Какие темы чаще всего встречаются в егэ по биологии
Перейти к содержимому

Какие темы чаще всего встречаются в егэ по биологии

  • автор:

ЕГЭ по биологии: генетика, эволюция, зоология — как всё запомнить и какие задания чаще встречаются

Эволюция, фотосинтез, генетика, вся нервная система, кольчатые черви, классификация животных. И это примерно десятая часть всего, что проходят в школьной биологии. И да — её нужно знать для ЕГЭ. Учитель биологии Алина Корбут рассказывает, из чего состоит экзамен и как грамотно распланировать подготовку к каждому разделу.

В структуре ЕГЭ по биологии изменений по сравнению с прошлым годом нет. Сдавать экзамен выпускники будут 1 июня. Им нужно будет решить 28 заданий, на выполнение которых даётся три с половиной часа (210 минут).

В первой части — 21 задание с выбором ответа, за которые можно получить суммарно 66 баллов из 100 (тестовые баллы). Во второй части — 7 заданий с развёрнутым ответом, которые вместе дают 34 балла.

Как и многие другие преподаватели, я бы порекомендовала повторить весь теоретический материал к концу апреля, остальное время посвятить только практике решения заданий.

Особенности экзамена

В ЕГЭ появляется всё больше вопросов, которые проверяют исследовательские навыки школьников, как они работают с разной информацией. Поэтому нужно уметь анализировать графики, таблицы, диаграммы, схемы и делать выводы. А иногда делать анализ на основе реальных (или приближенных к реальным) научным данным. Есть задачи на понимание разных экспериментов или как учёные проверяют гипотезы. То есть важно не только знать факты, но и понимать, откуда они берутся. Именно такой формат заданий часто вызывает трудности у школьников.

Для начала важно разобраться, взаимосвязь между какими переменными изучал в этом опыте учёный. Он хотел узнать, как число листьев на ветке (независимая переменная) влияет на количество испаряющейся в единицу времени воды (зависимая переменная).

Дальше нужно самостоятельно предположить, какая есть зависимость между этими переменными. Опираясь на знания из области физиологии растений или даже на простой здравый смысл, нетрудно понять, что чем больше на ветке листьев, тем больше испаряется воды, так как листья делают транспирацию — испаряют влагу через устьица. Помимо транспирации, важно упомянуть поглощение и транспорт воды по сосудам ветки (иначе вода не смогла бы попасть в листья).

Календарь подготовки: 7 блоков — по две недели на каждый

ЕГЭ по биологии состоит из 7 содержательных блоков. Во второй части — по одному заданию из каждого блока. В первой части бывает разное количество заданий из каждого блока.

Если начать повторять теоретический материал этих разделов, допустим, зимой и планировать закончить в конце апреля, то на изучение каждого есть около двух недель. Но объём материала распределён по блокам неравномерно, да и количество заданий по каждому блоку на экзамене будет немного разным. Для каждого блока будет указано рекомендуемое примерное время на повторение.

Структура экзамена, тематические раздела

1. Биология как наука, методы научного познания (1 задание в первой части, 1 задание во второй части)

Маленький и относительно нетрудный раздел, правда, бывают вопросы по сложным методам. Такие методы лучше повторять вместе с теми разделами, где они подробно рассматриваются. Можно завести отдельный список методов и туда их постепенно вписывать.

Пример: Выберите два верных ответа из пяти. Цитогенетический метод используют для определения

1) влияния среды на формирование фенотипа

2) возникновения точечных мутаций

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) проявлений признаков у потомков

Цитогенетический метод предполагает изучение хромосом, поэтому подходят ответы 3 и 4 (кариотип — совокупность хромосом и их характеристики).

Подробнее почитать про этот метод можно в разделе «Генетика».

Время на повторение раздела — меньше 1 недели.

2. Клетка как биологическая система (3-4 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Большой и сложный раздел, в котором много терминов и фактической информации — и её надо запоминать. Сюда входят:

  • многообразие клеток, сравнительная характеристика клеток разных организмов;
  • химический состав клеток;
  • характеристики клеточных органелл (их нужно будет узнавать на схематичных картинках, но это несложно);
  • основы молекулярной генетики (ген, хромосома, транскрипция, трансляция и так далее);
  • обмен веществ и энергии в клетке (фотосинтез и клеточное дыхание);
  • клеточный цикл, механизмы деления клеток (митоз и мейоз эукариот);

Оставьте побольше времени на изучение этого материала.

Во второй части среди самых сложных задач может встретиться задача по молекулярной генетике, например, на генетический код.

Не забудьте про осмос — задачи на эту тему появляются всё чаще:

Эритроцит на рисунке Б съёжился, так как вода из него путём диффузии выходит через мембрану в окружающий раствор. Значит, это гипертонический раствор и концентрация соли в нём больше 0.9%. Можно сказать, что избыток соли «вытягивает» воду из эритроцита, но это лишь метафора. Подробнее почитать про осмос можно в учебнике «Биология» Грина, Стаута и Тэйлора.

Время на повторение раздела — 3 недели.

3. Организм как биологическая система (3-4 задания в первой части 1, 1 задание во второй части)

Этот раздел состоит из разнообразия организмов и способов их питания, видов размножения, онтогенеза (индивидуальное развитие), генетики, селекции и биотехнологии.

Оставьте время на решение генетических задач: они есть и во второй части, и в тестовой. Прорешайте задачи на сцепление и картирование генов. Полезно будет пройти вот этот курс проекта «Дети и наука» (раздел «Популяционная генетика» для ЕГЭ не понадобится, как и самые сложные задачи на взаимодействие генов или сцепление).

Обратите внимание, что генетическая задача в демоверсии предполагает рассмотрение двух возможных вариантов: генотип отца может быть как АА, тогда получается один ответ, и Аа — тогда ответ другой. Нужно рассмотреть обе альтернативы.

Время на повторение раздела — 3 недели.

4. Система и многообразие органического мира (3 задания в первой части, 1 задание во второй части)

В этом разделе принципы классификации организмов, понятие о таксономических (систематических) категориях и общая характеристика важнейших таксонов, которые представлены в школьном учебнике — надцарств и царств. Нужно уметь характеризовать следующие крупные группы организмов: вирусы, бактерии, грибы, растения (в том числе основные отделы растений) и животные (основные типы животных), а для типа Хордовые нужно также знать и основные классы (например, птицы, млекопитающие).

Время, которое вы потратите на этот раздел, очень сильно зависит от того, насколько вам повезло с учителем и учебными материалами в 6-7 классах. И какая часть пройденного осталась у вас в голове к 11 классу. Кто-то лучше помнит зоологию, кто-то — ботанику. Сильно углубляться не нужно: детали строения, подробную классификацию или всё многообразие представителей каждой группы спрашивать не будут. Исключение составляют разве что позвоночные — про них лучше знать побольше, это пригодится и при ответе на вопросы других разделов.

Время на повторение раздела — 2 недели.

5. Организм человека и его здоровье (4 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Для начала придётся повторить ткани, органы, системы органов. Дальше можно пойти по системам в любом желаемом порядке, включая опорно-двигательную, покровную, кровеносную, лимфатическую, внутреннюю среду (прежде всего кровь и лимфу), пищеварительную, нервную, эндокринную, иммунную. Не забудьте про работу мозга и высшую нервную деятельность.

Обратите внимание на витамины, группы крови, виды иммунитета. Важная и сложная тема — анализаторы (прежде всего зрительный и слуховой). Напоследок оставьте всё, что касается здоровья, профилактики болезней, гигиены и первой помощи.

В этом разделе стратегия подготовки вновь будет зависеть от того, насколько хорошо вы помните этот материал. Так как анатомию и физиологию человека обычно проходят в 8 классе, знания у школьников доживают до финала чуть лучше, чем знания из предыдущего раздела. Наверняка и вы что-то помните.

Время на повторение раздела — 2-3 недели.

6. Эволюция живой природы (3 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Темы этого раздела — вид, его критерии, доказательства эволюции, развитие эволюционного учения, дарвинизм, закономерности микро- и макроэволюции, направления и пути эволюции, происхождение человека.

Время на повторение раздела — 1-2 недели.

7. Экосистемы и присущие им закономерности (3 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Сюда входят среда обитания, экологические факторы; экосистема, её компоненты, цепи питания, экологические пирамиды; разнообразие и динамика экосистем; биосфера, антропогенные изменения в биосфере, устойчивое развитие.

Время на повторение раздела — 1 неделя.

Больше всего заданий в ЕГЭ по биологии из разделов «Клетка», «Организм как биологическая система» (включая генетику) и «Человек и его здоровье». На них и стоит делать упор в первую очередь, если, конечно, что-то из других тоже помните.

Как подготовиться к ЕГЭ по биологии в 2024 году

Здравствуйте! Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по биологии максимально эффективно и быстро. Разберем возможность самостоятельной подготовки и с помощью занятий на курсах, разберем плюсы и минусы обоих вариантов, а также дадим несколько полезных советов.

Из чего состоит ЕГЭ по биологии в 2024 году

ЕГЭ по биологии относится к числу экзаменов по выбору. Экзаменационное задание состоит из 2 частей: первая из 21 вопросов, на которые нужно дать краткий ответ (цифра или последовательность чисел), вторая – из 7 с развернутым ответом. Время выполнения – 3 часа 55 минут. Примеры заданий:

  • Выберите 1 или несколько правильных ответов из предложенных.
  • Найдите соответствие между элементами.
  • Установите последовательность.
  • Проанализируйте график, таблицу или схему и ответьте на вопросы.
  • Решите задачу по цитологии или генетике.

В заданиях встречаются темы из разных разделов биологии:

  • уровни организации живой природы;
  • строение, химический состав, деление клеток, обмен веществ;
  • ботаника, зоология, микробиология;
  • анатомия, физиология, гигиена человека;
  • эволюция и экосистемы.

Расскажем подробнее, как эффективно подготовиться к ЕГЭ по биологии в 2024 году.

Минусы самостоятельной подготовки

Готовиться к единому гос. экзамену по биологии можно и самому, но самоподготовка редко бывает эффективной:

  • Нет четкого плана обучения и графика. Заниматься нужно регулярно, но у многих школьников есть проблемы с самоорганизацией и дисциплиной.
  • Слишком много информации для повторения. Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, придется вспомнить все пройденные темы, начиная с 5 класса. Разобраться во всех разделах биологии самостоятельно будет сложно.
  • Не всегда удается адекватно определить уровень своей подготовки, выявить пробелы в знаниях. Можно быть уверенным в том, что хорошо знаешь основы генетики, но на экзамене могут возникнуть сложности с письменным заданием.
  • Нет четкого понимания, каким критериям нужно соответствовать. Например, за верный ответ, но неправильное оформление можно потерять баллы. Подобные нюансы знают только эксперты по подготовке к ЕГЭ.
  • Во время подготовки часто возникают вопросы, точный ответ на который может дать только преподаватель. Но когда наставника нет, приходится искать решение в интернете, а такая информация не всегда достоверная.

Подборка курсов Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по биологии в 2024 году
Посмотреть подборку

Что делать, если ничего не знаешь

Если школьная программа давалась с трудом и вы ничего не знаете по биологии, но хотите получить на экзамене высокий балл, проходите дополнительную подготовку.

Самый удобный и быстрый способ – онлайн-курсы:

  • В дистанционных школах преподают опытные педагоги, которые знают специфику ЕГЭ. Они помогут вспомнить пройденный материал, разобраться со сложными темами, расскажут, как правильно оформлять письменные задачи, в каких заданиях бывают подвохи, как распределить время на экзамене, чтобы все успеть.
  • Уроки проходят онлайн, но их можно смотреть в записи в свободное время. Вы сможете составить индивидуальный график занятий и готовиться к ЕГЭ с нуля без ущерба для школьной учебы, кружков и секций.
  • На занятиях разбирают экзаменационные задачи прошлых лет, задают домашние задания, а также проводят тренировочные экзамены. Специалисты школы вручную проверяют работы и дают развернутые комментарии по ошибкам.
  • На большинстве онлайн-курсов первый видеоурок можно посмотреть бесплатно.

А также курсы для подготовке к ЕГЭ по всем предметам.

Почему лучше начать готовиться за год до экзамена

Опытные педагоги рекомендуют начинать подготовку к ЕГЭ по биологии за год:

  • Лучше всего, если вы будете регулярно заниматься 1 раз в неделю в течение 8-9 месяцев, чем интенсивно за 2-3 месяца до экзамена. Справиться с заданиями вам поможет не зубрежка, а понимание темы — с каждым разделом биологии лучше разбираться последовательно и досконально.
  • Первое полугодие вы посвятите теории, а второе – практике. В этом случае у вас будет крепкая теоретическая база и вам не придется отвечать на тесты наугад. Вы сможете заранее подготовиться и легко решать на экзамене даже сложные задачи по генетике и цитологии.
  • Вы научитесь использовать биологические термины, грамотно излагать свои мысли, правильно записывать ответы, узнаете нюансы оформления (например, в схеме решения генетической задачи нужно всегда подписывать фенотипы, даже если это не указано).

Получить высокий балл на экзамене можно, даже если на подготовку осталось меньше года. Разберемся, как подготовиться к ЕГЭ в этом случае.

Как быстро подготовиться к ЕГЭ по биологии

Советы от экспертов по ЕГЭ, как готовиться за короткий срок:

  • Изучите официальный кодификатор 2021. В нем перечислены все темы, которые встречаются в экзаменационных заданиях.
  • Посчитайте, какой проходной балл вам требуется, узнайте, за какие вопросы можно получить максимальное количество баллов, и сделайте акцент на них.
  • Пользуйтесь источниками, в которых информация представлена наглядно: таблицами, схемами, методичками и т. д.
  • Периодически проверяйте уровень своих знаний. Тематические тесты и демонстрационные варианты ЕГЭ есть на сайте ФИПИ.
  • Для подготовки используйте учебные материалы, которые одобрены или составлены специалистами ФИПИ (такая пометка есть на обложке пособия).
  • Не тратьте время на изучение узкоспециализированной литературы.

Расскажем, как быстро подготовиться к единому гос. экзамену по биологии, если у вас остается 1-3 месяца, неделя или день.

Хватит ли 1, 2 или 3 месяцев на подготовку к ЕГЭ по биологии

Если на подготовку есть всего 2-3 месяца, то лучше пройти экспресс-курс в онлайн-школе. Он рассчитан на два-три месяца, но можно проходить и быстрее. Доступ к новому видеоуроку открывают после выполнения домашнего задания по предыдущей теме. Поэтому вы сможете самостоятельно составить график занятий и заниматься, например, 2-3 раза в неделю.

Если до экзамена остается не больше месяца, вы также можете пройти онлайн-курс, но специализированный – по конкретному разделу биологии, например, по анатомии, генетике, ботанике. Спецкурс состоит из 4-6 вебинаров, на которых подробно и с примерами разбирают сложные вопросы из данной темы.

Что можно успеть выучить за неделю

Качественно подготовиться к ЕГЭ с нуля за неделю не получится, но за этот срок вы сможете:

  • Повторить все темы, которые чаще всего встречались в экзаменационных заданиях прошлых лет.
  • Пройти тесты на сайте ФИПИ.
  • Потренироваться в решении самых сложных задач, в которых требуется развернутый ответ (вопросы 22-28): строение клеток, метаболизм, ткани и т. д. Важно научиться оформлять их без ошибок.
  • Устроить себе пробный экзамен и проверить, успеваете ли вы сделать все вопросы менее, чем за 4 часа.

Если до ЕГЭ остался 1 день

Последние 1-2 дня до экзамена лучше провести без подготовки, отвлечься, отдохнуть. Ничего важного или нового, что поможет вам на ЕГЭ, вы за один день не узнаете. Но интенсивное чтение приведет к тому, что в голове возникнет путаница. Прочитайте кодификатор и спецификатор 2021 года, посмотрите демоверсию на сайте ФИПИ, если не сделали этого раньше.

Как быть, если экзамен через час, а я не готов

3 совета всем, кто хочет сдать ЕГЭ по биологии:

  • Самое лучшее, что можно сделать за час до экзамена – это настроиться морально. Волнение и тревога – это частые причины ошибок и невнимательности. Чтобы успокоиться, вспомните, что какие-то знания школьной программы у вас есть, поэтому на часть вопросов вы точно сможете ответить.
  • На самом экзамене внимательно и несколько раз читайте формулировки. Проверяйте, соответствует ли ваш ответ поставленному вопросу.
  • Следите за часами. Не тратьте много времени на задания, которые вызывают у вас затруднения. В первую очередь решайте те задачи, темы которых вам знакомы.

Не стоит откладывать подготовку на последний момент. Эффективно подготовиться можно заранее и лучше делать это с помощью репетитора или преподавателя с онлайн-курсов.

Как правильно готовиться ко второй части ЕГЭ по биологии

5 рекомендаций, как правильно подготовиться ко второй части ЕГЭ по биологии:

  1. Тренируйтесь формулировать ответы подробно — для тех заданий, где требуется развернутый комментарий.
  2. Учите как можно больше биологических терминов, чтобы отвечать на вопросы научным языком.
  3. При решении генетических задач из задания 28 описывайте все фенотипы и генотипы, поясняйте результаты расщепления.
  4. В некоторых заданиях нужна математика: посчитать, умножить или поделить. Потренируйтесь быстро читать вручную на черновике.
  5. Подробно разберитесь в таких вопросах, как фотосинтез и синтез РНК – эти темы вызывают наибольшие сложности у школьников на экзамене.

ЕГЭ по биологии в 2022

Цитата: Только посрдством образования может человек стать человеком (Иммануил Кант)

Результаты ЕГЭ по биологии в 2021 году в сравнении с 2020 годом повысились незначительно: средний балл увеличился на 0,76 баллов с 56,11 до 56,87. Увеличилось и количество выпускников, не преодолевших.

ЕГЭ по биологии в 2022

Результаты ЕГЭ по биологии в 2021 году в сравнении с 2020 годом повысились незначительно: средний балл увеличился на 0,76 баллов с 56,11 до 56,87. Увеличилось и количество выпускников, не преодолевших минимальный балл, с 9,36% до 10,18% от общего количества экзаменующихся. Вместе с тем, увеличилось и количество участников ЕГЭ по биологии, набравших от 81 до 99 баллов с 5,37% до 8%, и увеличилось количество стобалльников с 2 до 5 человек.
Несмотря на это, выпускников, сдавших экзамен на 80 – 100 баллов, достаточно малое количество. Представим несколько причин недостаточной подготовки к ЕГЭ по биологии.
Многие обучающиеся чаще всего изучают многообразие организмов, биологию человека без учета общебиологических знаний –
экологии, эволюции, биохимии, цитологии, эмбриологии и генетики. Кроме того, у выпускников не хватает биологической эрудиции, которую бы они получали из научно-популярных фильмов, научных журналов и статей о современных открытиях в биологии. Отсутствие биологической грамотности и эрудиции чаще всего объясняется тем, что решение сдавать экзамен по биологии принимают дети осознанно за один-два года до сдачи экзамена, а этого времени хватает лишь только на приобретение базовых и немного профильных знаний по биологии.
Есть такая категория обучающихся, которые сами не могут определиться с выбором будущей профессии к 11 классу, тогда родители решают за них, зачастую запозда-
ло, – медицина. В этом случае многие родители и их ребенок видят уже результат будущего обучения –
«будешь врачом или биологом», а внутреннего стремления к познанию и подготовке к итоговой аттестации у такого ребенка мало или отсутствует. Отсюда, как правило, низкие результаты на экзамене.
Есть еще одна современная серьезная проблема при подготовке к ЕГЭ по биологии – когда родители или сам будущий выпускник берут себе одновременно в помощь, помимо уроков биологии в школе, дополнительные курсы при вузах, где зачастую дают информацию завышенно углубленную, даже специальную, которая не пригодится на экзамене. Разбавляют это обучением в дистанционной школе в сети Интернет, преподавание в которых осуществляется не всегда высококвалифицированными специалистами, допускающими биологические ошибки или неточности, некорректности. Данные ресурсы не всегда контролируются экспертами в этой области. Ко всему этому, еще нанимают частного учителя для подготовки к ЕГЭ. Учтем, все эти «источники информации» не договариваются между собой, чему сегодня обучить их подопечного, и все эти «источники» дают домашние задания по разным темам и разделам. И вот таких будущих «перезагруженных» выпускников становится все больше. Есть только немногие, которые справляются с таким наплывом занятости, разно-
образной информацией и с умением все успеть. Они успешно идут к цели, самостоятельны, мотивированы – одно учат, другое повторяют, третье в поиске – выбранная система работает. У большинства же обучающихся при таком темпе через небольшой период разбросанного обучения из-за нехватки времени, перегруженности информации, возможных проблем из-за неуспеваемости в школе и т. д. возникают проблемы с памятью, вниманием и психосоматикой. В этом случае разделы биологии изучаются спонтанно, бессвязно, без поставленных целей и имеющегося плана. В результате теряется система обучения биологии и, соответственно, качественная и эффективная подготовка к предстоящему экзамену, проявляется «поверхностное», неглубокое знание биологии, отсутствие биологического мышления.
Несмотря на имеющиеся проблемы, ЕГЭ по биологии сдан, а результаты итоговой аттестации позволяют дифференцировать выпускников по уровню интеллекта, мотивации и владения определенными компетентностями. (Рис. 1)
Особенностью КИМ по биологии 2021 г. явилось увеличение числа таких заданий, которые требуют не только воспроизведения изученных тем, но и использования биологической эрудиции, знаний в нестандартных ситуациях (роение пчел), в практической деятельности, умения работать с текстом, рисунками и графическими формами информации. Представленные ниже данные получены на основе анализа результатов ЕГЭ по биологии в РТ в 2021 г.
Рис .1. Средний балл выполнения заданий экзаменационных работ за 3 года

Результаты выполнения заданий 1-й части экзаменационной работы по биологии в 2021 г.
Сравнительный анализ результатов за 2020 – 2021 гг. позволяет выявить слабые стороны выпускников в выполнении заданий части первой КИМ ЕГЭ по биологии. В заданиях № 2, 5, 10, 13, 16, 18 наблюдается тенденция к стабильно низким показателям в течение трех лет. Выявлено, что эти задания повышенного уровня сложности проверяют знания разных разделов, а вот тип всех этих заданий – установление соответствия. Неплохо справляются с заданиями № 1, 9, 11, 12, 15, 17, 21, это задания базового уровня с множественным выбором.

Рис.2. Результаты выполнения заданий первой части с учетом их уровня сложности в разных группах экзаменуемых в 2021 г.

Выпускники с отличной подготовкой показывают высокие результаты в решении заданий как базового, так и повышенного уровня сложности, лишь в заданиях № 2, 7 базового уровня наблюдается понижение показателя. Выпускники с минимальным порогом лучше отвечают на задания базового уровня, особенно им удаются задания № 1, 4, 17, 21. Из заданий повышенного уровня сложности лучше показатели в № 9, 15. Для двух групп со средними значениями баллов прослеживается сходная тенденция «взлетов» и «падений» показателей.
Рис.3. Распределение среднего балла по тематическим блокам в разных группах экзаменуемых в 2021 г.

У всех групп выпускников в 2021 г. наблюдается понижение среднего балла по тематическим блокам «Человек и его здоровье», «Биология – наука о жизни», «Экосистемы и присущие им закономерности». Лучшие результаты хорошо подготовленные выпускники имеют по разделам «Клетка как биологическая система» и «Эволюция живой природы». Надо отметить, что эти темы проходят в курсе 10 – 11 класса, и со строением клеток знакомятся еще в 5 классе и практически в каждом классе есть эта тема. В группе детей с баллами 36 – 60 наблюдается повышение результатов по тематическим блокам «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы». Царства живой природы, как правило, изучаются в комплексе с их происхождением и экологическими особенностями в 11 классе
(т. е. недавно), возможно, этим и можно объяснить повышение баллов в этих разделах.
Рис.4. Средний процент выполнения заданий первой части экзаменационных работ с учетом типов заданий в разных группах экзаменуемых в 2021 г.

  1. Установите соответствие между процессами и стадиями мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы
А) уменьшение вдвое числа хромосом
Б) конъюгация гомологичных хромосом
В) образование четырёх клеток с гаплоидными ядрами
Г) расхождение однохроматидных хромосом к полюсам клетки
Д) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

Стадии мейоза
1) первое деление
2) второе деление

  1. Все приведенные ниже утверждения, кроме двух, являются положениями хромосомной теории наследственности. Определите два утверждения, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они
    указаны.
  1. Установите соответствие между характеристиками взрослых животных и их личинками, изображёнными на рисунках 1 и 2: к каждой позиции. данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  1. Установите соответствие между характеристиками и структурами глазного яблока человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  1. Установите последовательность условий, которые способствовали зарождению жизни на Земле, согласно теории А.И. Опарина. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

Освещение темы «Происхождение жизни на Земле» происходит на уроках в курсе общей биологии в 11 классе. Тема оказалась сложной для установления последовательности. Средний процент выполнения задания – 25%.
Результаты выполнения заданий 2-й части ЕГЭ по биологии
Вторая часть КИМ ЕГЭ по биологии включает задания с развернутым ответом. Для успешного выполнения этих заданий выпускнику необходимо уметь ясно излагать свои мысли, анализировать, решать сложные задания, делать аргументированные выводы.
Средний балл выполнения заданий высокого уровня сложности в сравнении с результатами последних трех лет представлен в следующей таблице.

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности Средний балл,
2019 г.
Средний балл,
2020 г.
Средний балл,
2021 г.
22 Применение биологических знаний в практической ситуации 40,24 17,62 41
23 Задание с изображением биологического объекта 81,66 23,19 30
24 Задание на анализ биологической информации (работа с текстом) 82,44 54,66 52
25 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов 88,76 16,80 23
26 Обобщение и применение знаний об экологии и эволюции органического мира 50,89 12,34 25
27 Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации 77,81 46,52 40
28 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации 44,08 31,58 39

Несмотря на то, что в 2021 г. в заданиях № 22, 23, 24, 25, 26, 28 прослеживается видимое повышение результатов, все равно они остаются низкими. Низкие результаты, как и в прошлом году, связаны со слишком краткими формулировками ответов, их неправильной трактовкой, отсутствием пояснений, использованием общих и бытовых фраз.

Рис. 5. Средний процент выполнения заданий второй части экзаменационных работ в разных группах экзаменуемых в 2021 г.
Хорошо подготовленные выпускники отлично справляются с заданиями № 24, 27, 28, это задания с закрытым рядом требований. В заданиях же с открытым рядом требований наблюдается понижение качества ответов.
Задание 22 – практико-ориентированное, необходимо было объяснить, что пчеловоды удаляют роевые маточники после их появления для того, чтобы семья не уменьшалась, и соответственно, количество продуктов пчеловодства так же сократится. Не все поняли терминологию «роение», «маточники», часто писали о конкурентных отношениях между матками, хотя многие указывали о сокращении сбора меда. Средний балл выполнения задания – 44%.
Задание 23 – были представлены изображения отпечатков листа и семени древнего голосеменного, требовалось определить по таблице эру и период, указать признаки голосеменных растений и объяснить, почему изображенное растение однодомное. Частые ошибки – определение объекта на рисунках как растение из отдела Покрытосеменные. Если правильно определяли отдел Голосеменные, то ошибались в указании признаков отдела, например, многие писали, что голосеменные имеют плоды. При определении эры и периодов, указывали эру не всегда верно, и только один период. Однодомные путали с однодольными. Средний балл выполнения –35%.
Задание 24 предполагало работу с текстом на нахождение трех ошибочных предложений с дальнейшим их исправлением «Особенности земно-
водных». Снижение балла идет в основном за счет группы слабо подготовленных детей, которые плохо знают характерные признаки амфибий. Самой часто встречающейся ошибкой при ответе было исправление ошибки в предложении «У взрослых особей лягушек и их личинок трёхкамерное сердце». Переписывали часть предложения про взрослую особь, исключая головастиков, тем самым, не исправляя ошибки про сердце головастика. В некоторых случаях не могут определиться с сердцем головастиков, пишут, что у головастиков нет сердца или оно однокамерное. В другом предложении при исправлении наряду с крокодилом к рептилиям отправляли и тритона. Средний балл за это задание – 59%
Задание 25 представляло непрерывное движение крови по организму за счет сокращения сердца, от выпускников требовалось представить дополнительные факторы венозного кровотока. В ответах экзаменующихся чаще звучало значение клапанов в кровотоке. Про мышцы писали, но не указывали какие – скелетные или гладкие в сосудах. Очень редко указывали на присасывающее действие правого предсердия в период диастолы, т. к. по условию задания дети поняли, что работу сердца при ответе не надо учитывать. Средний балл за это задание – 28%.
Задание 26 о географической изоляции трёх видов двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоемах Южной Америки, Африки и Австралии. Необходимо было указать механизм географического видообразования и теорию в области геологии, обеспечившей этот механизм. Практически все указывали на движущие силы эволюции – мутации и естественный отбор, писали о новых ареалах, не привязывая их к дрейфу континентов. Не все завершали свой ответ репродуктивной изоляцией при географическом видообразовании. Выполнение этого задания всего лишь 23%.
Задание 27 подразумевало решение задачи на определение последовательности аминокислот во фрагменте начала полипептидной цепи. В условии задачи встречаются уже знакомые с прошлого года кодируемая и некодируемая части ДНК, но усложнено условие задания было тем, что в цепи можно было увидеть два способа решения (!), т. к. для МЕТ в цепи представлено два сочетания нуклеотидов. Требовалось объяснить, что если начать считывать с первого кодона АУГ, то в рамке считывания окажется стоп-кодон, чего быть не должно в середине полипептидной цепи. Соответственно, верным будет начинать синтез фрагмента полипептида со второго кодона АУГ. Такого типа задания выпускники с высоким уровнем притязаний решают свободно, но здесь многие не понимали, как оформлять данное решение задания, поэтому решали двумя способами, но не объясняли, какое из них верное. Средний балл выполнения – 39%.
Задание 28 – генетическая задача из открытого варианта уже знакома, встречается во многих сборниках для подготовки к ЕГЭ и открытой базе заданий ФИПИ на протяжении нескольких лет. В задаче представлено наследование у птиц одного признака – аутосомное, второго – сцепленного с полом, которое и требовалось определить, и составить схему решения задачи с пояснением. В результате хорошо подготовленные выпускники справлялись легко, а вот слабые, как всегда, допускали типичные ошибки в оформлении задачи, путали гомогаметный или гетерогаметный пол у самок и самцов птиц, неправильно определяли тип наследования признаков, не давали четкого пояснения к решению задачи. Средний процент выполнения задания из открытого варианта – 48%.
Представленные данные свидетельствуют об усвоении содержательных элементов большинства заданий КИМ по биологии основной массой выпускников.

Структура ЕГЭ по биологии

ЕГЭ по биологии состоит из 4 разделов: ботаника, зоология, анатомия, общая биология. Но они неравномерно распределены по всему КИМ.

15% от всего экзамена приходится на зоологию с ботаникой, 15% на анатомию, 70% на общую биологию.

Давайте подробнее рассмотрим каждый из разделов.

Все темы, которые нужно изучить, подробно расписаны в кодификаторе , поэтому ниже я кратко расскажу, что включает в себя каждый раздел и укажу код контролируемого элемента (в скобках), где более подробно расписаны все темы.

Код контролируемого элемента указывает на темы. Эта таблица начинается с 8 страницы кодификатора.

Ботаника

Ботаника — наука о растениях, но так повелось, что в этом разделе также изучают грибы и лишайники. Иногда сюда включают и бактерии.

Что надо знать?

  • Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. (4.2)
  • Царство Грибы, строение, жизнедеятельность, размножение. (4.3)
  • Царство Растения. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение. Многообразие растений. (4.4 — 4.5)
  • Лишайники. (4.3)

Что чаще всего спрашивают?

  • Размножение. Жизненные циклы.
  • Многообразие (понять, где кто).
  • Видоизменения органов у растений (. )
  • У грибов обратите внимание на дрожжи, пеницилл, плесень.

В каких заданиях спрашивают?

В заданиях № 9, 10, 11, 20, 21, 22, 25, 26, 28.

Зоология

Зоология — наука о животных. Очень интересный раздел, легко изучается.

Что надо знать?

  • Характеристику и строение основных типов и классов. (4.6 — 4.7)

Все типы и классы, которые нужно знать.

Что чаще всего спрашивают?

  • Ароморфозы.
  • Жизненные циклы паразитических червей.
  • Сравнение представителей разных типов и классов.

В каких заданиях спрашивают?

В заданиях № 9, 10, 11, 20, 21, 22, 25, 26.

Анатомия

В этом разделе говорится о строении тела человека, о гигиене, о болезнях. Обратите внимание на этот раздел, так как большинство сдающих ЕГЭ — будущие врачи, в этом разделе может попасться какое-нибудь сложное задание.

Что надо знать?

  • Строение всех систем органов (5.1 — 5.6)
  1. Ткани.
  2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов.
  3. Внутренняя среда организма человека.
  4. Нервная и эндокринная системы.
  5. Анализаторы.
  6. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни.

Что чаще всего спрашивают?

  • Круги кровообращения.
  • Влияние не ЗОЖ на организм.
  • Нервную систему (рефлексы, торможение, темпераменты, строение ЦНС, вегетативную нервную систему).
  • Ферменты и гормоны.

В каких заданиях спрашивают?

В заданиях № 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 25, 26.

Общая биология

Раздел про всё и обо всём. Очень важный раздел, так как он является основой для всех других разделов, очень часто в заданиях на анатомию, зоологию или ботанику нужны знания и общей биологии.

Что надо знать?

  • Биологию как науку. (1.1 — 1.2)
  • Цитологию. (2.1 — 2.4)
  • Обмен веществ. (2.5)
  • Генетику. (2.6, 3.4 — 3.7)
  • Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. (2.7)
  • Воспроизведение организмов. (3.2 — 3.3)
  • Разнообразие организмов (3.1, 4.1)
  • Селекцию (3.8)
  • Биотехнологию (3.9)
  • Эволюцию (6.1 — 6.5)
  • Экологию (7.1 — 7.5)

Что чаще всего спрашивают?

Сейчас без шуток, но всё 🙁

Обратите особое внимание на митоз, мейоз, аналогичные/гомологичные органы, строение клетки, гаметогенез. Но опять же эти темы встречаются часто, как и другие темы.

В каких заданиях спрашивают?

В заданиях № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.

Пару советов для изучения материала:

  1. При изучении любого раздела обязательно просмотрите фото, рисунки из учебников и других источников. На ЕГЭ очень много вопросов с изображениями!
  2. На ЕГЭ проверяют не только то, как вы выучили теорию, но и ваше понимание материала. Когда изучаете тему, задавайте себе вопросы: «Почему это так, а не иначе?», «Для чего это?», «Как появилось?». Не спросите себя вы, спросят на ЕГЭ.
  3. Разбирайтесь в терминах. Умейте их применять в своей речи. Учить определения слово в слово не надо, но важно понимать о чем они.

По каким учебникам готовиться?

  • Теремов А.В., Петросова Р.А. Углубленный уровень 10-11 класс.
  • Захаров В.Б. Углубленный уровень 10-11 класс.
  • Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс.
  • Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С и др.
  • ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка — Соловков Д.А. (это сборник, а не учебник, но очень хороший)

Что изучать в 10 классе?

В 10 классе нужно приложить максимум усилий для изучения общей биологии.

Начав подготовку в 10 классе, вы повышаете свои шансы на высокие баллы на ЕГЭ. Биология — это очень сложная и объемная наука, к ее изучению нужно подходить ответственно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *