Что такое мочевина на фуре
Перейти к содержимому

Что такое мочевина на фуре

  • автор:

Что такое мочевина для дизеля?

Современные автолюбители в России практически не знают, что такое мочевина, и каково воздействие от неё на работу двигателя. В этом нет ничего парадоксального, так как в России стандарты «Евро» еще не задействованы, и вопросы к экологичности автомобилей не самые строгие, как например Евросоюзе.

Как многие знают, дизельные двигатели работают на взаимодействии воздушно-топливной смеси, что делает возможным полное выгорание сажи. Уровень сжатия системы зажигания под воздействием высокой температуры и давления существенно выше аналогичного показателя бензиновых двигателей. Такие условия провоцируют возникновение огромного количества окислов азота в выхлопных газах дизеля.

Мочевина для дизеля представляет собой состав из деминерализованной воды и мочевины, считающейся наилучшим реагентом для их нейтрализации. В результате подобных химических реакций, получается вода, углекислый газ и азот. То есть воздействие высоких температур способствует протеканию химических реакций, по завершении которых азотные окислы трансформируются в безвредный инертный газ.

Все, что необходимо для получения такого эффекта, – это через определенные промежутки времени впрыскивать в камеру с отработанными газами раствор мочевины, причем за техническое состояние самого автомобиля можно не переживать, так как это органический продукт и никак не сможет навредить механизмам.

В системы современных автомобилей уже встроены своеобразные «контролеры», отслеживающие производительность силовой установки и количество отработанных газов и самостоятельно подбирающие объем и скорость подачи мочевины. Количество впрыскиваемой мочевины напрямую зависит от топливной системы автомобиля и в большинстве случаев составляет 2-6% объема потребления топлива. Данная дозировка может обеспечить длительные интервалы между пополнением запасов жидкости.

Дизельный двигатель и влияние его на экологию

Современные дизельные двигатели наносят такой же вред экологии, как и их бензиновые аналоги. На классических конструкциях возможна установка лишь окислительных нейтрализаторов выхлопных газов, окисляющие только CO и CH, в результате чего получается вода и безвредный углекислый газ.

В былые времена подобные нейтрализаторы ломались из-за воздействия на них соединений серы и частиц сажи, скапливающихся на поверхности катализатора, но с началом применения системы «Common rail», в которой впрыск топливной смеси осуществляется электронно-управляемыми форсунками – все поменялось.

Отрегулированный дизельный двигатель выбрасывает в атмосферу менее вредные отработанные газы, нежели аналогичная установка, которая не имеет данной возможности. В частности, в этом случае показатель окиси углерода значительно меньше, чем у бензиновых двигателей.

Основными составляющими вредных выхлопных газов являются углеводороды (НС или СН), оксиды (или, как их еще называют, «окислы» азота) и сажа (вместе со всеми ее производными), которая вырывается наружу в виде черного дыма. Главными виновниками их распространения считаются грузовые автомобили и автобусы, которые в России очень часто оказываются старыми и изношенными.

Преимущества использования мочевины

Помимо высокой экологичности, мочевина в дизельных двигателях имеет и другие плюсы. В первую очередь, стоит отметить выросшую мощность двигателей BlueHDi (в среднем на 7-10%) и их большую топливную экономичность. Во вторую, к плюсам ее применения, стоит отнести полную безвредность состава для людей, снижение налога на выброс выхлопных газов (здесь всё зависит от законодательства страны) и полная свобода перемещения по магистралям общественного пользования без страха быть оштрафованным.

Лить или не лить: вся правда о мочевине

Лить или не лить: вся правда о мочевине

Федор Лапшин

Фото: Максим Левинсон | Федор Лапшин

На тележке, которую я качу, — дорогущая «химфабрика» с нейтрализаторами выхлопных газов, а наверху канистра с мочевиной, без которой чистого выхлопа не достичь. Чтобы разобраться в особенностях этой системы, я провел пару дней в подмосковном техцентре компании «Скания Русь».

В каждой моче есть мочевина, но не всякая мочевина получается из мочи! Если же серьезно, то 32,5-процентный водный раствор мочевины, известный в Европе как AdBlue, а в США как DEF, впрыскивается в выпускной тракт (а не добавляется в солярку, как думают некоторые) двигателей Евро-4, Евро-5 и Евро-6, чтобы выхлоп был чистым. Расход реагента в среднем 3—10% от расхода топлива в зависимости от разных факторов.

Так вот. В советской печати была рубрика «Письмо позвало в дорогу». Ну а меня еще год назад позвала в дорогу эсэмэска от приятеля, питерского дальнобойщика Дениса, который тогда начал водить «бразильянку» — тягач Scania G бразильского производства с двигателем Евро-4.

«Еду по Карелии, — сообщал Денис, — мочевина в баке подходит к концу, судя по дисплею, ее осталось 20%. А купить негде. Чем это грозит и что делать? Может, воды из ручья долить?» Я созвонился со cканиевскими специалистами, передал Денису их советы (об этом позже). А сам решил изучить тему.

Найти оригинал

Знаете, что это — зимой и летом вообще без цвета и не дорожает? В мае 2018-го я приобрел на заправке под Москвой 20-литровую канистру AdBlue российского производства за 999 рублей. Сейчас, год спустя, на соседней АЗС я купил аналогичную емкость за те же деньги. Мочевина — сама стабильность!

Точнее, именно AdBlue: немецкий союз VDA, который владеет этой торговой маркой, предоставил лицензии 196 производителям мира в разных странах вплоть до Индии. Среди них — две фирмы из Прибалтики, четыре из России (питерская Arteco, нижегородская Ниагара, новомосковский ЕвроХим, Обнинскоргсинтез) и белорусский М-Стандарт.

Кстати, самая понтовая фирменная AdBlue встретилась на заправке Shell: 599 рублей просят всего лишь за пятилитровую емкость, предназначенную скорее для легковых автомобилей.

А производителям раствора, которые не владеют лицензией, приходится придумывать свои названия, чтобы не попасть на судебные иски. Вот, скажем, «восстановитель оксидов азота BlueMax», на этикетке которого даже не указано точное место производства: 20-литровая канистра в придорожном магазинчике запчастей стоит 695 рублей, примерно за те же деньги продаются другие аналогичные растворы. Дешево и сердито?

Можно ли ездить без мочевины АдБлю на грузовом автомобиле? Что будет если ездить без мочевины? Сколько можно проехать без AdBlue?

При использовании грузового автомобиля с пустым баком для мочевины Адблю двигатель перейдёт в так называемый «Лимит-режим». Примерно на 30-40% будет снижена мощность двигателя, и, как следствие, упадёт тяга и может немного повысится расход топлива. Езда станет некомфортной и неэкономной.

Важно понимать, что само по себе наличие или отсутствие реагента Адблю не влияет на мощность или расход топлива. Уменьшение мощности и повышение расхода-это следствие не отсутствия мочевины, а результаты действия программы управления двигателем, которая препятствуем таким образом длительному использованияю неисправного автомобиля.

  • Что будет, если разбавлять мочевину AdBlue водой?
  • Как делают мочевину AdBlue?

Мочевина AdBlue — панацея для двигателей Евро-6?

Сегодня коммерческие грузоперевозчики Европы вынуждены подчиняться жестким экостандартам Евро-4, Евро-5 и Евро-6. В этом контексте наиболее эффективное решение для дизельных двигателей — система SCR (Selective Catalytic Reduction, селективное каталитическое восстановление). Для работы системы необходим раствор мочевины AdBlue. AdBlue – это специальный раствор, на 32,5% состоящий из непосредственно мочевины (карбамида) и на 67,5% — из чистой воды без примеси минералов и добавок-антислеживателей, которые используются при производстве сельскохозяйственных удобрений.

Поэтому AdBlue не стоит путать с мочевиной-удобрением!

Для того чтобы SCR работала надо регулярно впрыскивать раствор в разогретый катализатор автомобиля. На выходе получаем азот, углекислый газ и воду. То есть, под воздействием высокой температуры, азотные окислы трансформируются в безвредный инертный газ. 15 лет назад Ассоциация Автомобильной промышленности Германии представила торговую марку AdBlue. Так, по сути, был задан единый стандарт производства мочевины под формат дизельных двигателей. Только жидкости, которые производятся по данному стандарту, могут называться AdBlue и использоваться в системах SCR.

Фактор коррозии

Раствор мочевины обладает ярко выраженными коррозийными свойствами. Поэтому важно, чтобы реагент контактировал только с материалами из определенной группы (совместимыми). Из таких материалов производятся баки и контейнеры, шланги и блоки подготовки — насосные модули и дозаторы. То же касается и оборудования, предназначенного для хранения и перевозки мочевины.

Какие материалы совместимы с AdBlue?

Это высоколегированные стали, титан, вайтон, а также полиэтилен и полипропилен, (модификации для сложных условий работы), специальные резины. Если есть необходимость применять при работе с мочевиной другие материалы (не из означенного перечня), их следует проверить на устойчивость к коррозии и другим свойствам AdBlue.

От теоретических выкладок к реальности

На практике применение мочевины AdBlue в российских условиях связано с рядом серьезных проблем для грузоперевозчиков. Финансовый фактор большинство предпринимателей ставят во главу угла. Расход реагента AdBlue составляет в среднем 3-6% от расхода дизельного топлива для автомобилей стандарта Евро-5 и 8% — для грузовиков линейки Евро-6. Среднестатистическая фура проезжает порядка 200 тысяч километров в год. Средний расход дизельного топлива — 30 литров на 100 километров пробега. Средняя розничная цена одного литра качественного AdBlue – 40 рублей. Путем несложных подсчетов выясняем: владельцы грузовика класса Евро-5 потратят на реагент около 10 тысяч рублей в месяц. Владельцам Евро-6 придется заплатить лишних 15-16 тысяч рублей. Еще один важный критерий – климат. Заявленная температура замерзания раствора мочевины — минус 11 градусов. В северных и северо-восточных регионах России это становится серьезной, а нередко, и неразрешимой проблемой.

Следующий проблемный фактор — нехватка заправочных станций, которые предлагают услуги по заливке качественной сертифицированной AdBlue. В результате тысячи водителей вместо лицензионного продукта заправляют некондицию. По мнению экспертов, доля некачественного раствора мочевины в России — более половины от общего объема продукта. В России до сих пор не отработана эффективная система информирования водителей и автовладельцев по использованию SCR с жидкостью AdBlue. Такая ситуация часто приводит к грубым ошибкам водителей при эксплуатации системы SCR. Даже при правильной эксплуатации SCR реагент рано или поздно попадает на важные узлы и элементы автомобиля, повреждая их. В первую очередь страдает электропроводка. Отсюда лишние затраты на проведение незапланированного ремонта. Существует официальная директива ЕС 67/548/ EEC. В соответствие с этим документом, AdBlue считается безопасной для окружающей среды и здоровья человека.

Но это на бумаге, а практика применения раствора вносит корректировки. SCR действительно снижает выхлоп оксидов азота (по официальной статистике на 90 процентов), но при этом выбрасывает в атмосферу токсичный аммиак. По требованиям стандарта Евро-6 систему даже стали оборудовать специальным нейтрализатором для поглощения аммиака, не вступившего в реакцию.Аммиак в случае попадания на кожу в ряде случаев вызывает ожоги и аллергические реакции. Еще один неприятный момент — специфический неприятный запах от выхлопных газов — последствие использование аммиака. Как видим, проблем связанных с применением AdBlue, немало. К тому же не все они решаемые. Неудивительно, что почти две трети российских компаний грузоперевозчиков идут по пути отключения мочевины. Эксперты считают, что в ближайшие годы у AdBlue не будет серьезных конкурентов на рынке. Это логично, — реальная альтернатива для владельцев дизелей на сегодняшний день – некачественные реагенты, разрушающие систему нейтрализации и другие важные элементы автомобиля. Поэтому большинство отечественных компаний-грузоперевозчиков стоят перед выбором — использовать систему SCR или отключить ее. Почти две трети российских владельцев дизелей идут по пути отключения мочевины. На территории России такое отключение является легальным. Сейчас существует немало вариантов «ухода» от AdBlue. Качественные, и надежные способы – программное отключение системы или установка эмуляторов. Конечно, такие услуги обойдутся дороже, чем многочисленные китайские подделки аварийных модулей и другого электронного оборудования. Подобный дешевый ширпотреб привлекает внимание исключительно низкими ценами. Однако установка китайского эмулятора, как и устаревший метод «заморозки» мочевины с большой долей вероятности приведут к проблемам при эксплуатации автомобиля.

От выбора оптимального варианта отключения AdBlue напрямую зависит эффективность эксплуатации машины с дизельным двигателем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *