Что такое мышление егэ
Перейти к содержимому

Что такое мышление егэ

  • автор:

Мышление и деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Элемент деятельности Характеристика
Субъект человек, группа людей, всё общество в целом
Объект то, на что направлена деятельность
Мотив совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.)
Цель это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека
Действия активность, направленная на достижение цели
Средства всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные)
Результат реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства )

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая Духовная
материально-производственная учебно-познавательная, научная
социально-преобразовательная ценностно-ориентировочная
прогностическая

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

реально существующие партнёры;
иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

ОБЩЕНИЕ
Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений
Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом Косвенное – через других людей (например, передать привет)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:

Животное Человек
Взаимодействие с окружающей средой Приспособление к окружающей среде Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Цель Задаётся инстинктом Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер.
Поведение Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения).

Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.

Структура деятельности
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы Действия — это проявление волеизъявления людей Результат – это конечный итог, завершающий деятельность

Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.

Мотивы деятельности
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития Социальные установки – это ориентация человека на что-либо Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость)
Классификация действий в зависимости от мотивов
Целерациональные Ценностно-рациональные Аффективные Традиционные
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности Характеризуются зависимостью от длительной привычки

Многообразие деятельности

Деятельность
Практическая Духовная
Направлена на изменение Связана с преобразованием сознания людей
природы общества Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах
Это материально-производственная деятельность Это социально-преобразовательная деятельность Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности
Все эти виды деятельности связаны между собой

Виды деятельности в зависимости от результатов:

Созидательная Разрушительная
Результатом является «вторая природа» (культура) Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности
Деятельность — благо Деятельность — зло

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

Творчество или продуктивная деятельность

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.

Игровая деятельность

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.

Трудовая деятельность

Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.

Учебная деятельность

Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.

Деятельность и общение

Разные подходы к связи деятельности и общения
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности

Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.

Субъект общения
Реальный, т. е. существующий в жизни Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности
Реальный, т. е. существующий в жизни Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта Воображаемый, т. е. существующий в воображении
Друг, родитель, знакомый Животное, игрушка Бог, внутренний голос

Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.

Средства общения
Вербальные (словесные) Невербальные (несловесные)
Речь (язык) Это все средства общения, кроме речи
Внутренняя Внешняя Знаковые системы Сигналы Облик человека
Мысли Устная, письменная Рисунки, чертежи Горн, свисток, светофор Мимика, жесты, тембр голоса

Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).

Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками

Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.

Сущность Обмен информацией (взаимная передача) Односторонняя передача
Участники Субъект — объект, активно взаимодействующие Субъект — объект, обособление
Действия Равнозначные Односторонние
Обратная связь Активная, обогащает информацию Отсутствует или формальна
Информация Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется Воспринимается с потерями или без них

Сознательное и бессознательное

Сознание
Познание Самосознание Воля Переживание

Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

Структура сознания
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни

Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.

Широкое значение: это все умственные процессы Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.)

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Особенности мышления
Опосредованный характер Обобщённость
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного

Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:

Конкретно-действенное, или практическое Конкретно-образное, или художественное Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе

Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.

7. Формы и методы мышления

Мыслительный процесс сопровождает человека на протяжении всей его жизни и выражается в следующих формах.

ФОрмы мышления.png

Рис. \(1\). Формы мышления

Понятие — это изображение всех важных свойств предмета в их единстве.

Способы определения понятия :

анализ — это мысленное разделение познаваемого предмета на несколько составных частей и дальнейшее изучение каждой из них в отдельности;

синтез — это мысленное объединение нескольких отдельных компонентов в единое целое и изучение их как целостного предмета;

абстрагирование — это мысленное отсечение отдельных качеств предмета, являющихся менее важными, и изучение остальных свойств;

обобщение — это мысленное выделение общих существенных признаков нескольких предметов с целью их дальнейшего изучения.

Суждение — утверждение или отрицание каких-либо существенных свойств конкретного объекта на основе сравнения их с другими.

Умозаключение — это мысленное установление связей между несколькими суждениями и формирование на их основе нового суждения (вывода).

Вывод субъекта (его умозаключение) может строиться на базе аналогии, дедукции и индукции.

Аналогия — установление сходств между отдельными предметами на основе их общих признаков.
Дедукция — переход от общих качеств предмета к его отдельным свойствам.

Индукция — вывод об общих свойствах объекта на основе его отдельных качеств и свойств (противоположность дедукции).

Виды мышления

Мышление — это процесс восприятия окружающей действительности, анализ происходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.

Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.

Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс.

Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Средство мышления – язык.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объекта.

Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу, в форме реакций на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т.д.), в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

  • Наличие: потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить; интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
  • Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
  • Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.
  • Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

↑ Виды мышления

Человек и человеческое сообщество — постоянно развивающиеся системы. На разных этапах их исторического развития доминировали разные типы мышления, а именно образное, понятийное (теоретическое) и знаковое.

Виды мышления

Образное мышление .

Задача дана наглядно, в конкретной форме, а способом её решения будет практическое действие

Понятийное мышление , те. мышление в форме понятий.

В процессе мышления человек переводит образы мира в слова (понятия). Понятие включает в себя определенные характеристики и свойства предмета или явления. Например, при произнесении понятия «кубик», у каждого в мыслях возникнут различные образы с одинаковыми характерными особенностями — квадрат, игровая кость, кубик Рубика и т д.

Знаковое мышление .
Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности (связано с развитием науки).

В чистом виде те или иные виды мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Лекция 5. Мышление и деятельность

Мышление – это активный процесс отражения объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира в понятиях, суждениях, гипотезах, теориях и т.п. Мышление – это процесс, совершающийся в коре головного мозга. Т.е. оно непосредственно связано с психическими процессами. Вместе с тем, мышление социально, поскольку использует закономерности, законы, теории, открытые человеческой практикой, обществом. И поэтому сам процесс мышления, как и его результаты, зависят от уровня развития науки, техники, самого общества. Пример: человек осмысливает сущность Вселенной. Это мышление. С учётом современного уровня развития науки, открытых закономерностей, теорий он размышляет о её бесконечности, о том, что невозможно найти её центр. В Древности, наоборот, человек думал бы, что в центре Вселенной — Земля — ибо таков был уровень развития науки.

Мышление – сложный процесс, который приводит к формированию нового знания. Можно выделить особенности мышления:
— оно всегда обладает личностным началом. Субъект мышления – человек. Каждый человек обладает разными способностями, потребностями, интересами, волей и т.п. – а от этого и зависят мыслительные процессы. К примеру, учёный-астроном и школьник осмысливают особенности расположения звёзд на небосклоне. Результаты мышления, учитывая их разный уровень подготовки и профессионализма, у них, конечно, будут разными;
— оно зависит от эмоционально-волевой стороны личности. Мышление чаще всего возникает по воле человека, на основе возникших у него потребностей, интересов и т.п. Примером может служить мыслительная деятельность человека, которая будет осуществляться после важной для него встречи. Человек сам, по своей воле, пытается осмыслить результаты этой встречи;
— оно непосредственно связано с языком. Осуществляя мышление, человек выражает в языке мысли, образы, абстракции и т.п. Осмысливая, например, результат экзамена, человек выражает своё отношение к нему словами вслух или «про себя».Словами человек заменяет объекты действительности, в отношении которых осуществляет мышление. Без языка мышление невозможно — иначе в чём выражать мысли?

Мышление обычно разделяется на два вида:

— образное мышление– осуществляется с опорой на наглядные объекты, их образы. Пример: в начальных классах детей часто учат операции сложения с помощью палочек или карточек – наглядно. В силу возраста им пока трудно абстрагироваться (удалиться) от наглядности и произвести подсчёт, например, в столбик;
— абстрактно-логическое мышление– оперирует абстрактными понятиями, символами, знаками. Примером такого мышления является использование формул, научных терминов в процессе познания.

Мышление всегда сопутствует деятельности. Деятельность человека тем и отличается от инстинктивного поведения животных, что она осмысленна. Бобры, строящие плотину, не осознают сущности своих действий. Только человек может осознавать то, что он делает. Поведение животного может быть целесообразным, т.е. соответствующим будущему результату. Бобры при постройке плотин делают те действия, которые необходимы для этого. Но такой цели – построить плотину – они не ставят и не могут ставить.Деятельность человека поэтому целенаправленна, предполагает планирование. Человеческая деятельность также отличается от поведения животного творчески-преобразующим отношением к окружающему миру. Животное использует предметы природы, не создаёт ничего нового, что не заложено природой, в отличие от человека.

Деятельность– целенаправленная активность человека, преобразующая объекты мироздания. Примером деятельности может служить подготовка к экзамену по обществознанию — учащийся целенаправленно, осмысленно это осуществляет.Учёные разработали структуру деятельности:
— субъект– человек, осуществляющий деятельность. Субъектом деятельности врача, например, будет сам врач;
— объект– то, на что прямо направлена деятельность (объект, процесс, внутреннее состояние человека, социальные отношения и т.п.);
— средства– то, с помощью чего осуществляется деятельность. В гуманистической философской науке считается, что человек не может быть объектом или средством чьей-либо деятельности. Например, объектом деятельности врача, который лечит больного, будет не сам больной человек, а его болезнь, субъекты — врач и больной, а средствами могут выступать медицинские препараты, лекарства;
— мотив– то, что движет человеком в его деятельности. В качестве мотива могут выступать потребности, интересы, идеалы, эмоции и т.п. Мотивом учебной деятельности абитуриента, желающего подготовиться в ЕГЭ, может быть желание в дальнейшем стать авторитетным членом общества, повысить социальный статус;
— цель– конкретный, запланированный, представляемый в уме субъекта результат, достижимый в этой деятельности. Целью деятельности, обозначенной в предыдущем примере (учёба абитуриента) будет успешная сдача ЕГЭ и поступление в вуз;
— результат– достигнутая или не достигнутая цель. Результатом деятельности по подготовке к ЕГЭ может быть успешная (или наоброт, провальная) его сдача и получение соответствующего балла.

Деятельность человека многообразна и проявляется во множестве сфер окружающего мира. По критерию объекта деятельность можно разделить на следующие виды:
— материальную деятельность– это деятельность, основной объект которой представлен в материальном мире (предметы природы, общество, бытовые приборы и т.п.). Примеры материальной деятельности — изготовление стула плотником, распечатка документов и т.п.
— духовную деятельность– деятельность, которая предполагает работу с объектами духовного мира (произведения, стихи и т.п.). Примеры такой деятельности — написание стихотворений, прозаических текстов, воспитание человека и т.п.

Материальная и духовная виды деятельности взаимосвязаны. Например, плотник, создавая стул (материальная деятельность), продумывает его образ (духовная деятельность). Или: учитель воспитывает школьников (духовная деятельность), но при этом он проверяет тетради, выставляет отметки (материальная деятельность).

По направленности, по целям деятельность можно разделить на:
— материально-производственную– деятельность направлена на создание или преобразование объектов материального мира. Примеры: изготовление стула; ремонт автомобиля; реконструкция дома;
— социально-преобразовательную– деятельность направлена на преобразование социума, общественных отношений. Примеры: проведение судебной реформы; изменение пенсионной системы страны; принятие закона;
— ценностно-ориентировочную (или ценностно-ориентационную) – деятельность направлена на ориентирование в ценностях, формирование мировоззрения, воспитание человека. Примеры: деятельность учителя по воспитанию школьников; разъяснение родителей правил поведения своим детям;
— духовно-теоретическую– деятельность направлена на создание идей, духовных объектов. которые получают выражение в форме научного знания, художественных произведений и т.п. Примеры: написание стихотворений; разработка программы исследования;
— духовно-практическую– деятельность направлена на сохранение, культивирование, передачу духовных ценностей. Примеры: образовательная деятельность учителя; работа музеев по сохранению культурного наследия;
— прогностическую– направлена на предвидение возможных последствий каких-либо явлений, на формирование картины будущего, составление прогнозов;. Примеры: прогнозирование последствий природных катаклизмов, детельность астронома, предсказывающего движение небесных тел;
— познавательную– направлена на познание чего-либо нового. Примеры: учебная деятельность учеников и студентов; исследовательская деятельность учёных.

Существует и другая классификация видов деятельности:
— общение– деятельность по взаимному обмену информацией, эмоциями и т.п. между участниками. Общение – это совместная деятельность как минимум двух субъектов. Общение всегда сопутствует любой другой совместной деятельности;
— труд– деятельность, главная цель которой – создание или изменение объектов материального или духовного мира. Трудовая деятельность во главу угла ставит результат;
— игра– вид деятельности, главная цель которой – получение удовольствия или иной пользы от процесса, а не результата. Игра характеризуется условностями, необходимостью придерживаться правил всем участниками;
— познание– деятельность, направленная на получение новой информации.

При любой классификации видов деятельности особо выделяется творческая деятельность- это деятельность, направленная на создание чего-то принципиально нового, не имеющего аналогов. К примеру, если учитель преподаёт предмет с помощью традиционных методов, — объяснение, тесты и т.п., — то это деятельность духовно-практическая, но не творческая. Творческой она будет тогда, когда учитель будет преподавать предмет с помощью им же разработанных методов, не распространённых широко в школе. В этом случае деятельность будет носить элемент новизны.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *