Почему бактерий нельзя отнести к эукариотам егэ
Перейти к содержимому

Почему бактерий нельзя отнести к эукариотам егэ

  • автор:

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Отличия прокариот и эукариот»

Зубр

1. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее четырех значений.

1) являются редуцентами, минерализуют органические вещества до неорганических;
2) участвуют в круговороте веществ (углерода, азота и др.);
3) вызывают болезни, регулируют численность популяций;
4) автотрофные бактерии являются продуцентами (вырабатывают органические вещества);
5) являются симбионтами (клубеньковые бактерии, бактерии в толстом кишечнике человека).

2. Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Назовите не менее 6-х особенностей.

1) нет оформленного ядра (имеется нуклеоид);
2) ДНК имеет кольцевую форму;
3) отсутствуют мембранные органоиды;
4) мелкие (70S) рибосомы;
5) нет митоза и мейоза (размножаются делением надвое);
6) клеточная стенка из муреина (пептидогликана);
7) мелкие размеры клетки (меньше, чем у эукариот).

3. В каких отраслях хозяйства используются бактерии? Приведите не менее четырёх примеров.

1) в пищевой промышленности для получения кисломолочных продуктов, при квашении, виноделии, сыроделии;
2) в сельском хозяйстве для приготовления силоса, компоста, препаратов для борьбы с вредителями;
3) в коммунальном хозяйстве для очистки сточных вод;
4) в фармацевтике для получения вакцин, витаминов, гормонов, лекарств;
5) в энергетике и добывающей промышленности для получения биогаза.

4. Осуществление земляных работ при строительстве одного из объектов привело к вскрытию скотомогильника 100-летней давности. Спустя некоторое время в данной местности был объявлен карантин в связи с эпидемией сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии. Как с точки зрения биологии можно объяснить эту ситуацию?

1) в скотомогильнике было захоронение животных, инфицированных сибирской язвой;
2) споры сохраняют длительное время жизнеспособность, поэтому, попав в организм человека или скота, вызывают заболевание сибирской язвой;
3) споры бактерий — это покоящаяся форма существования бактерий, позволяющая им долгое время переживать неблагоприятные условия.

5. Почему портятся продукты питания? Какими способами можно предохранить продукты питания от гниения? Назовите не менее пяти способов. Раскройте биологическую сущность используемых методов.

1) порча продуктов происходит при размножении в них гнилостных бактерий и плесневых грибов;
2) охлаждение (заморозка) — при понижении температуры снижается скорость обмена веществ в бактериях и грибах;
3) стерилизация (пастеризация; обработка высокой температурой) — высокие температуры вызывают денатурацию белков и гибель клетки;
4) высушивание (вяление) — при дефиците воды невозможен (замедляется) обмен веществ в клетке;
5) засолка ИЛИ засахаривание – в гипертоническом растворе клетки теряют воду вследствие явления осмоса;
6) маринование ИЛИ консервация ИЛИ квашение ИЛИ копчение – в среде содержатся вещества (консерванты, кислоты), убивающие клетки гнилостных бактерий и грибов.

6. Организмы каких царств состоят из клеток, изображенных на рисунке под буквами А и Б? Ответ обоснуйте, приведите соответствующие доказательства.

1) А — организм из царства Бактерии;
2) отсутствует ядро (имеется нуклеоид; ДНК лежит в цитоплазме);
3) отсутствуют мембранные органоиды;
4) Б — организм из царства Растения;
5) есть крупная центральная вакуоль;
6) есть хлоропласты;
7) есть клеточная стенка.

7. Учёные провели эксперимент, целью которого было определение наиболее эффективного антибактериального препарата для лечения заражения синегнойной палочкой. В лаборатории провели посев синегнойной палочки на твёрдую питательную среду на чашке Петри. После того как культура бактерий развилась на питательной среде, на неё нанесли три антибиотика. Результаты представлены на рисунке: кружочки с цифрами – диски из фильтровальной бумаги с тремя разными антибиотиками; серый цвет большого круга – бактерии, развившиеся на питательной среде; белые круги вокруг некоторых дисков – участки, на которых бактерии не развиваются. Какой из трёх антибиотиков оказался наиболее эффективным? Как учёные это определили? За счет чего бактерии могут приобретать устойчивость к антибиотикам? Напишите не менее двух вариантов.

1) наиболее эффективен антибиотик 1;
2) вокруг диска с ним плохо растут бактерии;
3) за счёт мутаций;
4) за счет поглощения плазмид.

8. Экспериментатор решил определить влияние антибактериального средства, используемого для обработки ран, на рост колоний одного из штаммов бактерии Staphylococcus aureus. Он пропитывал диски из фильтровальной бумаги растворами этого средства в различной концентрации и помещал диски на чашки Петри с бактериями. Через сутки экспериментатор определял радиус зоны, свободной от бактерий, вокруг диска (радиус зоны ингибирования). Результаты эксперимента приведены в таблице. Раствор с какой концентрацией препарата, согласно результатам исследования, будет оптимальным для применения? Ответ поясните. Почему используемые ранее антибактериальные средства со временем могут оказаться неэффективными?

1) 10%;
2) при такой концентрации радиус зоны ингибирования был наибольшим;
ИЛИ
1) 5%;
2) такая концентрация оптимальна по эффективности с учетом расхода препарата (снижает себестоимость, экономически целесообразна);
3) у бактерий возникает резистентность (устойчивость) к антибактериальным препаратам;
4) результат мутационной изменчивости.

9. Лекарственный препарат представляет собой фермент, который катализирует разрушение муреина (пептидогликана). На какую группу организмов действует этот препарат? Почему для клеток человека он нетоксичен? Ответ обоснуйте.

1) препарат действует на бактерии;
2) клеточная стенка бактерий состоит из муреина;
3) в состав клеток человека муреин не входит (клетки человека не имеют клеточной стенки из муреина).

10. Экспериментатор определял влияние антибиотика эритромицина на рост бактерий одного из штаммов Micrococcus luteus. Известно, что эритромицин способен связываться с большой субъединицей 70S рибосомы. Разные количества антибиотика добавлялись в питательную среду на чашки Петри, засеваемые одинаковым количеством бактерий. Спустя 24 часа подсчитывалось количество выросших колоний бактерий на чашках Петри. Результаты эксперимента приведены в таблице. Объясните, почему эритромицин подавляет рост колоний бактерии. Вызывает ли эритромицин такие же изменения в клетках человека? Аргументируйте свой ответ.

1) эритромицин, связываясь с бактериальной рибосомой, нарушает синтез белка (трансляцию);
2) клетки бактерий не могут расти и делиться;
3) эритромицин не действует таким образом на клетки человека;
4) в клетках человека рибосомы 80S типа (отсутствуют рибосомы бактериального типа).

11. При приготовлении домашнего йогурта молоко рекомендуется (1) прокипятить. Перед внесением закваски его необходимо (2) остудить. После чего нужно (3) убрать ёмкость с закваской в теплое место на 5-10 часов. Объясните с точки зрения биологии необходимость процессов, указанных цифрами 1, 2, 3. Аргументируйте свой ответ.

1) кипячение молока позволяет уничтожить бактерии (грибы), содержащиеся в нем;
2) остудить молоко нужно чтобы бактерии, содержащиеся в закваске, не погибли;
3) 5-10 часов в тёплом месте необходимо для процесса брожения.

12. На рисунке показано строение мембраны и клеточной стенки. К какому царству относится организм, у которого имеются клетки со стенкой такого состава? Ответ поясните. Поверх клеточной стенки у некоторых представителей этого царства имеется слизистая капсула (слой полисахаридов). Какие функции она может выполнять? Назовите не менее двух функций.

1) царство Бактерии;
2) клеточная стенка содержит муреин (пептидогликан);
3) капсула выполняет функцию защиты (например, от лизоцима);
4) клейкие капсулы служат для формирования колоний из одиночных бактерий;
5) с помощью капсул бактерии прилипают к поверхностям (пищевому субстрату).

13. Назовите структуры бактериальной клетки, указанные на рисунке цифрами 1 и 2. Опишите основные отличия структуры 1 по сравнению с аналогичной структурой эукариот. Укажите функции структуры 2.

1) 1 — кольцевая молекула ДНК (бактериальная хромосома, бактериальный геном);
2) бактериальная ДНК имеет замкнутую (кольцевую) форму (эукариотическая ДНК — линейная);
3) бактериальная ДНК не имеет белков-гистонов (в отличии от эукариотической);
4) 2 — плазмида;
5) несет дополнительные гены;
6) повышает устойчивость бактерии к неблагоприятным условиям среды.

14. Бактерий поместили в растворы, состав которых благоприятен для их жизнедеятельности, и перемешали. Через некоторое время бактерии в пробирках перераспределились. В пробирке 1 находятся аэробы, в пробирке 2, в пробирке 3 – факультативные анаэробы. Почему основная часть бактерий в пробирке 3 стремится к поверхности раствора, но при этом такие бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды? Аргументируйте свой ответ.

1) собираются в основном на поверхности раствора, так как там больше кислорода;
2) кислород используется факультативными анаэробами для осуществления дыхания (окислительного фосфорилирования);
3) окислительное фосфорилирование является более энергетически выгодным, чем гликолиз (брожение);
4) бактерии могут быть найдены на всём протяжении среды, так как могут осуществлять анаэробный (бескислородный) обмен.

15. Какие бактерии человек используют для получения пищевых продуктов? Приведите два примера. Какой метаболический процесс в клетках этих бактерий лежит в основе их использования в пищевой промышленности? Почему приготовленные с применением этих бактерий продукты могут иметь долгий срок хранения?

1) молочнокислые бактерии — для получения кисломолочных продуктов ИЛИ квашения;.
2) уксуснокислые бактерии – для получения уксуса ИЛИ пропионовокислые – для получения сыров;
3) брожение;
4) продукты брожения (кислоты) подавляют развитие гнилостных бактерий и плесневых грибов.

16. Чем строение клетки сине-зеленых водорослей отличается от клетки зеленых водорослей? Назовите не менее четырех отличий.

1) сине-зеленые водоросли – цианобактерии (прокариоты); зеленые водоросли – эукариоты;
2) у сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра, у зеленых – есть;
3) у сине-зеленых водорослей одна кольцевая молекула ДНК, у зеленой водоросли несколько хромосом линейной формы;
4) у сине-зеленых водорослей нет мембранных органоидов (митохондрий, пластид, ЭПС и т.п.), у зеленых – имеются;
5) клеточная стенка сине-зеленых водорослей состоит из муреина, у зеленых водорослей — из целлюлозы (полисахаридов).

17. Лекарственный препарат связывает 70S рибосомы, препятствуя их функционированию. На какую группу организмов действует этот препарат? Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

1) препарат действует против бактерий;
2) грипп и амебную дизентерию невозможно вылечить данным препаратом;
3) грипп вызывается вирусом;
4) вирусы не содержат рибосом (являются неклеточными формами жизни);
5) амебная дизентерия вызывается амебами (простейшими; одноклеточными животными);
6) амебы имеют рибосомы 80S типа (эукариотические рибосомы).

18. Клетка организма какого царства изображена на рисунке? Обоснуйте свой ответ. Какая структура обозначена на рисунке вопросительным знаком? Какую функцию она выполняет?

1) клетка царства Бактерии;
2) не содержит ядра (ДНК лежит в цитоплазме; имеется нуклеоид);
3) не содержит мембранных органоидов;
4) вопросительным знаком обозначена плазмида (дополнительная кольцевая ДНК);
5) несет дополнительные гены, повышающие приспособленность клетки к различным условиям.

19. Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка;
2) клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра (содержит кольцевую ДНК);
3) клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.

20. Назовите не менее четырёх типов питания бактерий. Кратко охарактеризуйте каждый тип.

1) фототрофы — в качестве источника энергии используют энергию солнечного света;
2) хемотрофы — в качестве источника энергии используют энергию окисления неорганических веществ;
3) сапротрофы используют органические вещества мёртвой массы;
4) паразиты используют органические вещества живых организмов, нанося им вред;
5) симбионты используют органические вещества живых организмов, принося им пользу.

21. Экспериментатор решила установить влияние пребиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества пребиотика в жидкую питательную среду и вносила туда одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате, после чего измерялась оптическая плотность (мутность) среды с бактериями. Результаты эксперимента представлены на графике. Объясните, для чего служат пребиотики. В каких ситуациях врачи назначают их приём? Приведите не менее двух ситуаций.

1) пребиотики — вещества, стимулирующие рост и жизнедеятельность микрофлоры кишечника (не принимать ответ, в котором утверждается, что пребиотики — это полезные бактерии);
2) пребиотики назначаются в случае приёма антибиотиков;
3) пребиотики назначаются в случае нарушения функционирования микрофлоры кишечника.

22. Экспериментатор решила установить влияние антибиотика на рост бактерий кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого она добавляла разные количества антибиотика гентамицина в питательную среду на чашки Петри и сеяла одинаковое количество бактерий. Бактерии выращивались в течение ночи в термостате. Подсчитывалось количество индивидуальных колоний бактерий на чашках. Результаты эксперимента приведены в таблице. Как Вы думаете, при какой температуре инкубировались чашки Петри в данном эксперименте? Поясните свой ответ.

1) при температуре 37 °C (36,6 °C);
2) кишечная палочка обитает в кишечнике у человека (млекопитающих);
3) поэтому оптимальными условиями для её роста должна быть температура тела хозяина (человека, млекопитающих).

23. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Как изменится количество бактерий в рубцовой жидкости, если вместо мочевины ввести в рацион здорового животного антибиотик? Объясните, как и почему в этом случае изменится масса животного.

1) количество бактерий уменьшится;
2) масса животного уменьшится (прирост массы уменьшится);
3) антибиотики подавляют деление бактерий (убивают бактерии);
4) бактерии рубца обеспечивают переваривание клетчатки (корма);
5) при гибели бактерий уменьшится количество доступных питательных веществ (снизится качество питания).

24. В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице. Наличием какого химического элемента в кормовой добавке можно объяснить наблюдаемый эффект на бактерии? Ответ поясните. Какую роль выполняют бактерии в рубце коров?

1) в состав мочевины входит азот;
2) азот входит в состав аминокислот (белков, нуклеиновых кислот);
3) аминокислоты (белки) являются строительным материалом (ферментами) для новых клеток
ИЛИ
3) нуклеиновые кислоты являются генетическим материалом для новых клеток;
4) бактерии способствуют перевариванию клетчатки (корма)
ИЛИ
4) синтезируют витамины (являются источником белка)
ИЛИ
4) препятствуют заселению патогенной флоры.

25. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как и почему изменяется количество живых клеток бактерий в эксперименте после добавления антибиотика? Как изменится количество живых клеток бактерий, если на пятый день вновь добавить ципрофлоксацин в культуру, но в большей концентрации, чем в начале эксперимента? Ответ поясните.

1) количество живых клеток бактерий после добавления антибиотика уменьшается, а потом начинает расти;
2) большинство бактерий погибает под действием антибиотика;
3) устойчивые к антибиотику бактерии начинают размножаться;
4) количество живых бактериальных клеток после повторного добавления ципрофлоксацина сначала (незначительно) снизится, а затем продолжит расти;
5) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину

26. Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Для этого он поместил в питательную среду определенное количество живых бактерий и добавил антибиотик ципрофлоксацин, в последующие дни он измерял количество живых клеток. Результаты эксперимента представлены на графике. Как изменится количество живых клеток бактерий, если продолжить эксперимент: через 500 циклов деления в одну половину бактериальной популяции снова добавить ципрофлоксацин, а в другую добавить такое же количество пенициллина (антибиотик другого типа)? Ответ поясните.

1) при добавлении ципрофлоксацина количество живых бактериальных клеток продолжит расти (незначительно изменится);
2) большинство бактерий в культуре устойчивы к ципрофлоксацину;
3) при добавлениии пенициллина большинство бактериальных клеток погибнет (может сохраниться незначительное количество);
4) устойчивость к новому антибиотику у бактерий еще не выработалась.

Отличия прокариот и эукариот

Все живые организмы на Земле делятся на три крупных таксона: Бактерии, Археи и Эукариоты. По признаку наличия ядра они образуют две группы:

  • Эукариоты – имеют ядро.
  • Прокариоты (бактерии и археи) – не имеют ядра.

Главное отличие

У прокариот нет ядра, кольцевая ДНК (кольцевая хромосома) расположена прямо в цитоплазме (этот участок цитоплазмы называется нуклеоид).

У эукариот есть оформленное ядро (ДНК линейная, связана с белками, отделена от цитоплазмы ядерной оболочкой).

Дополнительные отличия

1) Раз у прокариот нет ядра, то нет и митоза/мейоза. Бактерии размножаются простым делением надвое.

2) У прокариот рибосомы мелкие (70S), а у эукариот – крупные (80S).

3) У прокариот клеточная стенка состоит из муреина (пептидогликана).

4) У прокариот отсутствуют мембранные органоиды (такие как митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы и т.д.), вместо них у прокариот есть выросты плазматической мембраны, похожие на кристы митохондрий.

5) Клетка прокариот гораздо меньше клетки эукариот: по диаметру в 10 раз, по объему – в 1000 раз.

Сходство

Клетки всех живых организмов содержат плазматическую мембрану, цитоплазму и рибосомы.

Цианобактерии

Первоначально из-за большого размера клетки были отнесены к водорослям, т.е. к растениям (эукариотам) и назывались «синезеленые водоросли». Но потом выяснилось, что у них нет ядра, и их отнесли к бактериям.

Археи

Первоначально из-за большого сходства по строению были отнесены к бактериям (и назывались «архебактерии»). Но потом выяснилось, что ДНК архей связана с гистонами, а ферменты, отвечающие за репликацию, транскрипцию и трансляцию, очень похожи на аналогичные ферменты эукариот. Поэтому сейчас их выделили в отдельный таксон наравне с бактериями и эукариотами.

Дополнительные материалы

ВИДЕО-УРОК ПО ДАННОЙ ТЕМЕ: в открытом доступе

Задания части 1

ПРОКАРИОТЫ
1. Выберите три варианта. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она

1) не имеет ядра, покрытого оболочкой
2) имеет цитоплазму
3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму
4) имеет наружную плазматическую мембрану
5) не имеет митохондрий
6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка

2. Выберите три варианта. Почему бактерии относят к прокариотам?
1) содержат в клетке ядро, обособленное от цитоплазмы
2) состоят из множества дифференцированных клеток
3) имеют одну кольцевую хромосому
4) не имеют клеточного центра, комплекса Гольджи и митохондрий
5) не имеют обособленного от цитоплазмы ядра
6) имеют цитоплазму и плазматическую мембрану

3. Выберите три варианта. Для прокариотной клетки характерно наличие
1) рибосом
2) митохондрий
3) оформленного ядра
4) плазматической мембраны
5) эндоплазматической сети
6) одной кольцевой ДНК

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У прокариотических клеток есть
1) нуклеоид с ДНК
2) настоящее ядро
3) аппарат Гольджи
4) гомологичные хромосомы
5) рибосомы
6) клеточная мембрана

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания клетки бактерий?

1) отсутствие мембранных органоидов

2) отсутствие рибосом в цитоплазме

3) образование двух и более хромосом линейной структуры
4) клеточная стенка состоит из муреина
5) не способна к фагоцитозу
6) имеет центриоль в основании жгутика

ПРОКАРИОТЫ КРОМЕ
1. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Отсутствие в ней оформленного ядра
2) Наличие цитоплазмы
3) Наличие клеточной мембраны
4) Наличие митохондрий
5) Наличие эндоплазматической сети

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, характеризуют строение бактериальной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствие оформленного ядра
2) наличие лизосом
3) наличие плотной оболочки
4) отсутствие митохондрий
5) отсутствие рибосом

3. Перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для характеристики прокариот. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) митоз
2) спора
3) гамета
4) нуклеоид
5) мезосома

4. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания строения бактериальной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) неподвижная цитоплазма
2) кольцевая молекула ДНК
3) мелкие (70S) рибосомы
4) способность к фагоцитозу
5) наличие ЭПС

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Прокариотическая клетка не имеет в своем составе
1) ядра
2) цитоплазмы
3) эндоплазматической сети
4) плазматической мембраны
5) рибосом
6) пластид

ПРОКАРИОТЫ ТЕКСТ
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.
(1) Классификацией, то есть группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии – систематика. (2) Клеточные организмы делят на два надцарства: прокариоты и эукариоты. (3) Прокариоты – доядерные организмы. (4) К прокариотам относят бактерии, цианобактерии и водоросли. (5) К эукариотам относят только многоклеточные организмы. (6) Клетки прокариот, как и эукариот, делятся митозом. (7) Группа прокариот – хемобактерии – используют энергию, выделяемую при окислении неорганических веществ, для синтеза органических веществ из неорганических.

2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. (1) Бактерии – прокариоты, наследственная информация которых заключается в одной линейной молекуле ДНК. (2) Все бактерии по типу питания являются гетеротрофами. (3) Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение органических остатков в почве. (4) К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. (5) Нитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота. (6) Среди паразитических бактерий хорошо известны холерный вибрион, туберкулёзная палочка, являющиеся возбудителями опасных заболеваний человека. (7) Сапротрофные бактерии питаются органическими остатками.

ПРОКАРИОТЫ — ЭУКАРИОТЫ
1. Установите соответствие между характеристикой клетки и типом организации этой клетки: 1) прокариотический, 2) эукариотический

А) клеточный центр участвует в образовании веретена деления
Б) в цитоплазме находятся лизосомы
В) хромосома образована кольцевой ДНК
Г) отсутствуют мембранные органоиды
Д) клетка делится митозом
Е) все рибосомы расположены в цитоплазме

2. Установите соответствие между характеристикой клетки и её типом: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая
А) мембранные органоиды отсутствуют
Б) имеется клеточная стенка из муреина
В) наследственный материал представлен нуклеоидом
Г) содержит только мелкие рибосомы
Д) наследственный материал представлен линейными ДНК
Е) клеточное дыхание происходит в митохондриях

3. Установите соответствие между признаком и группой организмов: 1) Прокариоты, 2) Эукариоты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие ядра
Б) наличие митохондрий
В) отсутствие ЭПС
Г) наличие аппарата Гольджи
Д) наличие лизосом
Е) линейные хромосомы, состоящие из ДНК и белка

4. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) молекула ДНК кольцевая
Б) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза
В) образуют гаметы
Г) рибосомы мелкие
Д) есть мембранные органоиды
Е) клетка делится пополам

5. Установите соответствие между клетками и их особенностями: 1) прокариотическая, 2) эукариотическая. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
1) наличие обособленного ядра
2) образование спор для перенесения неблагоприятных условий среды

3) расположение наследственного материала только в замкнутой ДНК

4) деление путем мейоза
5) способность к фагоцитозу

6) отсутствуют митохондрии

СОБИРАЕМ 7
1) Неподвижная цитоплазма

ПРОКАРИОТЫ — ЭУКАРИОТЫ ТЕКСТ
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Прокариоты и эукариоты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки.
(1) Клеточные организмы делят на прокариот и эукариот. (2) Прокариоты – доядерные организмы. (3) К прокариотам относят бактерии, водоросли, грибы. (4) Прокариоты – одноклеточные организмы, а эукариоты – многоклеточные организмы. (5) Прокариоты и эукариоты могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. (6) Все автотрофные организмы используют солнечную энергию для синтеза органических веществ из неорганических. (7) Сине-зелёные водоросли – это водные или реже почвенные прокариотные автотрофные организмы.

ПРОКАРИОТЫ — ЭУКАРИОТЫ — ВСЕ
Установите соответствие между компонентами клетки и клетками, которые их имеют: 1) любые клетки, 2) только эукариотические, 3) только прокариотические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) аппарат Гольджи
Б) лизосома
В) плазматическая мембрана
Г) митохондрия
Д) нуклеоид
Е) рибосома

Прокариот и эукариот

Установите соответствие между характеристиками и типами клеток, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) имеют мезосомы
Б) осмотрофный способ питания
В) делятся митозом
Г) имеют развитую ЭПС
Д) образуют споры при неблагоприятных условиях
Е) имеют оболочку из муреина

ПРОКАРИОТЫ — ЭУКАРИОТЫ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Клетки прокариот отличаются от клеток эукариот

1) наличием нуклеоида в цитоплазме
2) наличием рибосом в цитоплазме
3) синтезом АТФ в митохондриях
4) присутствием эндоплазматической сети
5) отсутствием морфологически обособленного ядра
6) наличием впячиваний плазматической мембраны, выполняющих функцию мембранных органоидов

2. Выберите три варианта. Прокариотные клетки отличаются от эукариотных
1) наличием рибосом
2) отсутствием митохондрий
3) отсутствием оформленного ядра
4) наличием плазматической мембраны
5) отсутствием органоидов движения
6) наличием одной кольцевой хромосомы

БАКТЕРИИ — РАСТЕНИЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком и царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

A) все представители прокариоты
Б) все представители эукариоты
B) могут делиться пополам
Г) есть ткани и органы
Д) есть фото и хемосинтетики
Е) хемосинтетики не встречаются

2. Установите соответствие между признаками организмов и их царством: 1) бактерии, 2) растения. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) различные представители способны к фотосинтезу и хемосинтезу
Б) в наземных экосистемах превосходят все другие группы по биомассе
В) клетки делятся путем митоза и мейоза
Г) имеют пластиды
Д) клеточные стенки обычно не содержат целлюлозы
Е) лишены митохондрий

3. Установите соответствие между экологическими особенностями и группами организмов: 1) гетеротрофные бактерии, 2) высшие растения. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) служат начальным звеном пастбищных цепей питания
Б) определяют пространственную структуру в наземных биогеоценозах
В) могут быть редуцентами
Г) образуют споры для перенесения неблагоприятных условий
Д) обитают в океанах на глубине более километра
Е) формируют первый трофический уровень

БАКТЕРИИ — РАСТЕНИЯ СХОДСТВО
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство бактерий и растений состоит в том, что они

1) прокариотические организмы
2) образуют споры при неблагоприятных условиях
3) имеют клеточное тело
4) среди них имеются автотрофы
5) обладают раздражимостью
6) способны к вегетативному размножению

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток бактерий и растений состоит в том, что они имеют
1) рибосомы
2) плазматическую мембрану
3) оформленное ядро
4) клеточную стенку
5) вакуоли с клеточным соком
6) митохондрии

БАКТЕРИИ — РАСТЕНИЯ ОТЛИЧИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бактерии, в отличие от низших растений,

1) по типу питания бывают хемотрофами
2) при размножении образуют зооспоры
3) не имеют мембранных органоидов
4) имеют слоевище (таллом)
5) при неблагоприятных условиях образуют споры
6) синтезируют полипептиды на рибосомах

БАКТЕРИИ — ЖИВОТНЫЕ ПРИЗНАКИ
Установите соответствие между органоидами и их наличием у клеток: 1) бактерий, 2) животных. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) лизосомы
Б) клеточная стенка
В) ядрышко
Г) аппарат Гольджи
Д) кольцевая ДНК
Е) мезосомы

БАКТЕРИИ — ЖИВОТНЫЕ СХОДСТВО
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) рибосомы
2) цитоплазму
3) гликокаликс
4) митохондрии
5) оформленное ядро
6) цитоплазматическую мембрану

БАКТЕРИИ — ГРИБЫ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого он характерен: 1) грибы, 2) бактерии

А) ДНК замкнута в виде кольца
Б) по способу питания — автотрофы или гетеротрофы
В) клетки имеют оформленное ядро
Г) ДНК имеет линейное строение
Д) в клеточной стенке имеется хитин
Е) ядерное вещество расположено в цитоплазме

2. Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: 1) Грибы, 2) Бактерии. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образование микоризы с корнями высших растений
Б) образование клеточной стенки из хитина
В) тело в виде мицелия
Г) размножение спорами
Д) способность к хемосинтезу
Е) расположение кольцевой ДНК в нуклеоиде

3. Установите соответствие между характеристиками и организмами: 1) дрожжи, 2) кишечная палочка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) геном представлен одной кольцевой молекулой ДНК
Б) клетка покрыта оболочкой из муреина
В) делится митозом
Г) в анаэробных условиях вырабатывает этанол
Д) имеет жгутики
Е) не имеет мембранных органоидов

БАКТЕРИИ — ГРИБЫ СХОДСТВА
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бактерии, как и грибы,

1) составляют особое царство
2) являются только одноклеточными организмами
3) размножаются с помощью спор
4) являются редуцентами в экосистеме
5) могут вступать в симбиоз
6) поглощают вещества из почвы с помощью гифов

2. Выберите три верных ответа из шести. Какие общие признаки характерны для бактерий и грибов?
1) имеют генетический материал в виде ДНК
2) имеют клеточные стенки
3) имеют мембранные органоиды
4) могут быть редуцентами в экосистемах
5) могут содержать муреин в клеточной стенке
6) формируют плодовые тела

БАКТЕРИИ — ГРИБЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Бактерии, в отличие от шляпочных грибов,

1) одноклеточные организмы
2) многоклеточные организмы
3) имеют в клетках рибосомы
4) не имеют митохондрий
5) доядерные организмы
6) не имеют цитоплазмы

БАКТЕРИИ — ГРИБЫ — РАСТЕНИЯ
Установите соответствие между характеристикой клетки и ее типом: 1) бактериальная, 2) грибная, 3) растительная. Напишите цифры 1, 2 и 3 в правильной последовательности.

А) отсутствие мембранных органоидов
Б) запасающее вещество – крахмал
В) способность к хемосинтезу
Г) наличие нуклеоида
Д) наличие хитина в клеточной стенке

БАКТЕРИИ — ЖИВОТНЫЕ — РАСТЕНИЯ
Установите соответствие между признаками клеток и царством: 1) Растения, 2) Животные, 3) Бактерии. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) включает только одноклеточные организмы
Б) клетки безъядерные
В) фотосинтез проходит в хлоропластах
Г) клетки не имеют клеточных стенок
Д) запасным веществом клеток является гликоген
Е) группы клеток образуют механические и проводящие ткани

ГРИБЫ — БАКТЕРИИ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Чем отличаются грибы от бактерий?

1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)
2) относятся к гетеротрофным организмам
3) размножаются спорами
4) одноклеточные и многоклеточные организмы
5) при дыхании используют кислород воздуха
6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

ЭУКАРИОТЫ ПРИМЕРЫ
Выберите трёх представителей эукариот

1) обыкновенная амёба
2) дрожжи
3) малярийный паразит
4) холерный вибрион
5) кишечная палочка
6) вирус иммунодефицита человека

ЭУКАРИОТЫ — ПРОКАРИОТЫ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

1) цитоплазму
2) ядро, покрытое оболочкой
3) молекулы ДНК
4) митохондрии
5) плотную оболочку
6) эндоплазматическую сеть

Таблица

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке.
1) митоз, мейоз
2) перенесение неблагоприятных условий среды
3) перенос информации о первичной структуре белка
4) двумембранные органоиды
5) шероховатая эндоплазматическая сеть
6) мелкие рибосомы

Таблица

Проанализируйте таблицу «Бактериальная клетка». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
1) транскрипция
2) трансляция
3) репликация
4) клеточная стенка
5) пили
6) жгутик
7) замкнутая структура
8) комплекс нуклеиновой кислоты и белков-гистонов

Бактерия

БАКТЕРИИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе эволюции сформировались организмы разных царств. Какие признаки характерны для царства, представитель которого изображен на рисунке.

1) клеточная стенка состоит в основном из муреина
2) хроматин содержится в ядрышке
3) хорошо развита эндоплазматическая сеть
4) отсутствуют митохондрии
5) наследственная информация содержится в кольцевой молекуле ДНК
6) пищеварение происходит в лизосомах

Бактерия

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое значение для человека имеют организмы царства, один из представителей которого изображён на рисунке?
1) используются для приготовления кефира и сыра
2) вызывают заболевание гриппом
3) используются для изготовления антибиотиков
4) вызывают тиф, холеру и дифтерию
5) используются для получения трансгенного инсулина
6) служат первым звеном в пищевых цепях

Бактерия

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже понятий можно использовать для характеристик клетки, изображенной на рисунке?
1) образует спору
2) содержит мелкие рибосомы
3) размножается путем митоза
4) содержит нуклеоид
5) образует гаметы
6) способна к фагоцитозу

Бактерия

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных признаков относят к изображенной на рисунке клетке?
1) наличие рибосом
2) оформленное ядро
3) деление митозом
4) спорообразование
5) фагоцитоз
6) замкнутая ДНК

Бактерия

БАКТЕРИИ РИС КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) замкнутая молекула ДНК
2) мезосома
3) мембранные органоиды
4) клеточный центр
5) нуклеоид

Бактерия

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) деление путем митоза
2) наличие клеточной стенки из муреина
3) наличие нуклеоида
4) отсутствие мембранных органоидов
5) поглощение веществ путем фаго- и пиноцитоза

Бактерия

3. Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замкнутая ДНК
2) митоз
3) гаметы
4) рибосомы
5) нуклеоид

Бактерия

4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) есть клеточная мембрана
2) есть аппарат Гольджи
3) есть несколько линейных хромосом
4) есть рибосомы
5) есть клеточная стенка

Бактерия

5сб. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) имеют линейные хромосомы
2) характерно бинарное деление
3) имеет эндоплазматическую сеть
4) образует спору
5) содержит мелкие рибосомы

Бактерия

6ф. Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке объекта. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) прокариоты
2) ДНК
3) вакуоль с клеточным соком
4) рибосома
5) ядро

Бактерия

7cб. Все перечисленные ниже понятия, кроме трёх, используются для описания изображённого на рисунке объекта. Определите три понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) содержит плазмиды
2) дыхание происходит в митохондриях
3) характерно деление надвое
4) содержит клеточную стенку из целлюлозы
5) может иметь выросты оболочки – пили
6) в цитоплазме обнаруживаются центриоли клеточного центра

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания прокариотической ДНК. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) содержит аденин, гуанин, урацил и цитозин
2) состоит из двух цепей
3) имеет линейную структуру
4) не связана со структурными белками
5) лежит в цитоплазме

Расположите структуры лактозного оперона бактерий в порядке их уменьшения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нуклеотид
2) молекула ДНК
3) триплет
4) оперон
5) структурный ген

Расположите структуры бактериального генома в порядке их увеличения. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) нуклеотид
2) хромосома
3) промотор
4) оперон
5) триплет

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для цианобактерий?
1) встречаются в составе лишайников
2) имеют спиралевидный хроматофор
3) являются редуцентами
4) вызывают «цветение» воды
5) являются прокариотическими фототрофами
6) размножаются зооспорами

Установите последовательность расположения структур бактериальной клетки от периферии к центру. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) нуклеоид
2) цитоплазма
3) муреиновая клеточная стенка
4) цитоплазматическая мембрана
5) слизистая капсула

Бактерия

7cб. Каким номером на рисунке обозначена клетка, для которой нехарактерен митоз?

Бактерия

Установите соответствие между особенностями строения и клетками, обозначенными на рисунке цифрами 1-4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие пластид
Б) клеточная стенка из муреина
В) способность к фагоцитозу
Г) клеточная стенка из хитина
Д) наличие микроворсинок
Е) рибосомы исключительно 70S типа

ЭКСПЕРИМЕНТЫ
1. Экспериментатор вырастил культуру бактерий на молочной среде, а затем подверг среду с бактериями длительной стерилизации. Как в среде после стерилизации изменилось

А) количество живых бактерий,
Б) количество разрушенных клеток бактерий,
В) количество жизнеспособных спор бактерий?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

2. Экспериментатор взял две колбы свеженадоенного молока и герметично их закрыл. Первую колбу он нагревал в течении получаса при температуре 60-65 °С, вторую колбу (контрольную) оставил без изменений. Как изменится
А) срок хранения молока,
Б) количество живых бактерий,
В) количество молока в первой колбе по сравнению с контрольной?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

3. Экспериментатор исследовал свойство цитоплазмы у бактерий при образовании ими спор. Как при этом изменится:
А) содержание воды внутри клетки;
Б) количество органических веществ внутри клетки;
В) скорость обмена веществ в клетках?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

Бактерии задания ЕГЭ часть 2

1) Не имеют оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой молекулой ДНК.

2) Не имеют мембранных органоидов (митохондрий, ЭПС, комплекса Гольджи ), их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны.

3) Имеется клеточная стенка из муреина.

4) Делятся простым делением надвое, митоза и мейоза нет.

5) По способу питания бывают автотрофы (фотоавтотрофы и хемоавтотрофы) и гетеротрофы (сапрофиты, паразиты и симбионты); по способу дыхания – аэробы и анаэробы.

6) Неблагоприятные условия переносят в форме спор.

7) Одноклеточные, иногда могут быть колониальными.

2. Какие способы и типы питания бактерий вы знаете?

1) По типу питания бактерии бывают автотрофы (образуют органические вещества из неорганических) и гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами).

2) Автотрофы по способу получения энергии бывают фотоавтотрофы (используют энергию солнечного света) и хемоавтотрофы (используют энергию химических связей неорганических соединений).

3) Гетеротрофы бывают сапрофитами (питаются разлагающимися органическим веществом), паразиты (питаются клетками живых организмов), симбионты (сожительствуют с другими организмами и питаются органическим веществом этих организмов).
Например, клубеньковые бактерии (от растений получают органическое вещество, а растениям дают связанные формы азота).

3. Какое значение имеют бактерии в природе?

1) Бактерии принимают активное участие в круговороте веществ в природе. Например, большая группа гнилостных бактерий, которых называют природными санитарами. Они разрушают трупы животных и растительные остатки, превращая сложные органические соединения в минеральные. С их участием образуется перегной и повышается плодородие почвы.

2) Клубеньковые бактерии и азотобактер способны усваивать атмосферный азот.

3) Бактерии участвуют в образовании железорудных месторождений.

4) Бактерии пищеварительного тракта жвачных животных расщепляют целлюлозу.

5) Бактерии, обитающие в воде, являются кормом для рыб и мелких животных.

6) Фитопатогенные бактерии вызывают чёрный бактериоз пшеницы, паршу картофеля, бактериоз огурцов и капусты, пятнистостьи рак томатов.

7) Цианобактерии часто вызывают цветение воды в загрязнённых водоёмах.

4. Почему при отсутствии сапротрофных бактерий жизнь на Земле была бы невозможна?

1) Сапротрофные бактерии – гетеротрофные организмы, использующие для питания органические соединения мёртвых тел или выделения животных.

2). при их отсуствии на земной поверхности скопились бы органические вещества.

3) В экосистемах являются редуцентами.

4) Сапрофиты составляют важное звено в биологическом круговороте веществ и энергии. Отсутствие сапрофитов остановит круговорот веществ в природе, формирование структуры и плодородия почвы.

5. Какое молоко: стерилизованное или свеженадоенное прокиснет быстрее в одних и тех же условиях?

1) Быстрее прокиснет свеженадоенное молоко, т.к. в нём находятся бактерии, которые вызывают его брожение.

2) При стерилизации молока клетки и споры молочнокислых бактерий погибают и молоко сохраняется дольше.

6. Объясните, почему для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями?

1) Бобовые растения могут вступать в симбиоз с бактериями, которые живут в корневых клубенькх. (пример мутуализма)

2) Клубеньковые бактерии являются азотфиксирующими. Они поглощают атмосферный азот и преобразуют его в доступную форму для питания растения.

3) Поэтому для выращивания бобовых растений не требуется подкормка азотными удобрениями?

7. В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?

1) Бактерии-гетеротрофы (сапрофиты, паразиты и симбионты) – редуценты разлагают органические вещества до минеральных, которые усваиваются растениями.

2) Бактерии-автотрофы (фотоавтотрофы, хемоавтотрофы) – продуценты синтезируются органические вещества из неорганических, обеспечивая круговорот кислорода, углерода, азота.

8. Строители при осуществлении земляных работ случайно вскрыли скотомогильник столетней давности. Спустя некоторое время в этой местности был объявлен карантин в связи с заболеванием сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии.

1)В скотомогильнике были захоронены животные больные сибирской язвой.

2) При попадании в почву бактерии сибирской язвы оказались в неблагоприятных условиях, которые переносили в состоянии спор.

3)Споры бактерии сибирской язвы попали в благоприятные условия при вскрытии скотомогильника и активизировали свою деятельность, заражая людей и животных вокруг.

4) Поэтому в этой местности был объявлен карантин в связи с заболеванием сибирской язвы, возбудителем которой являются бактерии.

9. Какие способы получения энергии используют бактерии?

1) По типу питания бактерии бывают автотрофы (образуют органические вещества из неорганических) и гетеротрофы (питаются готовыми органическими веществами).

2) Автотрофы по способу получения энергии бывают фотоавтотрофы (используют энергию солнечного света) и хемоавтотрофы (используют энергию химических связей неорганических соединений).
Бактерии-фотоавтотрофы содержат в клетках хлорофилл и способны к фотосинтезу.
Бактерии-хемоавтотрофы преобразуют энергию неорганических соединений для создания собственных органических веществ.

3) Гетеротрофы бывают сапрофитами (питаются разлагающимися органическим веществом), паразиты (питаются клеткамиживых организмов), симбионты (сожительствуют с другими организмами и питаются органическим веществом этих организмов).
Бактерии-паразиты используют органические соединения живых тел.
Бактерии-сапрофиты используют органические соединения мёртвых тел.

10. Как отличить бактериальную клетку от растительной?

1) У бактериальной клетки нет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой молекулой ДНК.

2) Нет мембранных органоидов (митохондрий, ЭПС, комплекса Гольджи), их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны.

3) У бактерий клеточная стенка из муреина.У растительной – из целлюлозы.

11. Почему бактерии нельзя отнести к эукариотам?

1) Бактерии не имеют оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой молекулой ДНК.

2) Нет мембранных органоидов (митохондрий, ЭПС, комплекса Гольджи), их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны.

3) Делятся простым делением надвое, митоза и мейоза нет.

12. Объясните, роль бактерий в круговороте азота?

1) Клубеньковые бактерии и азотобактер способны усваивать атмосферный азот и переводят его в связанные формы, доступные для растений, обогощают почву азотом

2) При минерализации животного и растительного белка гнилостные бактерии образуют аммиак, который окисляется нитрифицирующими бактериями в нитриты, а затем в нитраты.

3) Как аммонийные соли, так и нитраты служат источником азотистого питания для высших растений, синтезирующих при этом белки своего тела.

13. На чём основано утверждение, что прокариоты – древние и наиболее примитивные организмы?

1) Бактерии не имеют оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой молекулой ДНК.

2) Нет мембранных органоидов (митохондрий, ЭПС, комплекса Гольджи), их функции выполняют мезосомы – впячивания мембраны.

3) Делятся простым делением надвое, митоза и мейоза нет.

14. Как предохраняют продукты питания от порчи?

1) Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: низкая температура, отсутствие влаги или присутствие некоторых веществ — консервантов, например уксусной кислоты, большого количества поваренной соли и др.

2) Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.

Бактерии

Бактерии (греч. bakterion — палочка) — простые одноклеточные микроскопические организмы, принадлежащие к прокариотам. В пищевых цепях они играют важнейшую роль редуцентов: разлагают органические вещества мертвых животных и растений.

Бактерии

Бактерии обладают исключительной устойчивостью: их можно обнаружить даже на стенках ядерного реактора. Такая способность связана с их быстрым размножением — при благоприятных условиях бактерии делятся каждые 20 минут. При изменении условий внешней среды (за счет мутаций) выживают и размножаются те формы, которые устойчивы к действию того или иного фактора (к примеру, радиации).

Строение бактерий

Бактерии имеют клеточную стенку, состоящую из муреина (пептидогликана) и выполняющую защитную функцию. У бактерий (прокариот, доядерных) отсутствуют мембранные органоиды. В их клетке можно найти только немембранные: рибосомы, жгутики, пили. Пили — поверхностные структуры, которые служат для прикрепления бактерии к субстрату.

Наследственный материал находится прямо в цитоплазме (не в ядре, как у эукариот) в виде нуклеоида. Нуклеоид (лат. nucleus — ядро + греч. eidos вид) — одна сложная кольцевидная молекула ДНК, не ограниченная мембранами от остальной части клетки.

Строение бактерии

Долгое время выделяли «особый органоид» бактерий — мезосомы, считали, что они могут участвовать в некоторых клеточных процессах.

Спешу сообщить, что на данный момент установлено однозначно: мезосомы это складки цитоплазматический мембраны, образующиеся только лишь при подготовке бактерий к электронной микроскопии (это артефакты, в живой бактерии их нет).

Мезосомы

При наступлении неблагоприятных для жизни условий бактерии образуют защитную оболочку — спору. При образовании споры клетка частично теряет воду, уменьшаясь при этом в объеме. В таком состоянии бактерии могут сохраняться тысячи лет!

В состоянии споры бактерии очень устойчивы к изменениям температуры, механическим и химическим факторам. При изменении условий среды на благоприятные, бактерии покидают спору и приступают к размножению.

Спора бактерии

Энергетический обмен бактерий

Бактерии получают энергию за счет окисления веществ. Существуют аэробные бактерии, живущие в воздушной среде, и анаэробные бактерии, которые могут жить только в условиях отсутствия кислорода.

К аэробным бактериям относят многочисленных редуцентов, которые разлагают органические вещества мертвых растений и животных. Анаэробные бактерии составляют микрофлору нашего кишечника — бескислородную среду обитания.

Бактерии аэробы и анаэробы

Получают энергию бактерии путем хемо- или фотосинтеза. Среди хемосинтезирующих бактерий можно встретить нитрифицирующие бактерии, железобактерии, серобактерии.

Важно заметить, что клубеньковые бактерии (азотфиксирующие) не осуществляют хемосинтез: клубеньковые бактерии относятся к гетеротрофам.

Среди фотосинтезирующих бактерий особое место принадлежит цианобактериями (сине-зеленым водорослям). Благодаря им сотни миллионов лет назад возник кислород, а с ним и озоновый слой: появилась жизнь на поверхность земли и аэробный тип дыхания (поглощение кислорода), которым мы сейчас с вами пользуемся 🙂

Что касается бактерий гетеротрофов, то их способ питания основан на разложении останков животных и растений — сапротрофы (редуценты), либо же они питаются органами и тканями животных и растений — паразиты.

Бактерии автотрофы и гетеротрофы

Биотехнология

Бактерии широко применяются в направлении биотехнологии — генной инженерии. Их используют для получения различных химических веществ (белков).

В ДНК бактерии вставляют нужный ген (к примеру, ген, кодирующий белковый гормон — инсулин), бактерия принимает новый участок гена за свой собственный, в результате чего начинает синтезировать белок с данного участка. На рибосомах подобных бактерий синтезируется инсулин, который человек собирает, обрабатывает и использует как лекарство.

Получение инсулина с помощью бактерий

Бактерии используются для получения антибиотиков (тетрациклина, стрептомицина, грамицидина), широко применяемых в медицине. Бактерии также применяют в пищевой промышленности, где их используют для получения молочнокислых продуктов, алкогольных напитков.

Классификация бактерий по форме

При микроскопии становятся заметны явные отличия форм бактерий.

  • Стафилококки — их скопления похожи на виноградные грозди
  • Диплококки — округлой формы, расположенные попарно
  • Стрептококки — объединяются в цепочки, напоминающие нити жемчуга
  • Палочки
  • Вибрионы — изогнутые в виде запятой
  • Спириллы — спирально извитые палочки
  • Спирохеты — сильно извитые (до 10-15 витков) палочки

Формы бактерий

Размножение бактерий

Бактерии, как прокариоты (доядерные организмы), не могут делиться митозом, так как основное условие митоза — наличие ядра. Бактерии делятся бинарным делением клетки.

В ходе бинарного деления бактерия делится на две дочерние клетки, являющиеся генетическими копиями материнской. Деление в среднем происходит раз в 20 минут, популяция бактерий растет в геометрической прогрессии.

При размножении в лабораторных условиях бактерии образуют колонии. Колонии — видимые невооруженным глазом скопления клеток, образуемые в процессе роста и размножения микроорганизмов на питательном субстрате. Колонии выращиваются в чашках Петри.

Колонии бактерий, бинарное деление бактерий

Бактериальные инфекции

Многие патогенные бактерии приводят к развитию тяжелых заболеваний у человека. На настоящий момент при бактериальных инфекциях применяются антибиотики, дающие хороший эффект.

От некоторых болезней: дифтерия, коклюш и т.д. разработаны вакцины, дающие стойкий пожизненный иммунитет. После вакцинации образуются антитела к возбудителю, вследствие чего организм становится защищен от подобных инфекций: при встрече с возбудителем человек не заболевает, или переносит болезнь в легкой форме.

К бактериальным инфекциям относятся: чума, дифтерия, туберкулез, коклюш, гонорея, сифилис, тиф, столбняк, брюшной тиф, сальмонеллез, дизентерия, холера. Ниже вы можете видеть возбудителей данных заболеваний и место их локализации в организме.

Бактериальные инфекции

Для борьбы с бактериями, вирусами и грибами в медицинских учреждениях (уже часто и в домашних условиях) используется кварцевание. Кварцевание — процесс обеззараживания помещения, суть которого в лампе, испускающей ультрафиолетовое излучение, губительное для микроорганизмов.

При проведении медицинских процедур локального кварцевания (облучения УФ отдельных участков) тела следует надевать защитные очки для избежания ожога сетчатки глаза. При кварцевании помещений следует покинуть их по той же причине.

Кварцевание

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2024

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *