ее (-ей); -е, -шесоставная — более + наречие.Превосходная имеет только составную форму= мест. всех + сравнительная степень наречия (лучше всех).
Времени когда? с каких пор? до каких пор?
Места где? куда? откуда?
Причины почему?
Цели зачем? С какой целью?
Меры и степени В какой степени? в какой мере?

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите наречие образа действия, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

Разрабатывая теорию эволюции, Дарвин полагал, что основой искусственного отбора в мире природы является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором — деятельность человека. В ходе искусственного отбора из поколения в поколение накапливаются в потомстве признаки, полезные для человека. Дарвин делает вывод о том, что искусственный отбор является главной движущей силой эволюции пород животных и сортов растений.

Ответ: постепенно

Предлог

Не является членом предложения, но входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.

Надо иметь в виду, что по происхождению предлоги делятся на две группы:

  • непроизводные (не образованы от других частей речи) : у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, до и др.
  • производные (образованы от других частей речи):

Например:
Бродить вокруг — наречие; бродить вокруг дома – предлог.
В течении реки — существительное с предлогом; в течение дня – предлог.
Не смотря по сторонам — деепричастие, несмотря на усталость – предлог.

Разряд Примеры Примечания
пространственные (указывают на место) у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, из-под, до, перед, через, вокруг, мимо, между, около, поперёк, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь, среди, против 1) Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения).

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.

В соответствии со ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. При отзыве из отпуска должен быть произведён перерасчёт заработной платы. За те дни, которые сотрудник отработал вместо отпуска, ему начисляется заработная плата. Отпускные за неиспользованные дни отпуска по договоренности с работодателем вносятся работником в кассу или оформляются как аванс под будущую зарплату.

Ответ: в связи с

Союз

Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Некоторые союзы имеют омонимы среди других частей речи. Чтобы их отличать, надо запомнить, что относительные местоимения и местоименные наречия в придаточных предложениях являются членами предложения, а союзы членами предложения не являются. Я знаю, что он не придёт (что – союз). Я знаю, что он скажет мне сегодня (что – союзное слово, местоимение).

Сочинительные. Разряды Примеры Подчинительные. Разряды Примеры
Соединительные: а, да=и, также, но и, не только но и ,как так и, ни ни, тоже, также Изъяснительные

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.

Один греческий историк по праву назвал Египет «даром Нила», который сделал Египет богатейшей житницей, кормившей население страны. Люди здесь всегда селились на узких полосах земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море. Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила, позволяло строить сложные оросительные сооружения.

Ответ: что

Частица

Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.

По значению и по функции частицы делятся на:

  • формообразующие (служат для образования форм слов: бы (б), давай (давайте), пусть (пускай), да),
  • отрицательные (служат для выражения отрицания: не, ни),
  • модальные (служат для выражения смысловых оттенков):
Разряды Примеры Разряды Примеры
Вопрос ли, разве, неужели, что ли, а Ограничение только, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно
Указание вон, вот, а вон, а вот Сомнение разве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось
Уточнение именно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точности Утверждение да, ну да, так, точно
Восклицание как, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишь Смягчение -ка
Усиление и, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна быть на месте пропуска в последнем предложении текста.

Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. У каждого вида — свой образ жизни, свои особенности, привычки. Но экология — понятие более широкое. Эта наука — перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, механику и инженеру. Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. , тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.

Ответ: ведь

Вводные слова и словосочетания

Не являются членами предложения. С их помощью говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.

Разряды вводных слов по значению

Значение Примеры
Уверенность, достоверность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др.
Неуверенность, предположение, неопределенность, допущение Наверное, кажется вероятно, по всей вероятности, право, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, может быть, должно быть, и др.
Радость, одобрение К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др.
Сожаление, неодобрение К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, на беду, как нарочно, грешным делом, что обидно, увы и др.
Удивление, недоумение К удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.
Опасение Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.
Общий характер высказывания По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, если правду сказать, между нами говоря, кроме шуток, в сущности говоря и др.
Источник сообщения По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по слухам, с точки зрения кого-либо и др.
Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, кроме того и др.
Способ оформления мыслей Словом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, и др.
Оценка меры, степени того, о чём говорится По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению и др.
Привлечение внимания собеседника к сообщению Видишь ли, знаешь ли, помнишь ли, веришь ли, послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, и др.

Пример задания для ученика

Самостоятельно подберите вводное слово со значением предположения, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.

Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким — родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, — так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. , можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его темными и светлыми сторонами. Это не только не нужно, но и невозможно. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

Ответ: может быть

Вам могут быть полезны и другие материалы к урокам русского языка:

Теория к 8 заданию ЕГЭ по русскому языку.

1) В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога.

Производные предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперерез, наперекор, подобно требуют Д.п. (кому? чему?): согласно расписанию, наперерез врагу. Ошибка : согласно графика, вопреки ожидания.

2) Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: в меру (чего?), в течение (чего?), в продолжение (чего?), в силу (чего?), в заключение (чего?), в виде (чего?), по причине (чего?), наподобие (чего?)

3) Запомнить: предлог по в значении «после чего-либо» употребляется только с П.п.: по истечении срока, по окончании лекции, по прибытии поезда, по приезде в Москву. Ошибка: по возвращению из отпуска, по прочтению книги.

Ошибки в употреблении предлогов

4) Смешение предлогов из и с (со), в и на, от и с, через и из-за

Ошибка: Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.

5) Отсутствие предлога. Ошибка: Нельзя не приклоняться его героизмом .

6) Наличие ненужного предлога. Ошибка: Автор описывает о событиях послевоенного времени.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «каждый, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.

Все , кто смотрел на него, не могли не заметить…

мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.

Ошибка: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

2) В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием слова большинство (меньшинство, несколько) и сущ. в Р.п. мн.ч., сказуемое употребляется в ед.ч., если сущ. неодушевленное: Большинство столов было занято; если при слове большинство имеется определение абсолютное, подавляющее: Подавляющее большинство регионов участвует в эксперименте.

Если сущ. обозначает одушевленный предмет или имеются однородные члены в составе подлежащего и сказуемого, то сказуемое употребляется во мн. ч.: Большинство учеников нашего класса участвовали в соревнованиях.

3) Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

— в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю. Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам. Ошибочно: Эта фотография дорогая нам.

4) Нарушение в роде несклоняемых существительных

Ошибка: Весь день пони катало в зоопарке детей (пони — м.р., поэтому «катал»)

5) Нарушение в роде аббревиатуры

Ошибка: МГУ было основано в 1755 году (МГУ – университет, поэтому «был основан»)

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное существительным.

В задании с буквой должны быть кавычки. Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п.

Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется.

Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».

Ошибка: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном» (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном»)

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Часто в предложении при двух однородных членах (сказуемых) имеется общее дополнение. Такие конструкции правильны, если однородные сказуемые требуют одного падежа и предлога.

Ошибка: Я люблю и горжусь своей Родиной (люблю Родину В.п. и горжусь Родиной Т.п. – Я люблю Родину и горжусь ею)

2) в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Ошибка: я люблю рисовать и живопись

3) Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов и не смешиваются ли части разных союзов.

Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно.

Ошибка: если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.

Ошибка: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику (Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику)

4) Нарушение однородности синтаксических элементов

Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.

Ошибка: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая. Листья, осыпавшиеся с деревьев (причастный оборот) и которые устилали тропинку (придаточное предложение), совсем пожухли.

5) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно : Сестра была красива и грустная.

5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Ищем в заданиях с буквой причастный оборот. Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию.

Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.

2) смешение страдательных и действительных причастий: Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений. Ошибка: Задание, выполняющееся нами.

6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие обозначает добавочное действие при основном (глагол-сказуемое).

Следует помнить:

глагол-сказуемое и деепричастие относятся к одному лицу или предмету!

Например : Испугавшись шума, стая птиц поднялась над водой.

(Стая – подлежащее, которое выполняет основное действие поднялась и добавочное действие испугавшись, т.е. испугалась)

. Часто деепричастный оборот употребляется в односоставном предложении, где подлежащее легко восстанавливается с помощью личных местоимений – я, мы, ты, вы:

Переходя дорогу, всегда стараюсь быть внимательным (говорящий я переходит дорогу и говорящий я старается быть внимательным).

. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве (неопределенной форме глагола), когда действие выражено словами «можно», «нельзя»: Хорошо было лежать на траве, смотреть в небо, думая о будущем.

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (шляпа – подлежащее, которое выполняет основное действие слетела и не может выполнить добавочное действие спрыгнуть с подножки трамвая), т.е. сказуемое и деепричастие относятся к разным лицам.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот).

Убежав из дома, мальчик был найден родителями (деепричастный оборот относится к страдательному причастию найден – в этом случае субъекты действий не совпадают).

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь – способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. Создание косвенной речи является преобразованием прямой речи. В косвенной речи меняется форма местоимения: Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» (прямая речь). – Пушкин писал, что в «жестокий век восславил он свободу» (косвенная речь).

Ошибка : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу».

8. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным. Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?). Потому следите, чтобы эти два вида, а также времена глаголов совмещались корректно.

Ошибка: однородные глаголы-сказуемые имеют разный вид и форму разного времени (И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя; «подвергает» — наст. время и несовершенный вид (что делает?), а «раскрыл» — прош. время и совершенный вид (что сделал?))

9. Нарушение в построении сложноподчиненного предложения

Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного. Важно то, что от главного к придаточному можно задать вопрос. Если предложение сложноподчиненное, то связь в нем подчинительная, то есть при помощи подчинительных союзов и союзных слов: где, куда, когда, откуда, почему, зачем, как, поэтому, потому, потому что, что, чтобы, для того чтобы, пока, до тех пор, пока, если, хотя, который…

1) Нарушение границ предложения

Ошибка: Когда я закончил читать эту книгу. Понял глубокий замысел автора (Я понял глубокий замысел автора, когда закончил читать книгу)

2) Разрыв между определяемым словом и придаточным предложением

Ошибка: Игру надо было закончить до темноты, которой мы увлеклись (Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить до темноты)

3) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов или союзных слов

Ошибка: Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов (Читая классическую литературу, замечаешь, насколько по-разному Петербурга изображен в произведениях русских авторов)

4) Неоправданное употребление соотносительного слова «то»

Ошибка: Она говорила то, что в жизни много полезного и прекрасного ( Она говорила, что в жизни много полезного и прекрасного)

5) Одновременное использование подчинительного союза и частицы «ли» в роли союза

Ошибка: Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идет в усадьбу (Незнакомец поинтересовался, правильной ли дорогой он идет в усадьбу)

Синтаксические нормы

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

Согласно
Благодаря
Вопреки
Подобно
Наперекор
Кому?
Чему?
правилу
Вам
непогоде
ракете
мнению

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

в меру
в течение
в продолжение
в силу
в заключение
в виде
по причине
наподобие
Чего? возможностей
года
четверти
обстоятельств
лекции
чертежа
поездки
креста

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе. Сложные случаи

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.
  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.
  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам — каким?— желающим.

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *