Как составлять примеры в егэ по обществознанию
Перейти к содержимому

Как составлять примеры в егэ по обществознанию

  • автор:

ЕГЭ по обществознанию: как приводить примеры в заданиях 19 и 25, чтобы не снизили оценку

Майские праздники в разгаре, но это не повод расслабляться: до ЕГЭ осталось меньше месяца. Наш блогер, репетитор по обществознанию Юлия Клочкова, продолжает помогать выпускникам и рассказывает, как правильно приводить примеры в заданиях 19 и 25 и за что могут снизить баллы.

ЕГЭ по обществознанию все ближе, времени все меньше, а вопросов все больше. Один из самых популярных вопросов, который мне задают школьники, — как писать примеры. Можно ли брать примеры из реальной российской или зарубежной действительности? Как писать примеры в связи с современными реалиями? Не снизят ли мне балл, если я напишу что-то, что будет расходиться с точкой зрения эксперта или все же лучше придумать примеры, смоделировать ситуацию? Итак, отвечаю: в ЕГЭ по обществознанию примеры надо привести в двух заданиях: 19 и 25. Вам важно проиллюстрировать теоретические положения.

Например, задание 19 — задание по тексту: «Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему».

Или, например, задание 25: «Какими способами (методами) можно реализовать самоконтроль? (Назовите любые три способа (метода). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)».

В критериях оценивая данного задания главное требование — развернутый ответ. Степень конкретизации примера должна быть максимальной, поскольку пример — это иллюстрация, то есть должен быть субъект, объект, действия. У проверяющего, который будет читать ваш текста, должна сложиться картинка, максимально полно передающая представление о том или ином явлении.

У вас спрашивают: «Назовите и проиллюстрируйте примерами три канала социальной мобильности». Выпускник дает такой ответ:

  • Получение образования: позволяет человеку перейти в новый класс;
  • Армия: повышение в должности;
  • Брак: девушка выходит замуж за олигарха.

В этом ответе примеры сформулированы не конкретно, абсолютно непонятно, в чем заключается изменение положения индивида в обществе, вызванное перемещением. Корректно было бы написать, например, «Анна из небогатой провинциальной семьи вышла замуж за директора крупной нефтяной компании».

Обращайте внимание на структуру требуемого ответа. Если в задании указано «проиллюстрируйте примером три черты (признака, основания, принципа, функции)» или как в предыдущем задании — «каналы социальной мобильности» — то сначала вы записываете черту (признак, основание, принцип, функцию) или канал социальной мобильности, а потом — иллюстрирующий пример!

Примерами могут быть как реальные факты общественной жизни, истории, личного опыта выпускника, так и модели социальных ситуаций. Обращайте внимание на требования: если в задании просят привести пример, опираясь на реальные факты российской действительности, вы должны привести примеры конкретных событий, происходящих в нашей стране.

Например задание 25: «Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса/Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации». Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и содержать указание на результат политического процесса.

Если подобного указания нет, достаточно привести в качестве примера смоделированную ситуацию: например, гражданин А, государство Z, фирма X. Если вы используете реальные факты, вы должны быть уверены в их достоверности, а главное, это не должны быть эмоциональные утверждения, сплетни или слухи. Это относится не только к материалам СМИ, но также и к историческим фактам.

Задание 20 и 25 также требуют обоснованности и аргументации утверждений, поэтому внимательно подходите к этим заданиям — вы должны правильно устанавливать причинно-следственные связи, мыслить критически, сопоставлять факты и понимать, что по первой ссылке в интернете вы не всегда сможете найти достоверную информацию.

Например, задание 20 — задание по тексту: «Объясните мысль автора о том, что в недемократическом обществе право становится ущербным, превращаясь в „видимость права“. Приведите один аргумент в поддержку, а один аргумент в опровержение этого мнения».

В задании 25 просят: «Обоснуйте необходимость идеологического многообразия в демократическом обществе. Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)».

Если вы будете тщательно подходить к отбору фактов, конечно, никто не снизит вам балл. Опирайтесь на теоретические положения, внимательно смотрите новости, больше читайте, развивайте критическое мышление — это основа для получения высокого балла.

(примеры заданий — цитаты по сборникам О. А. Котова, Т. Е. Лискова «ЕГЭ: Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов»)

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Задание 25 ЕГЭ по обществознанию

Необходимые материалы для успешного выполнения задания №25 ЕГЭ 2024 по обществознанию – примеры выполнения, которые покажут вам, как его делать, и критерии, по которым оно оценивается.

С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

  • Вся теория по обществознанию
  • Тренировочные варианты по обществознанию
  • Демоверсия ЕГЭ 2024 по обществознанию

Задание №25 из ЕГЭ 2024 по обществознанию

Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.

Формулировка задания (из демоверсии ЕГЭ 2024 от ФИПИ):

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

  1. Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
  2. Какие меры российского государства направлены на сохранение и укрепление семьи? (Назовите любые три меры.)
  3. Для каждой из указанных в пункте 2 мер приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на то, как реализация данной меры влияет на сохранение и укрепление семьи.)

План выполнения задания 25:

Все требования к ответу прописаны в условии задания, поэтому для успешного выполнения необходимо им следовать.

Баллы и критерии задания 25 ЕГЭ по обществознанию

Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания, 6 баллов. Оценивается оно по трём критериям:

  1. Обоснование: Приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов. (максимум — 2 балла)
  2. Ответ на вопрос: Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций. (максимум — 1 балл)
  3. Примеры: В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки. (максимум — 3 балла)

Примеры заданий 25 + ответы к ним в ЕГЭ 2024

Пример №1: Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие религии относят к традиционным религиям России? Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)

Ответ к примеру №1:

1) Обоснование значимости религии: Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Значимость религии в жизни российского общества состоит в сохранении исторических традиций, культуры и преемственности поколений.

2) Три традиционные религии России: христианство; ислам; буддизм.

3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций религии в жизни человека и общества: а) Христианство. Николай является христианином, посещает церковь и соблюдает заповеди христианства, религиозные нормы направляют поведение Николая, способствуют самоконтролю. (регулирующая функция религии); б) Ислам. Люди, исповедующие ислам, верят в единого бога – Аллаха, Коран подробно рассказывает о создании этого мира, таким образом, религия формирует взгляд верующих мусульман на мир и на место человека в нем. (мировоззренческая функция религии); в) Буддизм. Буддистам их вера и религиозные практики помогают пережить трудности, потери. Буддизм предполагает медитацию, во время которой человек расслабляется, она помогает вернуть душевное равновесие. (компенсаторная (терапевтическая) функция религии).

Видеоразбор примера №1:

Пример №2: Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ к примеру №2:

1) Обоснование важности самоконтроля для формирования личности: Самоконтроль важен для формирования личности, так как помогает человеку приобрести социально значимые качества: ответственность, целеустремленность, умение общаться с другими людьми. Благодаря самоконтролю человек может сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, тайм-менеджмента, планируя режим дня;

самоконтроль помогает достигать поставленной цели, успешно учиться, осваивать выбранную профессию и т.д.

2) Способы (методами) развития самоконтроля: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки; б) Совершенствуя навык рефлексии (то есть способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы); в) В некоторых случаях для развития самоконтроля человеку будет полезна работа с психологом, посещение психологических тренингов и чтение книг по саморазвитию.

3) Примеры, иллюстрирующие влияние самоконтроля на личность: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки тайм-менеджмента, планируя режим дня. Иван учится в 11 классе и готовится к ЕГЭ. Для успешной подготовки к экзаменам он решил развивать самоконтроль. Каждый день он составляет список дел и занятий, также он ввел для себя правило ложиться спать не позже 11 вечера, не засиживаться в интернете. Иван стремится выполнять свой план, он подводит итоги дня каждый вечер, отмечает выполненные дела, это позволяет ему успешно справляться с учебой и становиться более ответственным и пунктуальным. б) Навык рефлексии. Анна, размышляя над своими эмоциями, поведением в различных ситуациях, учится видеть свои достижения и ошибки, осознает свои слабые и сильные стороны и благодаря этому может корректировать свое поведение, это позволяет ей успешно разрешать конфликтные ситуации на работе и в семье, сохранять самообладание в трудных ситуациях. в) Работа с психологом, посещение психологических тренингов. Николай – вспыльчивый человек, в некоторых ситуациях ему трудно контролировать свои эмоции, он становится агрессивным, это мешает ему строить близкие отношения с людьми. Николай обратился к психологу, который помог ему разобраться в его проблеме и развить способность контролировать свои эмоции. Теперь Николай лучше владеет навыками самоконтроля, умеет контролировать свой гнев и это помогает ему строить дружеские и доверительные отношения с людьми.

Видеоразбор примера №2:

Пример №3: Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.) Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.) Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и содержать указание на результат политического процесса.)

Ответ к примеру №3:

1) Обоснование значения демократического политического процесса: Демократический политический процесс в современном обществе делает возможным реализацию политических целей и интересов для индивидов, политических институтов и социальных групп; создает условия для формирования, функционирования и изменения политической системы страны; помогает принятию и воплощению в жизнь политических решений.

2) Политические процессы: а) Обсуждение и принятие законов парламентом; б) Проведение альтернативных выборов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ.

3) Примеры, иллюстрирующие политические процессы в РФ: а) Обсуждение и принятие законов парламентом. Депутаты Государственной Думы подготовили и приняли поправки в Гражданский кодекс; б) Проведение альтернативных выборов. На выборах Президента России было зарегистрировано восемь кандидатов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ. В конце 2021 года рядом российских газет, интернет-порталов и телеканалов критически обсуждался законопроект о введении QR-кодов на транспорте.

Самые распространённые ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Самые распространённые ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Обществознание – серьёзный предмет, который выпускники часто выбирают для сдачи. Нередко ученики при прохождении этого испытания допускают похожие ошибки, которые приводят к получению низких баллов на ЕГЭ. Изучение типичных ошибок и обществознание онлайн занятия поможет вам добиться максимально возможных результатов, увеличить шансы поступления в престижный вуз.

  1. Самые распространённые ошибки в части «Человек и общество»
  2. Типичные ошибки части «Экономика»
  3. Основные ошибки раздела «Социальные отношения»
  4. Типичные ошибки раздела «Политика»
  5. Типичные ошибки раздела «Право»
  6. Другие ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Самые распространённые ошибки в части «Человек и общество»

В этом случае основная причина ошибок, как показывают онлайн тренировки и анализ уже написанных и проверенных результатов тестирования, лишь одна. Это непонимание истины и критериев её определения. Особенно часто проблемы возникают при решении заданий повышенного уровня сложности, то есть во второй части этого блока.

Чтобы избежать ошибок во время подготовки к обществознанию на онлайн занятиях репетитор помогает разобраться в следующих темах:

  • понятие общества как целостной системы, а также его типы и сферы;
  • различия между потребностями людей – биологическими, духовными, социальными;
  • основные понятия, например, «индивидуальность», «личность», «индивид», а также разобраться в других терминах.

Причём важно во время практических занятий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на онлайн занятиях не просто изучить теорию, а обратить внимание на примеры. Чем больше их будет, тем лучше – так вы лучше поймёте все сложные темы и их основные моменты. Также важно с преподавателем научиться писать развёрнутые ответы на вопросы и составлять план.

Типичные ошибки части «Экономика»

Раздел «Экономика» — один из самых сложных для изучения и написания. Поэтому основная часть ошибок у выпускников обычно приходится именно на эту часть ЕГЭ. Причём даже базовый уровень часто вызывает сложности. Как показывает работа при подготовке к обществознанию на онлайн занятиях с опытными репетиторами, особое внимание стоит уделить теме налогообложения, источникам финансирования, банковской системе и финансовым институтам.

Также сложности вызывают задачи, которые требуется решить для успешной сдачи экзамена. Здесь ученику придётся работать с кривыми спроса и предложения, использовать для этого графики. И сделать это придётся в решении части с краткими ответами и при написании второй части этого раздела, где придётся все делать развёрнуто.

Первый урок в Учи.Дома — бесплатный! Это отличная возможность познакомиться с преподавателем, методикой и начать подготовку к ЕГЭ. Записывайтесь на бесплатный пробный урок и начните свой пусть к 100 баллам по ЕГЭ:

Основные ошибки раздела «Социальные отношения»

При подготовке к обществознанию на онлайн занятиях при работе над частью «Социальные отношения» часто допускают ошибки, которые так или иначе связаны с понятием термина «социализация». Кроме того, выпускники часто ошибаются в части этого раздела, где нужно решать задачи повышенной сложности. При определении социальной мобильности, стратификации, использовании знаний социальных и правовых норм, важно быть особенно внимательными.

Также выпускники часто делают ошибки во второй части этого раздела. Здесь сложности вызывает составление плана, раскрытие основных понятий и правильная формулировка их трактовок, приведение примеров. Причём любые пробелы в знаниях будут сразу видны при выполнении заданий и скажутся на результатах экзамена.

Типичные ошибки раздела «Политика»

Ошибки, которые школьники допускают на ЕГЭ и во время тренировок по обществознанию на онлайн занятиях, касаются основной темы раздела – политики. Выпускники часто плохо ориентируются в основных понятиях, не могут отличить одну форму правления от другой, не понимают нюансов государственного устройства. Также проблемы возникают с заданиями ЕГЭ, где нужно показать знания Конституции РФ.

Кроме того, ученики часто не помнят основные государственные органы власти, их компетенции и особенности работы, путают центр с субъектами, не могут перечислить основные признаки федеративного устройства государства. Школьники испытывают трудности в заданиях, где нужно делать сопоставление, а также там, где приходится давать трактовку терминов, формулировать пункты плана.

Типичные ошибки раздела «Право»

Репетиторы с будущими студентами во время подготовки к ЕГЭ по обществознанию на онлайн занятиях стараются уделить особое внимание именно разделу «Право». Выпускники часто допускают ошибки из-за того, что не знают точных трактовок и не понимают основные термины, не могут правильно ответить на задания, касающиеся Конституции РФ, КоАП РФ и ГК РФ.

Ученики даже после обучения в школе и многочисленных тренировочных тестирований допускают ошибки там, где нужно отличить разные виды правонарушений, например, не могут разграничить гражданские и административные. Они не понимают нюансы разных отраслей права, из-за чего часто путаются даже в темах, которые хорошо выучили. И это приводит к получению низких баллов за этот раздел экзамена.

Ещё один момент, который вызывает сложности, — задания, где нужно показать знания трудового договора. Ученики не всегда верно определяют права и обязанности работника или работодателя.

Ошибки допускаются и при ответе на вопросы, направленные на выявление знаний СК РФ. Здесь ученики путаются в разных понятиях, не могут ответить верно на вопросы и решить задачи о заключении и расторжении браков, обязанности супругов, брачный договор.

Репетиторы обществознания на онлайн занятиях помогают школьникам освоить знания, касающиеся судебной системы в целом. Но и её устройство нередко вызывает сложности на ЕГЭ. Поэтому школьнику приходится на тренировках отточить знания о структуре правоохранительных органов, изучить их задачи и тонкости работы.

Другие ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Во время подготовки по обществознанию на онлайн занятиях репетиторы обращают внимание своих подопечных не только на типичные ошибки, которые ученики допускают из-за пробелов в знаниях. Они говорят школьникам, как правильно заполнять бланк экзамена и показывают, где ещё можно «оступиться». Среди типичных ошибок преподаватели выделяют несколько:

  • неправильно заполненные бланки;
  • путаница в цифрах ответа, даже если будущий студент знает точно, какой ответ правильный;
  • путаница там, где нужно написать ответ в порядке возрастания;
  • невнимательность при чтении задания, случаи, когда ученик не заметил важных уточнений к задаче;
  • уход от темы цитаты при написании эссе и несоблюдение формата подачи материала;
  • слишком долгая работа над каким-то из заданий, из-за чего выпускнику не хватает времени качественно проработать другие вопросы.

Помните, готовиться к ЕГЭ нужно заранее. Можно делать это самостоятельно, используя имеющиеся в свободном доступе примеры тестов и учебники. Но намного проще и эффективней заниматься обществознанием на онлайн занятиях с опытным репетитором, подготовившим к успешной сдаче экзамена уже ни один десяток людей. И хотя экзамен – это очень стрессовый момент, важно постараться не волноваться и быть уверенным в успешном прохождении испытания. Сконцентрируйтесь на вопросах, как это делали вовремя тренировок. Шаг за шагом проходите каждый этап ЕГЭ. Желаем вам успехов в испытании, новых знаний и ждем на онлайн-уроках в нашей школе:

Читать дальше

Как выбрать репетитора по математике: 8 шагов

Как выбрать репетитора по математике: 8 шагов

В этой статье мы расскажем, где найти хорошего репетитора по математике, как оценить его уровень и как отследить результат его занятий с ребенком.

от Uchi.Doma 9 апр. 2021 г.

Математика для начальной школы онлайн. Зачем ребенку заниматься математикой дополнительно?

Математика для начальной школы онлайн. Зачем ребенку заниматься математикой дополнительно?

Онлайн-уроки по математике в Учи.Дома проходят индивидуально с репетитором. Занятия построены так, чтобы отвлечь ребенка от мыслей о сложности предмета и разбудить в нем любопытство и азарт.

от Uchi.Doma 26 мар. 2021 г.

Как заинтересовать ребенка учиться?

Как заинтересовать ребенка учиться?

Родители и учителя обеспокоены чрезмерным увлечением детей гаджетами. Они мешают учебе, вредят здоровью. Рассказываем про новые приемы и методы, чтобы школьникам учиться было интересно.

Как приводить примеры по обществознанию

Приводить примеры по обществу к заданиям второй части теста ЕГЭ — это головная боль для 99 % ребят. Многим кажется, что достаточно выучить теорию — по факту вызубрить определения понятий, и всё будет нормально. Однако, это глубокое заблуждение!

Знали бы вы, сколько людей (и родителей, и выпускников) обращаются ко мне в апреле-мае с такой проблемой, что обществознание знаем, а тесты ЕГЭ решать не умеем. Кстати, такая же глобальная проблема. К сожалению, в апреле-мае — за месяц, два до реального ЕГЭ сформировать навык приведения примеров — просто нереально. А это именно навык, и его надо целенаправленно формировать.

Достигается это систематическим выполнением заданий под моим присмотром и с моей поддержкой. Полностью это можно осуществить на наших курсах подготовки (с моей поддержкой), или (частично) в Продвинутом Практикуме ЕГЭ по обществознанию. Однако были случаи, что ребята, пройдя этот мой практикум сдавали ЕГЭ на 90+ баллов. То есть база у них хорошая, а Практикум позволил им поставить точку в подготовке к ЕГЭ на максимальные баллы. И эта точка сыграла ключевую роль в их успехе!

В этой статье я лишь покажу, как приводить примеры. А сформировать навык Вам придется самим. Но лучше воспользуйтесь моим Продвинутым Практикумом.

Что такое пример и как их приводить

Пример в ЕГЭ — это конкретная и воображаемая или реальная ситуация, с конкретными именами людей, названиями организаций и государств.

Чтобы привести пример, вам надо следовать следующему алгоритму (порядку действий):

Шаг 1. Задайте себе вопрос: «Что меня спрашивают в этом задании?», «О чем должен привести пример? Что я должен им проиллюстрировать?»

Шаг 2. Вспомните необходимый раздел теории, который соответствует этому заданию.

Шаг 3. Создайте в воображении ситуацию, которая иллюстрирует то, что спрашивается в задании.

Пример задания: назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Что надо вспомнить по теории: Что социальный лифт — это механизм, позволяющий перейти из одной страты в другую. И что вертикальная социальная мобильность — это повышение уровня дохода, власти, образования и престижа. Соответственно в воображении создаем ситуацию, когда человек повышает уровень дохода престижа власти и образования через и какой-то лифт. Кстати, узнать подробнее о социальной мобильности можно здесь.

  • Армия. Пример: Николай пришел на срочную службу в армию рядовым, а по прохождению службы ему было присвоено звание сержанта.
  • Церковь. Пример: Иван пришел в церковь рядовым священником, однако за 20 лет дослужился до должности митрополита Астраханской епархии.
  • Университет. Пример: Дарья поступила на первый курс юридического факультета МГУ, а через 4 года получила диплом юриста и устроилась в престижную юридическую фирму.

Второй пример смотрите в видео, опубликованном в начале поста. А на этом всё! Поставьте лайк и репост — поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Вам, может, все равно, а мне приятно ��

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *