На сколько слов надо писать сочинение егэ
Перейти к содержимому

На сколько слов надо писать сочинение егэ

  • автор:

Что нужно знать о сочинении на ЕГЭ: Советы эксперта

ЕГЭ переносится. А значит, у выпускников появилось больше времени, чтобы подготовиться. Один из самых массовых предметов — пока обязательный русский язык. И одно из самых «весомых» и сложных заданий в нем — сочинение (задание № 27). Как написать его на максимальный балл? Советы выпускникам дает эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы Роман Дощинский.

Как звучит 27 задание в ЕГЭ по русскому языку: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте ее. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения — не менее 150 слов».

Казалось бы — в самом задании все предельно ясно — работай по предложенной схеме и не ошибешься. Но есть нюансы.

Почти половину всех первичных баллов в ЕГЭ по русскому языку (24 из максимальных 58) можно получить только за сочинение.

Особое внимание — на комментарий проблемы исходного текста. За него дается максимально 5 баллов. Это ко многому обязывает — даже с точки зрения его объема. Комментарий должен занять в сочинении не менее половины всей работы.

Чтобы заполучить за него заветные 5 баллов, нужно отразить в сочинении следующие элементы:

— 2 примера-иллюстрации из исходного текста;

— пояснения к каждому примеру-иллюстрации;

— указание на логическую связь приведенных примеров-иллюстраций.

Не надо ничего выдумывать, все задано в самом исходном тексте. Просто с ним нужно предварительно очень хорошо поработать. Это позволит избежать пересказа — главного «врага» комментария. Пересказ в сочинении следует свести к минимуму. Заменяйте его значимыми цитатами из текста, расстановкой акцентов, оценочными суждениями, собственным видением ситуации, изложенной в тексте.

Будьте осторожны при анализе. Помните о различиях в подходах к разбору публицистического и художественного текстов. В публицистическом тексте автор, как правило, не скрывается, он открыто выражает свою позицию. Художественный же текст не столь однозначен, здесь многие смыслы не так очевидны и прозрачны. Автор будто «надевает маску», скрывается за тем или иным героем.

Не могу не дать пять важнейших советов выпускникам при сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2020 году. Судя по опыту прошлых лет, эти советы помогли многим школьникам:

1) больше подчеркивать, помечать, маркировать данные в бланке заданий;

2) делать перенос ответов в бланк ответов сразу после выполнения того или иного задания;

3) написать сочинение сначала на черновике;

4) и хотя верхней границы у сочинения нет, все-таки желательно не превышать объема сочинения больше, чем 250-300 слов, так как увеличение объема — это всегда риск увеличения количества ошибок;

5) не употреблять слова и конструкции, в написании которых вы не уверены, действовать согласно правилу «Не знаю — не пишу!».

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценивания задания с развёрнутым ответом

Критерии оценивания ответа на задание 27

К1

Формулировка проблем исходного текста

Одна из проблем исходного текста (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

Проблема исходного текста не сформулирована ИЛИ сформулирована неверно.

* Если экзаменуемый не сформулировал ИЛИ сформулировал неверно (в той ИЛИ иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.

Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.

Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны.

Проанализирована, но не указана (ИЛИ указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны.

Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам- иллюстрациям нет.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

ИЛИ

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания

сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены.

ИЛИ

В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста.

ИЛИ

Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.

ИЛИ

Вместо комментария дан простой пересказ текста.

ИЛИ

Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

КЗ

Отражение позиции автора исходного текста

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора исходного текста не сформулирована

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано

Отношение (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано.

ИЛИ

Формулировка и обоснование отношения (согласие ИЛИ несогласие с автором текста) к позиции автора исходного

текста не соответствуют сформулированной проблеме.

ИЛИ

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором»)

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка.

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ошибок нет

ИЛИ

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет.

ИЛИ

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки

К6

Точность и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.

ИЛИ

Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

К7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (ИЛИ допущена одна негрубая ошибка)

Допущены одна-две ошибки

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять и более ошибок

К8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (ИЛИ допущена одна негрубая ошибка)

Допущены одна-три ошибки

Допущены четыре-пять ошибок

Допущено шесть и более ошибок

К9

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

Допущены одна-две ошибки

Допущено три и более ошибок

К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной речевой ошибки

Допущены две-три ошибки

Допущено четыре и более ошибок

К11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

Допущены одна и более этических ошибок

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

Допущены одна и более фактических ошибок в фоновом материале

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)

25

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150–300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено не более двух ошибок;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952), «82. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом.

В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?

Если вы уже начали подготовку к ЕГЭ, то знаете, что наиболее сложное задание из всей экзаменационной работы – это сочинение. Именно поэтому за его выполнение можно получить сразу 25 баллов (почти половину от всех баллов!). Сочинение на ЕГЭ имеет чёткую структуру, которая задаётся, во-первых, самим заданием (мы о нём ещё поговорим) и, во-вторых, критериями оценивания, которыми руководствуются эксперты, проверяя ваши сочинения.

Очень часто выпускники спрашивают, есть ли какой-либо универсальный шаблон , который можно выучить и потом использовать на экзамене при написании сочинения по любому текста. Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к значению слов «структура» и «шаблон».

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, которая обеспечивает целостность объекта; строение и внутренняя форма организации системы. Шаблон – это образец, по которому изготавливаются изделия, одинаковые по форме, размеру и т.п.; образец, которому подражают, которому следуют без размышления; трафарет . Обратите внимание: важно научиться писать сочинение не по шаблону (трафарету), а по структуре, которая определяется последовательно расположенными и логически связанными друг с другом компонентами.

В этой статье мы расскажем вам о структуре сочинения ЕГЭ по русскому языку . Более полный и исчерпывающий материал о написании сочинения содержится в наших книгах: «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (авторы Н.А. Сенина и А.Г. Нарушевич) и «Русский язык. ЕГЭ-2021. Тематический тренинг. Модели сочинений» (авторы Н.А. Сенина и С.В. Гармаш).

Начнём с формулировки самого задания 27, которая выглядит так:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В задании мы специально выделили полужирным шрифтом те фразы, которые и задают структуру вашего сочинения.

Итак, каким может быть план сочинения ЕГЭ по русскому языку ?

Сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме:

стр. 473.jpg

Желательно употреблять в сочинении ключевые для него (и для проверяющего эксперта!) термины: проблема, комментарий (прокомментировать), примеры-иллюстрации, связь между ними, позиция автора, моё отношение (возможны различные варианты формулировок, вы можете найти их в упомянутых книгах нашего издательства) , обоснование (аргументация, доказательство). Схематически структура сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так :

стр. 474.jpg

Рассмотрим более подробно каждую часть сочинения.

Во вступлении можно сформулировать проблему текста. В её основе лежит некое противоречие, конфликт, конфликтная ситуация (например, проблема отцов и детей; нравственного выбора человека в годы войны; роли искусства в сохранении исторической памяти и др.). Проблема – это предмет обсуждения, та основная мысль, ради которой автор написал свой текст. Сформулируйте её в виде вопроса. К определению проблемы следует подходить самым серьёзным образом. От того, насколько верно вы это сделаете, будет зависеть всё ваше сочинение (и баллы, выставленные экспертом). В тексте обычно бывает несколько проблем, но вам достаточно сформулировать только одну. Сделать это вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Посмотрите, какие типы проблем существуют .

стр. 475.jpg

Называть тип проблемы вам совсем необязательно. А вот сформулировать её можно следующим образом :

  • самостоятельно (своими руками),
  • процитировать
  • указать номера предложений из текста, если в них проблема чётко сформулирована самим автором.

В основной части сочинения вам нужно прокомментировать проблему, используя два примера-иллюстрации, пояснив каждый, установив связь между ними и проанализировав её, представить позицию автору, выразить собственное отношение к авторской позиции и обосновать его.

Комментировать проблему необходимо с опорой на исходный текст. Комментарий должен свидетельствовать о том, что вы поняли исходный текст и верно сформулировали проблему.

Как можно прокомментировать проблему?

Ссылками на текст

Кроме того, нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые важны для понимания выбранной вами проблемы. Именно они продемонстрируют, насколько глубоко и точно вы поняли текст.

Как сослаться при комментировании на исходный текст?

Используя ссылки на номера предложений

Используя способ цитирования

Размышляя над фактами, событиями, упомянутыми в тексте.

Однако помните, что только привести примеры недостаточно. Вам нужно пояснить каждый из них, указать смысловую связь между ними и проанализировать её.

Ваша основная задача – адекватно воспринять позицию автора, что возможно только в том случае, если вы верно поняли проблему. Если вы сформулировали проблему в виде вопроса, то ответ на этот вопрос и будет позицией автора. Позиция автора – это его отношение к поставленной им же проблеме. Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же. Авторская позиция может быть выражена прямо или косвенным образом.

Каким может быть отношение автора к поднятой им проблеме?

Каким может быть настроение автора?

В сочинении вам необходимо выразить также своё собственное отношение к позиции автора текста, заявить свой тезис, а затем обосновать свою позицию . Согласны ли вы с мнением автора? Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а лишь ценностное его значение. Помните, что постулат – это утверждение, которое принимается без доказательств. Нравственные постулаты (например: любите родину, уважайте старших) не нуждаются в доказательствах, мы подтверждаем лишь их актуальность, важность, жизненность.

Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из одного или нескольких предложений. Вывод может содержать и риторические вопросы.

Важно соблюдать смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Текст сочинения должен члениться на абзацы в соответствии с характеристикой проблемы, комментарием, авторской позицией, обоснованием собственного мнения. Следите за тем, чтобы между композиционно-структурными частями текста были логические переходы , а внутри них желательно использовать все известные вам средства связи предложений.

Сочинение, как правило, пишется в публицистическом стиле, важно не допускать никаких ошибок – ни орфографических, ни пунктуационных, ни языковых, ни речевых.

Помните, что эксперты оценивают ваши работы в соответствии с определёнными критериями, ознакомиться с которыми вам лучше ещё до того, как вы начнёте писать сочинение.

Таким образом, мы показали вам, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому языку . Более подробно об этом вы можете прочитать в книгах «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (авторы Н.А. Сенина и А.Г. Нарушевич) и «Русский язык. ЕГЭ-2021. Тематический тренинг. Модели сочинений» (авторы Н.А. Сенина и С.В. Гармаш).

Желаем вам успешной подготовки!

Похожие статьи

  • Словари для подготовки к ЕГЭ по русскому языку
  • Как выполнять задание 8 в ЕГЭ по русскому языку
  • Как выполнять задания 1-3 в ЕГЭ по русскому языку
  • Как выполнять задания 5-6 в ЕГЭ по русскому языку

ЕГЭ по литературе 2023 критерии оценивания и баллы

С 1 по 7 и с 10 по 14 — задания с кратким ответом, правильный ответ оценивается в 1 балл.

8

16

17

Максимальное количество баллов

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

В заданиях ЕГЭ есть несколько вопросов, требующих развернутого ответа. Задания 8 и 15, на них необходимо дать обоснованный ответ в размере 5–10 предложений, для раскрытия темы.

Количество предложений не является основным критерием оценки этих заданий, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний в данной теме экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении правильно формулировать свои мысли, может быть достаточно ответить и в меньшем объёме).

Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию» ставится 0 баллов, это задание считается невыполненным.

По другим критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» выставляется 0 баллов.

Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не оценивается совсем, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Критерий

Баллы

1. Соответствие ответа заданию.

Ответ на вопрос дан правильно и сообщает о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

Ответ корректно соотнесён с указанной задачей, но не дает возможности судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения.

Ответ содержательно не сопоставлен с указанной задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации.

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция изложена верно, фактические ошибки отсутствуют.

Для аргументации высказываний текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция изложена верно,

сделана одна фактическая ошибка

Высказывания не аргументированы текстом произведения,

либо

авторская позиция отображена не верно,

либо

допущено более двух фактических ошибок

3. Логичность и соблюдение речевых норм.

В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки.

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – в сумме не более 2 ошибок.

Допущено более двух ошибок одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

Максимальный балл

6

Оценка выполнения заданий 9 и 16, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может правильно ответить в меньшем объёме).

Критерии 1 и 2 («Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом» и «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом») являются самыми важными.

Если по первому и второму критериям ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

По остальным критериям в «Протокол проверки развёрнутых ответов» занисится 0 баллов.

Если по критерию 3 «Привлечение текста произведения для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 4 «Логичность и соблюдение речевых норм» работа не проверяется, в «Протокол проверки развёрнутых ответов» по критерию 4 ставится 0 баллов.

В ходе работы, экзаменуемый сам выбирает два произведения любых авторов для их контекстного сравнения (в одном из примеров можно обращаться к другому произведению автора исходного текста).

При указании автора произведения инициалы необходимы исключительно для различения однофамильцев или родственников, если это важно для правильного понимания содержания ответа.

Критерии

Баллы

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.

Правильно указано название произведения и его автор, произведение правильно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа

Правильно указано только название произведения без определения автора, либо указан только автор без названия произведения, произведение корректно сопоставлено с указанным текстом в заданном направлении анализа,

либо

названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, частично сопоставлено с текстом в правильном направлении анализа

Не названо произведение или названо не правильно, и не указан его автор, и/или не проведено сопоставление произведения с текстом в правильном направлении анализа.

2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом.

Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа,

либо

названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

3. Привлечение текста произведения для аргументации.

Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений;

  • оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.;
  • авторская позиция указанного и выбранных произведений отображена верно;
  • фактические ошибки отсутствуют.

Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения используется на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д., а текст другого – в качестве пересказа или общих фактов о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений отображена верно,

либо

в ответе есть одна фактическая ошибка.

Для аргументации используются тексты двух выбранных произведений в качестве пересказа либо общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

либо

текст одного выбранного произведения используется для анализа важных для выполнения задания фактов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного произведения не используется, авторская позиция обоих текстов отражена верно,

либо

допущено две фактические ошибки.

Для аргументации текст одного выбранного произведения привлекается в качестве пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, фактов и т.д.), а текст другого произведения для сопоставления не используется, авторская позиция исходного и выбранного произведений отображена верно,

либо

авторская позиция одного из произведений (исходного или одного из двух выбранных) отображена не верно (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),

либо

допущено три и более фактических ошибок.

Для аргументации суждений не используются тексты ни одного из выбранных произведений,

либо

искажена авторская позиция единственного выбранного произведения, или двух выбранных произведений, или исходного и выбранного(ых) произведений,

либо

допущено четыре и более фактические ошибки

4. Логичность и соблюдение речевых норм.

В ответе отсутствуют логические и речевые ошибки

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, либо речевая) – не более двух ошибок.

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

Максимальный балл – 10.

Оценка выполнения заданий 17.1–17.4, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов.

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является основным.

Если проверяя работу, эксперт по критерию 1 оценит его на 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и проверке не подлежит.

По остальным критериям в «Протокол проверки развернутых ответов» ставится 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 необходимо придерживаться рекомендуемого объёма написанного сочинения.

Объём сочинения должен быть не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова), то данная работа считается невыполненной и оценивается на 0 баллов.

Если объём сочинения от 150 до 200 слов максимальное количество ошибок для каждого балльного уровня не изменяется.

Если в формулировке задания сочинения по поэзии есть указание раскрыть её тему на примере не менее трёх произведений (стихотворения, лирические поэмы), при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлеченных лирических произведений, при использовании только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

В колонку № 20 протокола выставляется номер альтернативы.

Критерии

Баллы

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.

Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью и с разных сторон.

Сочинение написано на указанную тему, тема раскрыта полностью, но только с одной стороны.

Сочинение написано на указанную тему, но тема раскрыта частично.

Тема не раскрыта.

Для аргументации текст используется в качестве анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, фактические ошибки отсутствуют.

Для аргументации текст используется для анализа важных для выполнения задания элементов, образов, микротем, деталей и т.д., авторская позиция отображена верно, допущено одна-две фактические ошибки.

Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

либо

аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

либо

допущено три фактические ошибки.

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

либо

при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено более 4 фактических ошибок,

либо

авторская отражена не верно.

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение и используются для анализа текста произведения(-ий) для раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.

Теоретико-литературные понятия применяются в сочинение, но не используются для анализа текста произведения(-ий),

либо

допущена одна ошибка в применении понятий.

Теоретико-литературные понятия не используются в сочинение, либо допущено более одной ошибки в использовании понятий.

4. Композиционная цельность и логичность.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей отсутствуют нарушения последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

однако внутри смысловых частей присутствуют нарушения последовательности и необоснованные повторы.

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

либо

мысль повторяется и не развивается.

Перевод баллов ЕГЭ 2023 по литературе в оценки

Оценка Баллы
2 0-31
3 32-54
4 55-66
5 от 67

В таблице указаны приблизительные значения, т.к. официального перевода быллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года.

Одновременно со сдачей ЕГЭ выпускники задаются еще одним вопросом: «Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе?»

Московский экономический институт успешно готовит выпускников по направлению ДИЗАЙН, профили дизайн среды и графический дизайн. Одним из критериев поступления в МЭИ, является успешная сдача ЕГЭ по литературе.

Как поступить:

Подать документы

Выберие направление подготовки. Заполните заявку на обучение или приходите в приемную комиссию, которая находится по адресу: м. Текстильщики, Москва, ул. Артюхиной, д. 6, корп. 1 (каб. 112, часы работы 10:00—18:00 по будням и 10:00—15:00 в субботу)

Для поступления требуется заполнить ряд заявлений и предоставить следующие документы*:

  • паспорт (страницы с фотографией и регистрацией)
  • оригинал документа установленного образца о предыдущем образовании либо его копия, заверенная нотариально, либо его копия с предъявлением оригинала для заверения копии приемной комиссией
  • 2 фотографии 3х4 (матовые, цветные или черно-белые)

*Документы, полученные в образовательных учреждениях иностранных государств, должны пройти процедуру признания, если требуется.

Пройти вступительные задания

Специалист приемной комиссии свяжется с вами, для обсуждения условий прохождения вступительных заданий (тестирование). На факультете дизайна также предусмотрено выполнение творческого задания.

*Абитуриентам, у которых в наличии актуальные результаты ЕГЭ по выбранному направлению проходить вступительные задания не требуется.

Заключить договор об обучении

После успешного выполнения вступительных заданий и при наличии всех необходимых документов и заполненных заявлений. Специалист приемной комиссии МЭИ подготовит для Вас договор об обучении. Далее необходимо будет внести оплату и в установленную дату начать обучение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *