Какие виды страхования осуществляет фсс рф
Перейти к содержимому

Какие виды страхования осуществляет фсс рф

  • автор:

Какие виды страхования осуществляет фсс рф

Статья 8. Виды обеспечения по страхованию

1. Обеспечение по страхованию осуществляется:

1) в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

2) в виде страховых выплат:

единовременной страховой выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;

ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;

3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:

медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному, осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 493-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

проезд застрахованного и проезд сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, для получения медицинской помощи непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности, включая медицинскую реабилитацию, для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), получения транспортного средства, для заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации, а также по направлению страховщика для проведения освидетельствования (переосвидетельствования) федеральным учреждением медико-социальной экспертизы и проведения экспертизы связи заболевания с профессией учреждением, осуществляющим такую экспертизу;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 493-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного, проживание и питание сопровождающего его лица в случае, если сопровождение обусловлено медицинскими показаниями, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодно оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период санаторно-курортного лечения и проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 493-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;

(в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь) застрахованному непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 118-ФЗ, от 28.12.2016 N 493-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Обеспечение застрахованного товарами, работами, услугами, предусмотренными подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи и включенными в перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, может быть осуществлено с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2020 N 478-ФЗ)

Физическим лицам, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду страхователем, в период отбывания ими наказания обеспечение по страхованию предоставляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с оказанием медицинской помощи (за исключением медицинской реабилитации) и социальной реабилитацией в соответствии с абзацами вторым, третьим, седьмым и восьмым подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 493-ФЗ)

Если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.

3. Вред, причиненный жизни или здоровью физического лица при исполнении им обязательств по гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договору авторского заказа, в соответствии с которыми не предусмотрена обязанность заказчика по уплате страховых взносов страховщику, возмещается причинителем вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

Какие виды страхования осуществляет фсс рф

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

(пп. 9 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 151-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

13) социальное пособие на погребение;

14) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЩИКИ / БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / SOCIAL INSURANCE / RETIREMENT INSURANCE / INSURER / BUDGETARY FUNDS / MEDICAL INSURANCE / MEDICAL CARE / SOCIAL RISKS / SOCIAL SECURITY / SOCIAL AID / LEGAL SUPPORT OF SOCIAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапошникова Ирина Анатольевна, Малафеева Светлана Николаевна

Рассматриваются основные подходы к понятиям «обязательное социальное страхование», « медицинское страхование », «правовое обеспечение» и «пенсионное страхование». Государством создана система правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальную компенсацию в связи с изменением социального положения работающих. Обращено внимание на неблагоприятную демографическую ситуацию, совпавшую с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, что усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к безработице, снижению затрат на социальное обеспечение , медицину, образование и культуру. Для обеспечения социальной защиты в новых условиях стало важным появление государственного социального обеспечения как дополнения к социальному страхованию . Разработана законодательная база социального страхования , созданы государственные внебюджетные социальные фонды: ПФР (Пенсионный фонд России), ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования ), ФСС (Фонд социального страхования ) и ФГЗ. Рассмотрены виды социального страхования в России и социальные риски (старость, инвалидность, утрата кормильца), а также виды страхового обеспечения. Освещен круг вопросов, касающихся размеров гарантированных выплат по обязательному социальному страхованию в России по отношению к западным странам. Отмечено, что социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды. Рассмотрены методы и приемы социального страхования , в том числе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шапошникова Ирина Анатольевна, Малафеева Светлана Николаевна

Страховые взносы: исторические аспекты и нововведения
Экономические аспекты развития современных видов обязательного страхования
Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ
Состояние и проблемы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND MAIN TYPES OF SOCIAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main approaches to the notions of “compulsory social insurance ”, “health insurance”, “legal support” and “ retirement insurance ”. The government has established a system of legal, economic and organizational norms aimed at material compensation in case of change in the social status of workers. The authors draw attentions to the unfavorable demographic situation, which coincided with the increased competition on the world finance and labor markets, which strengthened adverse effects for the population and led to growing unemployment, reduction of budget funding of social security , health care, education and culture. In this case, the emergence of the National social security as an addition to social insurance played an important role to ensure social protection in the new conditions. The legal framework of social insurance has been developed; the following state extrabudgetary social funds have been created: Russian Pension Fund, Federal Compulsory Medical Insurance Fund, Social Insurance Fund and Federal State Law. The article describes the types of social insurance in Russia and social risks (old age, disability, loss of breadwinner) and the types of the insurance guarantee. The paper covers the range of issues that relate to the amount of the guaranteed payments on compulsory social insurance in Russia in comparison to those in the Western countries. The authors note that social security should be implemented through autonomous insurance funds. Methods and techniques of social insurance have been considered, including the ones effected in accordance with the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Принципы и основные виды социального страхования в Российской Федерации»

ББК У272(2) ГСНТИ 14.43.43 Код ВАК 13.00.08

Шапошникова Ирина Анатольевна,

студент магистратуры, Высшая школа экономики и менеджмента, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19; начальник отдела организации медико-экспертной работы, Екатеринбургский межтерриториальный филиал, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области; 620102, г. Екатеринбург, ул. Московская, 54, оф. 100; e-mail: shaposhnikova@tfoms.e-burg.ru.

Малафеева Светлана Николаевна,

кандидат биологических наук, профессор, зав. кафедрой анатомии, физиологии и валеологии, Институт специального образования Уральского государственного педагогического университета; 620017, г. Екатеринбург, пр -т Космонавтов, 26; e-mail: anatomy336@yandex.ru.

ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное страхование; пенсионное страхование; страховщики; бюджетные денежные средства; медицинское страхование; медицинская помощь; социальные риски; социальное обеспечение; социальная помощь; правовое обеспечение социального страхования.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются основные подходы к понятиям «обязательное социальное страхование», «медицинское страхование», «правовое обеспечение» и «пенсионное страхование». Государством создана система правовых, экономических и организационных мер, направленных на материальную компенсацию в связи с изменением социального положения работающих. Обращено внимание на неблагоприятную демографическую ситуацию, совпавшую с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, что усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к безработице, снижению затрат на социальное обеспечение, медицину, образование и культуру. Для обеспечения социальной защиты в новых условиях стало важным появление государственного социального обеспечения как дополнения к социальному страхованию. Разработана законодательная база социального страхования, созданы государственные внебюджетные социальные фонды: ПФР (Пенсионный фонд России), ФОМС (Фонд обязательного медицинского страхования), ФСС (Фонд социального страхования) и ФГЗ.

Рассмотрены виды социального страхования в России и социальные риски (старость, инвалидность, утрата кормильца), а также виды страхового обеспечения. Освещен круг вопросов, касающихся размеров гарантированных выплат по обязательному социальному страхованию в России по отношению к западным странам. Отмечено, что социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды. Рассмотрены методы и приемы социального страхования, в том числе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Shaposhnikova Irina Anatol’evna,

Master’s Degree Student, Higher School of Economics and Management, Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin; Head of Department of Organization of Medical-expert Work, EMF TFOMS WITH, Ekaterinburg, Russia.

Malafeeva Svetlana Nikolaevna,

Candidate of Biology, Professor, Head of Department of Anatomy, Physiology and Valeology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PRINCIPLES AND MAIN TYPES OF SOCIAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

KEYWORDS: social insurance; retirement insurance; insurer; budgetary funds; medical insurance; medical care; social risks; social security; social aid; legal support of social insurance.

ABSTRACT. The article deals with the main approaches to the notions of «compulsory social insurance», «health insurance», «legal support» and «retirement insurance». The government has established a system of legal, economic and organizational norms aimed at material compensation in case of change in the social status of workers.

The authors draw attentions to the unfavorable demographic situation, which coincided with the increased competition on the world finance and labor markets, which strengthened adverse effects for the population and led to growing unemployment, reduction of budget funding of social security, health care, education and culture. In this case, the emergence of the National social security as an addition to social insurance played an important role to ensure social protection in the new conditions. The legal framework of social insurance has been developed; the following state extrabudgetary social funds have been created: Russian Pension Fund, Federal Compulsory Medical Insurance Fund, Social Insurance Fund and Federal State Law.

The article describes the types of social insurance in Russia and social risks (old age, disability, loss of breadwinner) and the types of the insurance guarantee. The paper covers the range of issues that relate to the amount of the guaranteed payments on compulsory social insurance in Russia in comparison to those in the Western countries. The authors note that social security should be implemented through autonomous insurance funds. Methods and techniques of social insurance have been considered, including the ones effected in accordance with the legislation of the Russian Federation.

Актуальность. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Актуальность темы социального страхования заключается в том, что каждый гражданин РФ обязан отчислять процент от своих доходов в Фонд обязательного социального страхования, получая взамен право на материальное обеспечение в случае утраты трудоспособности, болезни, а также по возрасту.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [2].

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 1990-х гг. создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков: утраты места работы, повышением стоимости жизни, трудностями в получении надлежащей медицинской помощи и достаточного по объему пенсионного обеспечения. При этом реформирование экономики и социальной сферы, неблагоприятная демографическая ситуация совпали по времени с обострением конкуренции на мировых рынках финансов и труда, возникновением и развитием такого феномена, как глобализация мировой экономики, что в итоге усилило неблагоприятные последствия для населения страны и привело к значительным масштабам безработицы, снижению расходов на оплату труда и социальное обеспечение, медицину, образование и культуру. Противодействовать возросшим по видам, уровню и последстви-

© Шапошникова И. А., Малафеева С. Н., 2016

ям социальным рискам прежняя социалистическая система социальной защиты не могла, и прежде всего по причине отсутствия развитой системы социального страхования. В СССР социальное страхование, в силу идеологических установок и организации экономической жизни, играло незначительную и вспомогательную роль. Основным институтом социальной защиты выступало государственное социальное обеспечение, которое в новых условиях могло выполнять не главную, а дополняющую роль к социальному страхованию. С развитием многообразия форм собственности сфера государственного социального обеспечения и ее возможности резко сократились. В этой связи в России с начала 90-х гг. на повестке дня, среди наиболее крупных вопросов государственной социальной политики, встала стратегическая задача по модернизации системы социальной защиты, адаптации ее к требованиям функционирования рыночной экономики, формирования экономических, организационных и правовых механизмов социального страхования. Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 12-15 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) и Государственный фонд занятости (ГФЗ).

Основные акты, на которые опирается социальное страхование:

• Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» — представляет собой «рамочный закон»;

• Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

• федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фон-

дов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Можно выделить следующие виды социального страхования в России:

— пенсионное страхование работающих от социальных рисков — старости, инвалидности и утраты кормильца (пока без подразделения на их подвиды); страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

— страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик — Фонд социального страхования Российской Федерации;

— медицинское страхование; страховщики — федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования.

Можно отметить следующие виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования утверждаются федеральными законами на каждый очередной финансовый год. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную

думу Правительством РФ в установленном федеральным законом порядке. Особенностью бюджетов фондов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Государственное регулирование подразумевает следующее:

• не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования;

• установлена ответственность должностных лиц, допустивших нецелевое расходование указанных денежных средств, в соответствии с законодательством РФ;

• за каждый конкретный финансовый год Правительством РФ вносятся на рассмотрение в Федеральное собрание РФ отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые затем утверждаются федеральными законами;

• средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Виды и размеры социальных гарантий застрахованным представлены ниже.

• Пенсии. Средние размеры — 30% после 40 лет уплаты взносов; минимальные -40% после 30 лет уплаты взносов; средние размеры — 40% после 30 лет уплаты взносов; 60% после 40 лет уплаты взносов.

• Пособия по временной утрате трудоспособности. Средние размеры — 5080%; минимальные — при наличии иждивенцев (55%); стандартные — 80-90%.

• Пособия по безработице. Средние -10-20%; минимальные — 40-55%; стандартные — 50-60%.

• Гарантии оказания медицинской помощи и компенсации расходов на оплату лекарств — 10-50%; 70% — при амбулатор-

ном лечении; 100% — при стационарном лечении.

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2009 г. для западных стран в сравнении с Россией представлены в таблице 1 [7].

Совокупные уровни расходов на социальное обеспечение на конец 2009 года для западных стран в сравнении с Россией

Страны Общие расходы на социальное обеспечение, % от ВВП В том числе на

пенсии медицинскую помощь

Страны Западной Европы 28,4 12,4 6,5

Страны Центральной Европы 17,1 10,2 6,9

Россия 10,2 6,1 3,2

Доходы и расходы фонда социального страхования представлены на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ за 2009-2014 гг.,

планы на 2015-2016 гг. [7]

Рис. 2. Расходы бюджета Фонда социального страхования РФ за 2009-2014 гг.,

планы на 2015-2016 гг. [7]

Проблемы и методы решения социального страхования. Представим основные проблемы в данном направлении:

• сохранение нестраховых принципов;

• несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов;

• недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, что ведет к финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования;

• незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

• недостаточное обоснование уровня социальных выплат;

• неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

Для их эффективного решения могут быть предложены следующие методы:

• проведение анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;

• продолжение формирования институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС;

• осуществление мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;

• создание условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и обязательного медицинского страхования (далее — ОМС);

• определение потребности системы ОСС в финансовых средствах;

• изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС;

• ревизия перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовка предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определению источников финансирования для каждого их вида.

Разрешение споров по вопросам обязательного социального страхования проводится по следующей форме. Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования. Страховщик в течение десяти рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования. О принятом решении страховщик обязан сообщить заявителю в

письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.

Выводы. 1. Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается в том числе и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения.

В своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Необходимо принять меры по совершенствованию отдельных механизмов социального страхования, провести серьезные институциональные изменения, которые приведут к концептуальным разработкам и системным законодательным решениям.

2. К принципиальным недостаткам отечественной системы социальной защиты следует отнести и то, что в ней зачастую отсутствует реальное разделение институтов социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения. В условиях рыночной экономики помощь неимущим играет самостоятельную роль, и это направление социальной деятельности должно существовать параллельно с социальным страхованием.

Социальное страхование должно осуществляться через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, выплачиваемых за каждого застрахованного его работодателем, самим страхующимся и органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Библиофонд (электронная библиотека студента). URL : http://bibliofond.ru/view.aspx?id=648843.

2. Галаганов В. П. Страховое дело. М. : Академия, 2006. 272 с.

3. Гейтц И. В. Новые условия, порядок начисления, исчисления и выплаты пособий по социальному страхованию. М. : Дело и Сервис, 2011. 206 с.

4. Захаров М. Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития. Трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве : моногр. М. : Проспект, 2014. 309 с.

5. Кук Л. Государство в социальной сфере: уходит или остается? / пер. с англ. Е. Виноградовой / / Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2. С. 120-144.

6. Лебедева Л. Ф. Американская модель пенсионного обеспечения в условиях усиления финансово-экономической нестабильности в начале XXI века / / США. Канада. Экономика — политика — культура. 2014. № 3. С. 22-30.

7. Никишина О. В. Социальное страхование в современной России как основной институт социальной защиты населения / / Научная мысль Кавказа. 2008. № 2 (54). С. 130-134.

8. Шахов В. В. Страхование : учеб. для вузов. М. : Страховой полис : ЮНИТИ, 2006. 391 с.

9. Обязательное медицинское страхование. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обязательное_ социальное_страхование_в_России.

10. Обязательное социальное страхование и социальные внебюджетные фонды. URL: http://www. grandars.ru/student/finansy/obyazatelnoe-socialnoe-strahovanie.htmL

11. Сутулин П., Золотых М. Эксперты отвечают на вопросы // Вопросы социального обеспечения. 20l4. № 6. С. 24.

12. Шахов В. В. Страхование : учеб. для вузов. М. : Стразовой полис : ЮНИТИ, 2006. 39l с.

1. Bibliofond (elektronnaya biblioteka studenta). URL : http://bibliofond.ru/view.aspx?id=648843.

2. Galaganov V. P. Strakhovoe delo. M. : Akademiya, 2006. 272 s.

3. Geytts I. V. Novye usloviya, poryadok nachisleniya, ischisleniya i vyplaty posobiy po sotsial’nomu stra-khovaniyu. M. : Delo i Servis, 20ll. 206 s.

4. Zakharov M. L. Sotsial’noe strakhovanie v Rossii: proshloe, nastoyashchee i perspektivy razvitiya. Trudovye pensii, posobiya, vyplaty postradavshim na proizvodstve : monogr. M. : Prospekt, 20l4. 309 s.

5. Kuk L. Gosudarstvo v sotsial’noy sfere: ukhodit ili ostaetsya? / per. s angl. E. Vinogradovoy // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya. 20l4. № 2. S. l20-l44.

6. Lebedeva L. F. Amerikanskaya model’ pensionnogo obespecheniya v usloviyakh usileniya finansovo-ekonomicheskoy nestabil’nosti v nachale XXI veka / / SShA. Kanada. Ekonomika — politika — kul’tura. 20l4. № 3. S. 22-30.

7. Nikishina O. V. Sotsial’noe strakhovanie v sovremennoy Rossii kak osnovnoy institut sotsial’noy zashchity naseleniya // Nauchnaya mysl’ Kavkaza. 2008. № 2 (54). S. l30-l34.

8. Shakhov V. V. Strakhovanie : ucheb. dlya vuzov. M. : Strakhovoy polis : YuNITI, 2006. 391 s.

9. Obyazatel’noe meditsinskoe strakhovanie. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Obyazaternoe_ sotsial’noe_strakhovanie_v_Rossii.

10. Obyazatel’noe sotsial’noe strakhovanie i sotsial’nye vnebyudzhetnye fondy. URL: http://www. grandars.ru/student/finansy/obyazatelnoe-socialnoe-strahovanie.html.

11. Sutulin P., Zolotykh M. Eksperty otvechayut na voprosy // Voprosy sotsial’nogo obespecheniya. 20l4. № 6. S. 24.

12. Shakhov V. V. Strakhovanie : ucheb. dlya vuzov. M. : Strazovoy polis : YuNITI, 2006. 391 s.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

Социальное страхование

Социальное страхование в России: что это такое и какие права имеют застрахованные граждане? Узнайте о видах и принципах социального страхования, роли Фонда социального страхования и правах застрахованных лиц.

Поделиться
В закладки
23 июля 2023 г.

  • Страхование

Что такое социальное страхование

Такой вид страхования предполагает выполнение комплекса мероприятий на государственном уровне для обеспечения социальной защиты граждан.

Соцзащита предоставляет меры поддержки как работающим, так и неработающим людям по причине изменения их финансового статуса или социального положения.

При помощи социального страхования государство проводит социальную политику, применяя систему выплат различных пособий на федеральном уровне.

Примеры таких выплат: пособие по беременности и родам, пенсия по инвалидности или по достижению нетрудоспособного возраста, пособие по потере кормильца и другие виды материальной поддержки граждан.

Виды и принципы социального страхования

Органами власти РФ предусмотрены следующие виды социального страхования:

  • страхование автогражданской ответственности (ОСАГО);
  • обязательное медицинское страхование (ОМС);
  • пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование работников предприятий;
  • страхование пассажиров при организации перевозок.

Также на законодательном уровне установлено девять принципов социального страхования в России. Все они определены Федеральным законом №165 от 16.07.1999 года:

Принцип 1. Устойчивость финансовой системы в сфере обязательного соцстрахования.

Принцип 2. Всеобщий доступ и обязательность социального страхования для любых категорий населения.

Принцип 3. Государственная гарантия прав граждан РФ на социальную защиту независимо от их материального положения.

Принцип 4. Регулирование системы социального страхования государством.

Принцип 5. Равенство участия представителей субъектов соцстрахования в управлении системой социальной защиты.

Принцип 6. Обязательное внесение страховых взносов и налогов каждым страхователем в РФ.

Принцип 7. Ответственность участников системы социального страхования за целевое использование денежных средств.

Принцип 8. Обязательный надзор со стороны государственных органов власти.

Принцип 9. Финансовая система соцстрахования независима от других государственных субъектов и органов власти.

Фонд социального страхования (ФСС)

ФСС – один из трех внебюджетных страховых фондов в РФ. Фонд социального страхования был создан в 1991 году, а его главная функция – накопление и контроль страховых взносов, которые вносят работодатели от имени своих сотрудников.

Также фонд принимает финансовые средства от граждан в рамках добровольного соцстрахования. Под добровольным социальным страхованием подразумевается страхование ИП, нотариусов, адвокатов и членов сельских хозяйств. Эти категории населения могут вносить страховые взносы в ФСС для дальнейшего получения пособия по беременности и родам.

Одна из важных задач ФСС – перечисление страховых выплат различным категориям населения, в том числе возмещение заработка во время нетрудоспособности граждан по причине болезни. Деятельность фонда регулируется на федеральном уровне, местные органы власти не могут вносить изменения в этот процесс. Так как ФСС – внебюджетный фонд, государство не имеет права претендовать на суммы страховых выплат, которые тот сохраняет и распределяет.

Основные функции ФСС:

  • Сбор взносов от страхователей для дальнейших выплат гражданам по причине нетрудоспособности, в том числе по беременности и родам. Также выплаты производятся по причине производственных травм и несчастных случаев.
  • Выплата пособий: за постановку на учет по беременности на ранних сроках, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, на похороны и другие ритуальные услуги.
  • Участие в создании комплексных мер по охране здоровья трудоспособных граждан.
  • Фонд вправе изменять размеры тарифов страховых взносов от работодателей.
  • Осуществление надзора и проведение проверки деятельности страхователей.
  • Оплата родовых сертификатов.
  • Предоставление путевок в санатории определенным категориям граждан.
  • Предоставление технических средств для реабилитации взрослых и детей с инвалидностью.
  • Спонсирование зубных и иных видов протезов для участников ВОВ.

Права застрахованного лица

Права застрахованных граждан указаны в Законе “Об основах обязательного социального страхования”. Согласно закону, застрахованный имеет право на своевременное получение социальных выплат. Также он вправе предлагать ФСС размеры тарифов страховых взносов и участвовать в управлении социальным страхованием граждан.

Кроме этого, застрахованное лицо вправе:

  • раз в год бесплатно получать от ФСС копию личных сведений;
  • обращаться в Фонд социального страхования с просьбой изменить персональные сведения (например, после смены фамилии);
  • защищать свое право на получение страховых выплат, в том числе через суд.

Заключение

Каждый гражданин РФ вправе получать социальную защиту от государства при необходимости. Все виды страховых случаев перечислены в Федеральном законе о социальном страховании, так же как и категории граждан, которые могут претендовать на материальную помощь.

От имени лиц, работающих по трудовому договору, страховые взносы обязан вносить в ФСС работодатель. При этом условия социального страхования должны быть отражены в договоре с сотрудником, равно как и факты предоставления других видов страхования – например, ДМС.

Оставить заявку на бесплатную консультацию в INFULL можно в форме ниже.

Форма заявки
Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите.

Обсуждаемое

Полезная и интересная статья! Спасибо, Павел! А то вроде работаем в аспро.agile, но до сих пор не знала отличия agile подхода. А это всего то сбор правил. А мы думали, что раз работаем по спринтам и оцениваем задачки в системе то все — работаем по гибкой методологии 🙂

27 декабря 2023 г.

Цифровой рубль. Да идея от регулятора такова, чтобы не пустить извне любую крипту в страну. Ибо появится финансовая свобода если у денег ищезнут границы их применения. Вы можете со мной поспорить, но к 25 году будут разработаны кошельки и платформа, где бужет видно, куда и какой токен ушел, поскольку и сам автор подтверждает, что каждый рубль будет иметь свой код. Эмиссия этого рубля в стандартах существующего блокчейна не возможна. Поскольку развернув контракт однажды на бирже, ты только можешь влиять на стоимость долей сущьности этого контракта повышая или понижая курс, но не самостоятельно, а при помощи созданной ценности. И никто не знает, какая ценность будет у цифрового рубля. Следует ли завести всем гражданам электронные кошельки и прочие вопросы. А знаете, почему в тестировании стремятся принять участие топ 20 банков, а других не пускают? потому что при развертывании контракта в классическом понимании блокчейна банки, в их сегодняшнем виде, платежами за эквайринг, выдачу наличных, инкасацию и прочее дерьмо, будут не нужны. Выдача кредитов невозможна в цифровом эквиваленте, поскольку в сущность контракта нельзя вплести растовщический процент. Началась паника. Единственная возможность для банковской системы остаться наплаву и отсрочить введение цифрового рубля по необходимости или в угоду времени это навыдавать кредитов на максимально долгий срок с выплатой тела долга поокончании контракта между банком и клиентом. И ЦБ это понимает. Все дело в закрытом режиме сейчас еще и потому, что никто не желает упускать рычаги влияния на население с помощью уплаты налогов. Налог платится однажды, ну или должен платится однажды на прибавленую стоимость, на созданный продукт в виде подоходного налога. Но у нас как? налоговая, выполняя поручение государства по сбору налогов, берет с каждой транзакции налог. И от начала создания продукта до конечного потребителя чем больше плечей взаимодействия, считай контрагентов, тем выше колличество собранных налогов, поскольку в эту цепочку вплепается не только сам продукт, но и услуги по его созданию и транспортировки до заказчика хранения и утилизации. С цифровой валютой на блокчейне этого ничего не будет. Поэтому создается цифровой рубль, чтобы там присутствовал монитарный регулятор, центробанк, который нафиг не нужен в этой цепочке. ВООБЩЕМ: негодованию нет предела. Вывод один: создаются криптобанки, которые обеспечивают взаимодействие цифровых денег и денег в нынешнем формате через конвертацию за определенный процент. Поскольку цифровая валюта это договоренность всего общества о взаимодействии его членов между собой, то туда свой нос ни государство, ни его налоговые органы уже не заглянут и не проконтролируют. Для государства остается одно: добывать полезные ископаемые, продавать их и продавать бесчисленное множество своих услуг, а так-же покупать бесчисленное множество компетенций граждан, у которых, у каждого есть свой собственный токен-коин (различия потом расскажу) который, этот коин или егочасть согласится кто-нибудь купить (потребить услугу) за определенные, стандартные валюты, тот же цифровой рубль, биткоин, эфир и подобное. Вопрос в связи с вышеизложенным: Вы видите здесь место дляя налоговых структур, для судебных приставов, для структур, замораживающих ваши расчетные счета и не дающие Вам работать на свое благо. Нет этого места и нет их. Это будет революция это точно.

28 ноября 2023 г.

Не знаю что за номер такой «Минздрава», но там мне сказали, что я не туда позвонил.

27 ноября 2023 г.

Активы «СберСтрахования жизни» на конец периода, то есть на 30 сентября 2023 года, составили 684,6 млрд рублей, а резервы по договорам страхования жизни — 477,1 млрд рублей. Эти цифры отражают финансовую стабильность и обеспеченность компании на рынке страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *