Какие существуют темы в поэзии егэ литература
Перейти к содержимому

Какие существуют темы в поэзии егэ литература

  • автор:

Какие существуют темы в поэзии егэ литература

5.1 Какие черты внутреннего мира Простаковой и Скотинина раскрываются в данном эпизоде?

5.2 Почему автор иронизирует над героями

5.1 Чем объясняется холодность Софии в отношении Чацкого?

5.2 как развивается любовная линия в этом фрагменте (Там был фрагмент где она сказала что он не человек, змея

5.2 В чём смысл финальной реплики Лизы (Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь)

5.1 Почему, несмотря на неудачный поход, «Слово» заканчивается песней, прославляющей героев?

5.2 по слову «какое звучание обретает Русская земля в приведённом фрагменте»

5.1 Зачем нужен сон Татьяны в «Онегине»?

5.2 Фольклорные мотивы в сне Татьяны

5.1 Сложность, неординарность образа Нагого

5.2. Какие черты кресьянской жизни воплощаются в Якиме Ногом

5.1 какие черты личности Чичикова раскрываются в приведённом фрагменте? (фрагент приезда к Плюшкину)

5.2 почему автор называет Плюшкина «странным явлением»?

5.1. Черты характера Собакевича

5.2. Зачем Собакевич так подробно рассказывает о крестьянах

5.1 Почему Старцев согласился поехать на кладбище, несмотря на «дурачество» Котика?

5.2 Почему Старцев так хотел поговорить с Котиком?

5.1 Сходство характеров Наташи Ростовой и ее отца (эпизод танца)

5.2 Как передаётся атмосфера, царящая в доме Ростовых.

5.1. В чём комичность «взяточничества» Хрестакова в приведённом эпизоде? (Эпизод, где Бобчинский и Добчинский пришли к Хлестакову в гостиницу, тот попросил «взаймы рублей тысячу», они ещё попросили Добчинский — об узаконивании сына, Бобчинский — упомянуть перед важными людьми о себе).

5.2. Почему чиновники уверены, что Хлестаков — ревизор? (Или что-то подобное)

В 6 задании спрашивали следующее: крепостное право, образ крестьян, помещики, чиновники (не путайте помещиков с чиновниками!), история несостоявшейся любви, добрые взаимоотношения в семьях, подвиги защитников русской земли, сон, герой из народа, взаимоотношения хозяина и слуги.
Был вопрос про героя, вступавшего в противоборство с окружением.

10 задание

Из зарубежной литературы было стихотворение Гёте»Озеро» (настроение героя и связь природы и человека) и сонет 17 Петрарки («Какими чувствами пропитано обращение героя к возлюбленной?»).

Все остальное предсказуемое лирика второй половины 20 века:

10.2 Какое настроение у стихотворения? (По стихотворению Рубцова «Весна у моря»)

10.1 Как перекликается гармония в природе с гармонией человека в «Весне на море» Н. М. Рубцова?

10.2 Какие черты философской лирики присутствуют в стихотворении Е. Евтушенко «Как трудно от мысли отделаться словом».

10.1 Что символизирует образ дерева в стихотворении «В лесу» Солоухина

10.2 Как отражены вечные законы бытия в стихотворении Солоухина

10. Как проявляется противоречивое любовное чувство героини (Лирика — Ахмадулина «Дождь в лицо и ключицы.»)

10.1. Какова, исходя из содержания стихотворения, роль Москвы в жизни и творчестве поэта? В. Н. Соколов («Если была у меня любовь,/То это ты, Москва…»).

10.2. Что-то про тему «малой родины», или про особенность звучания этой темы.

10.1 Какой момент в жизни природы запечатлел автор? («Зазимки» Пастернака)

10.1 Какие черты философской лирики?

10.2 В чем значение последней строфы стихотворения (по стихотворению «Бывают дни такие…» Солоухина)

ЕГЭ. Литература. ПОЭЗИЯ. Основные термины.

лирика

Полу-милорд, полу-купец,
полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Рифма. Повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.
Мужская рифма. Рифма с ударением на последнем слоге в строке.
Женская рифма. Рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке.
Виды рифм по способу чередования. Перекрёстная рифма – это рифма, в которой слова рифмуются через строку : АБАБ.Кольцевая или опоясывающая (опоясанная, охватная) рифма: АББА

Смежная – рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Пятистишие — (нет названия).

Пока – свобо – дою – горим…

Хорей – это двусложный размер, в котором чередуются ударный и безударный слог (/ U):

/U /U /U /U

Как ныне – сбирает — ся Вещий- Олег…

Анапест – ударный слог ПОСЛЕДНИЙ из трёх(U U /):

U U / U U / U U / U U /

Вот парад — ный подъезд – по торже — ственным дням…

Дактиль – это трёхсложный размер с ударением на ПЕРВОМ из трёх(/ UU):

/ U U / U U / U U / U U

AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначается женская рифма, строчными -мужская).

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя?»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Аргумент по теме: «Родина». И.А. Бунин. «Косцы».

Аргумент по теме: «Равнодушие и отзывчивость». А.М. Горький. «На дне».


Аргумент по теме: «Равнодушие и отзывчивость». В.Г. Короленко. «Дети подземелья».

АРГУМЕНТ по теме: «Язык. Речь». И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев.»

АРГУМЕНТ по теме: «Язык. Речь». Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

АРГУМЕНТ по теме: «Язык. Речь». А.П. Чехов. «Вишнёвый сад».

  • ЕГЭ. ЛИТЕРАТУРА. 2024
  • ЕГЭ Литература. Как выполнить задания? РЕКОМЕНДАЦИИ.
  • Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
  • БИОГРАФИИ.
  • ЕГЭ. ОГЭ. Анализ произведений.
  • ОГЭ. Литература.
  • ЕГЭ. Материал к заданиям 1-4. Общие сведения о произведениях.
  • ЕГЭ. Задание № 5.1 — 5.2. Трудные вопросы.
  • ЕГЭ. ЛИТЕРАТУРА. ПРОЗА. АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ.
  • ЕГЭ. Литература. Материал к заданиям № 9.1-9.2; 10.
  • ПОЭЗИЯ. Анализ стихотворений.
  • ЕГЭ.Литература. Материал к заданию № 12.1-12.5. СОЧИНЕНИЕ.
  • ЕГЭ. Литература.СТИХОТВОРЕНИЯ. Анализ
  • Стихи. ТЕКСТЫ.
  • ПОЭЗИЯ. Обзор творчества поэтов.
  • ТЕКСТЫ произведений.
  • ТЕРМИНЫ. Теория литературы.
  • ПЕРЕСКАЗ содержания произведений с цитатами и комментариями.
  • Краткое содержание произведений с цитатами из текста. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
  • ЦИТАТЫ из литературных произведений.
  • Литература. СПИСОК книг на лето по классам.
  • Список стихотворений и отрывков из прозы, которые желательно выучить наизусть.
  • ЛИТЕРАТУРА — ШКОЛЬНИКАМ.

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию 16.Тема Родины, поэта и поэзии, природы. Аргументы.

16

В задании № 16 необходимо привести по два примера стихотворений, созвучных с данным для анализа лирическим произведением. Далее нужно сопоставить все три стихотворения, то есть отметить, что общего, в чём они созвучны по своим мыслям, идеям или в чём различны.

Предлагаю материал, который, думаю, поможет при подготовке к заданию №16.

Все темы взяты из различных вариантов заданий. Они разделены на 8 частей ( выбор групп чисто случаен, для удобства изучения, рассмотрения). В каждой части — по 4-5 тем, каждая из которых представлена тремя примерами ( как это требуется по заданию). Аргументы могут быть самыми различными. Я подобрала те стихотворения, которые мне кажутся наиболее яркими для раскрытия темы.

Каждое стихотворение кратко анализируется ( 5-7 предложений), а в конце даётся общая характеристика темы.

На сайте есть тексты всех разбираемых стихотворений.

Цитаты из стихотворений я привожу минимально, как как учащиеся часто забывают их на экзамене. Конечно, хорошо, если в ответе будут предложены строки из стихов. Но по заданию этого не требуется, баллы за отсутствие цитат не снижаются. Так что я постаралась дать примеры ответов, которые смогут учащиеся привести на ЕГЭ.

Буду благодарна, если напишите мне отзыв, дадите рекомендации, советы.

Список разбираемых тем:

Часть 1

  • Тема родины
  • Тема поэта и поэзии
  • Тема природы, восхищения её красотой, единения с природой
  • Тема взаимосвязи внутреннего мира человека и природы

Часть 2

  • Вольнолюбивая лирика
  • Философская лирика, смысл человеческой жизни
  • Тема быстротечности жизни человека
  • Тема мечты и реальности
  • Тема человека и общества, личности и эпохи

Часть 3

  • Тема дружбы
  • Тема взаимной любви
  • Тема неразделённой любви
  • Тема моря

Часть 4

  • Сатирическое изображение действительности
  • Тема лицемерия, бездушия человека
  • «Крестьянская « тема
  • Тема войны и мира

Часть 5

  • Тема одиночества
  • Тема ангела
  • Тема демона
  • Тема креста

Часть 6

  • Тема матери
  • Тема города
  • Тема цвета
  • Тема ночи

Часть 7

  • Тема времени
  • Тема солнца
  • Тема дороги
  • Тема добра и зла

Часть 8

  • Тема искусства
  • Тема метели
  • Тема жизни и смерти
  • Тема будущего
  • Тема памятника

Сопоставление тем прозы в ЕГЭ по литературе

В каких произведениях русской классики нашла своё отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М. Шолохова?

А. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живёт в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом), А. Пушкин «Капитанская дочка» (завет отца «Береги честь смолоду»), Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»), И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир».

Истоки характера и духовного мира центрального образа – персонажа; конфликт между поколениями и идеологиями; «диалектика» взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории.

Тема творчества в русской литературе

В каких произведениях русских писателей затронута тема творчества и что сближает их с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

А. Пушкин «Евгений Онегин» (автор о создании своего романа), Н. Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление автора о писателе:«Счастлив писатель, который…»), С. Довлатов «Чемодан», «Филиал».

Авторская рефлексия по поводу собственного творчества; проблема взаимоотношения художника и толпы, художника и власти; «драма непонимания; утверждение вдохновенности и свободы творчества; проблема мастерства; творчество как особая, «иная» реальность, не подчинённая земному бытию человека; традиция и новаторство в творчестве; средства воплощения художественной концепции автора.

Типы проблемных героев в русской литературе

В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников), И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров), М. Шолохов «Тихий Дон» (Мелехов).

Социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения.

Кто из русских писателей изображал героев-предпринимателей?

Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков), И. Гончаров «Обломов» (Штольц), А. Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин), Л. Толстой «Война и мир» (Берг).

При всём различии, в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества», поиски «героя времени»; анализ существующих форм жизни; авторская «тоска» по гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у которой «ум и сердце вместе».

В каких произведениях русской классики изображены герои, подобные князю Андрею и Пьеру, и что сближает их с героями «Войны и мира»?

А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров), Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников).

Главные герои – герои «пути»; персонажи – самоценные личности; индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности; «мир романов Достоевского и Толстого строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа» (В. Недзвецкий); поиск ответов на «вечные вопросы»; эволюция; «авторитет» Наполеона для Онегина, Болконского и Раскольникова; движение к «живой жизни»; своеобразие психологизма; любовь в жизни героев; соотношение теории и «живой жизни»; слияние различных характеров в общенациональном типе; приёмы и средства раскрытия центральных образов-персонажей.

Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека»?

А. Пушкин «Медный всадник» (Евгений) и «Станционный смотритель» (Самсон Вырин), М. Лермонтов «Герой нашего времени» (Максим Максимыч), Н. Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин), Ф. Достоевский «Преступление и наказание»(Семён Мармеладов).

Обоснования для сопоставления: писатели обращаются к создания одного и того же типа проблемного героя – «маленького человека» (социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»).

В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»?

А. Пушкин «Капитанская дочка», М. Салтыков-Щедрин «История одного города», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Механистичность, «формализованность» поведения чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский, М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика.

В творчестве каких писателей затрагивалась проблема «хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А. Чехова?

А. Грибоедов «Горе от ума», Н. Гоголь «Ревизор», А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума» (рассказ о дяде Фамусова Максиме Петровиче, который сумел обратить абсолютно проигрышную ситуацию («…упал, да так, что чуть затылка не пришиб») в выигрышную для себя, нарочно упав ещё дважды и получив за это «хамелеонство» компенсацию в виде особого расположения развеселившейся императрицы); Н. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в поведении чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие и безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором организует ход событий в комедии); А. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи» «нищих оделяет, а домашних заела совсем»; прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю; движима страхом потерять свою власть над окружающими). Обоснования для сопоставления: «хамелеонство» как способ и форма существования человека, готового постоянно, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные; почтительность и подобострастие по отношению к вышестоящим персонам; чинопочитание; страшная сила застывших норм и представлений, побуждающих человека мыслить и поступать по стандарту; авторское развенчание ложных представлений; авторская позиция.

В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль»?

Н. Гоголь «Мёртвые души», М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).

Кто из русских писателей обращался к теме «недорослей» и в чём заключается сходство их изображения?

Д. Фонвизин «Недоросль», А. Пушкин «Капитанская дочка», И. Гончаров «Обломов» (сон Обломова).

Изображение дворянской семьи; знаки дворянской культуры; особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в Россию «учительствовать» и пр.). Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль» Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры – чувства собственного достоинства, чести, верности. Рисуя ушедшее детство Обломова, автор, с одной стороны, поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры, отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир сказки, легенды, мифа.

Что сближает старуху Изергиль с героями рассказанных ею историй?

М. Горький «Старуха Изергиль».

Изергиль как героиня романтического произведения несёт в своём характере «единственное начало», которое считает наиболее ценным: она уверена, что содержанием всей её жизни была любовь к людям. Такие «единственные начала», доведённые до максимальной степени, несут и герои рассказанных ею легенд: Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм. Повествуя о Ларре и Данко, Изергиль говорит и о себе самой. Даже портрет старухи соединяет в себе черты и Данко, и Ларры. «Я, как солнечный луч, живая была…» – очевидная параллель с Данко; «сухие губы», «сухая… кожа» – детали, перекликающиеся с чертами облика Ларры, у которого «солнце высушило… тело, кровь и кости». «Тень» – общий мотив в описании Ларры и Изергиль. Одиночество – общая судьба и Ларры, и Изергиль, и Данко. Индивидуализм, доведённый до крайности, равнодушие к людям, встречавшимся ей на пути (рыбак, маленький турок и др.), сближают Изергиль с Ларрой, хотя сама старуха о таком сближении не может и помыслить.

В каких произведениях русской классики изображены типы личности, подобные Данко и Ларре?

М. Горький «Старуха Изергиль», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», А.И. Куприн «Олеся», В.В. Маяковский «Облако в штанах», Л.Н. Толстой «Война и мир», произведения военной прозы второй половины XX века.

Эгоцентризм Ларры и его превосходство над окружающими побуждают вспомнить об идее «сверхчеловека» и теории «сильной личности» Раскольникова, развенчанной автором; альтруизм Данко, его способность противостоять обстоятельствам, подвиг во имя любви к людям, образ горящего сердца в какой-то степени отражаются в Сонечке Мармеладовой и Олесе; лирический герой Маяковского тоже похож на Данко («…вам я / душу вытащу, / растопчу, / чтоб большая! – / и окровавленную дам, как знамя»), как и Пьер Безухов с его решимостью «убить Наполеона» и «герои подвига» из произведений военной прозы второй половины XX века.

Человек и война в русской литературе

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л. Толстого «Война и мир»?

В. Быков «Сотников», В. Гроссман «Жизнь и судьбы», М. Шолохов «Судьба человека», В. Кондратьев «Сашка» и др.

Изображение войны как человеческой трагедии; проблема нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм.

Сатирические образы в русской литературе

В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль»?

Н. Гоголь «Мёртвые души», М. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

Изображение невежества и паразитизма правящих классов; контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации («говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).

В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»?

А. Пушкин «Капитанская дочка», М. Салтыков-Щедрин «История одного города», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», Булгаков «Мастер и Маргарита».

Механистичность, «формализованность» поведения чиновников (оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский, М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика.

Человек и природа в русской литературе

В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?

И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.

Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.

Тема дуэли в русской литературе

Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?

А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А. Куприн «Поединок».

Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.

Образ города в русской литературе

В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?

А. Пушкин «Медный всадник», Н. Гоголь «Шинель» (Петербург), Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Островский «Гроза» (Калинов), М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).

а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение. б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики. в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной стороны – это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны. г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира. Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.

Мотив сна в русской литературе

Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?

В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной), И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»), Н.Г. Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).

Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема. Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.

Тема отечественной истории в русской литературе

Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»?

М. Лермонтов «Бородино», С. Есенин «Русь Советская», А. Ахматова «Реквием», А. Твардовский «Василий Тёркин»

Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины; взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *