Что такое переменные в программировании
Перейти к содержимому

Что такое переменные в программировании

  • автор:

#7 – Переменные и типы данных в программировании

#7 – Переменные и типы данных в программировании

Одной из важнейших составляющих любого языка программирования являются переменные. При помощи них вы можете хранить данные в памяти компьютера и работать с ними. За урок мы познакомимся со структурами данных, узнаем про переменные и типы данных.

Відеоурок

Telegram group

Підписуйтесь на нашу групу в Телеграмі ����

Полезные ссылки:

  • Курс по изучению языка C++

Структуры данных

Важным понятием при изучении любого языка программирования являются структуры данных. Структура данных — программная единица, позволяющая хранить и обрабатывать множество однотипных данных в вычислительной технике.

Вы хотите сказать компьютеру чтобы он сохранил для вас какое-то число? В таком случае вы создаете структуру данных под названием переменная и помещаете туда значение. Переменная может хранить одно значение с определенным типом данных.

Также есть и другие структуры. Можно хранить набор значений в массиве или же вовсе можно сохранить большой объект со множеством данных в классе. Получается, стукнуты данных представляются в разных конструкциях для хранения определенных значений.

Переменные

#include int main() < // byte - 1 byte short number = 32333; // 2 byte int num1 = 4; // 4 byte long num2 = 5; // 8 byte std::cout 

Завдання до уроку

Создание переменной

Создайте переменную для хранения числа 28005. Подумайте какой тип будет подходит под эту переменную.

Что такое переменная

В программировании есть базовые вещи, на которых строится всё остальное. Мы решили рассказать о них, чтобы тем, кто только хочет начать разбираться в программировании, было проще. Если вы уже это знаете и хотите что-то посерьёзнее, почитайте, как установить облачный офис на свой сервер или что под капотом у ChatGPT и других языковых моделей.

Что такое переменная

Для начала формальное определение. Оно может показаться сложным, но знать его заранее полезно, по ходу рассказа определение будет обретать смысл:

Переменная — поименованная область памяти, в которую можно записать какое-то значение. Поименованная — значит, у неё есть определённое имя.

Представим ситуацию: в крупной компании, где много отделов и все не очень хорошо друг друга знают, проходит корпоратив. Чтобы сотрудникам было проще познакомиться, организаторы всем дают белые пластиковые бейджики, на которых нужно написать своё имя, потом их надо прикрепить на одежду. Бейджи готовились заранее в типографии, которая на обратной стороне каждой карточки проставила в углу номер от 1 до 999.

В нашей истории бейджик — это переменная. Точнее, у нас уже есть 999 переменных, которые мы получили от типографии. У каждого бейджа есть номер, поэтому мы легко отличим первый бейдж от сотого по его номеру на обратной стороне.

Присваивание значения

В самом начале корпоратива все карточки пустые — на них нет имён и можно там написать всё что угодно. С точки зрения переменной это означает, что у неё есть пока только имя (номер бейджика), но нет значения.

Когда приходит очередной сотрудник на корпоратив, он берёт очередной бейдж, например № 95, и пишет на нём маркером своё имя — Алексей, а организаторы помечают, что девяносто пятый бейдж у Алексея. В этот момент переменная № 95 получает значение «Алексей». С этого момента все — и организаторы, и коллеги — знают, что перед ними Алексей, потому что так написано в переменной (на бейджике).

«Алексей» — это значение переменной № 95. Это значение можно всегда посмотреть в табличке организаторов на 95-й строчке. В программировании это называется присваиванием, когда мы в переменную записываем какое-то значение и с этого момента оно там хранится.

Чтение переменной

Когда коллеги видят этого человека на корпоративе, они понимают, что перед ними — Алексей, потому что так написано на его бейдже. Это называется чтением значения переменной, когда другие узнают, что лежит внутри переменной (в нашем случае — бейджа № 95).

Если организаторам понадобится узнать, кто взял бейдж № 95, они посмотрят по своей таблице и тоже увидят, что это был Алексей.

Переменную можно считывать сколько угодно раз — внутри всегда будет одно и то же значение, которое в неё записано.

Что такое переменная

Запись нового значения

Главная ценность переменной в том, что в неё всегда можно записать другое значение. Например, Алексей увидел, что он единственный, кто написал на бейдже полное имя, а остальные написали попроще: Маша, Коля, Женя и Макс. Алексей подошёл к организаторам и попросил их стереть старую надпись и написать новую — «Лёша», и организаторы заменили имя и на бейдже, и в своей таблице.

В программировании это называется «записать в переменную новое значение». У нас осталась та же самая переменная — бейдж № 95, но вместо старого значения «Алексей» в ней уже хранится новое значение «Лёша». Новые значения в любую переменную можно записывать сколько угодно раз.

Что такое переменная

Зачем нужны переменные

Бейджи на корпоративе были нужны для того, чтобы каждый не запоминал, как зовут тысячу коллег, а мог сразу узнать имя, просто посмотрев на бейдж (посмотреть на бейдж = прочитать значение переменной ‎:​-)

В программировании переменные нужны для того же: хранить какие-то данные и делиться ими, когда это понадобится. Например, в переменных хранят результаты вычислений, промежуточные данные расчётов, имена пользователей, базы данных, адреса серверов, пароли и всё, что ещё понадобится программисту. А если в переменную нужно положить новое значение, её просто перезаписывают и отправляют туда новые данные.

А можно в переменную записать что-то совсем другое?

В нашем примере на бейджах все писали имена, но если бы кто-то захотел нарисовать там картину или написать ноты к простой мелодии, у них бы возникли сложности. Всё дело в размере и возможностях бейджа. Для картины нужен бейдж из холста на подрамнике большого размера, а для нот — бейдж в виде специально разлинованной тетради.

С переменными в коде всё то же самое: для разных значений (чисел, строк, букв, картинок или музыки) нужны разные переменные с разными внутренними свойствами. В программировании это называется типами данных. Про них — в следующий раз.

Что такое переменные в программировании

Синтаксис является основой любого языка программирования. Java не является исключением. Поэтому если ты собираешься в будущем стать разработчиком, необходимо начать с азов. В этой статье мы рассмотрим, какие переменные бывают в языке Java и каковы основные типы данных.

Что же такое переменная

Для того, чтобы тебе было проще понять, что такое переменная, вернемся к школьному курсу и вспомним простую формулу:

х+1 = y

Если мы подставим значение к «х», например, х = 1, то значение выражения будет равно «2». Соответственно, если х = 2, значение выражения будет «3» и так далее. Как видишь, все достаточно просто. «Х» в нашем случае переменная, куда мы помещаем любое значение. Подставляя его в формулу, мы получаем определенный результат.

В языке программирования переменная – это своего рода контейнер или ящичек, куда можно положить любое значение, чтобы оно там хранилось до определенного момента, пока это значение нам не потребуется для каких-то вычислений.

Какие типы переменных бывают в Java

В этом языке программирования выделяют четыре типа переменных:

    Целочисленные. К этому типу относятся такие переменные, как byte, short, int, long.

Целочисленные

Уже из названия понятно, что в качестве значения таким переменным присваиваются целые числа. Например, это может быть 5, 10, 25, 100 и так далее. Причем они могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от потребности разработчика. А теперь рассмотрим подробнее каждый из видов переменных:

    Byte – принимает значение от -128 до 127. Размер этой переменной – 1 байт памяти, что вполне логично исходя из названия.

Теперь нам нужно понять, какую именно переменную использовать. Здесь важно вспомнить, какое именно значение может принимать та или иная целочисленная переменная. Например, мы точно знаем, что количество апельсинов не будет выходить за пределы 127. В этом случае, можно смело объявлять byte.

Дальше, представим, что Вася, Катя и Аня выросли и стали заниматься поставками апельсинов. Теперь у каждого больше 1000 единиц этого вкусного фрукта. Объявлять byte мы больше не сможем. Если количество апельсинов не превышает 32767, мы можем работать с short, если больше с int и так далее.

Несмотря на то, что в Java представлено 4 целочисленных переменных, чаще всего будет использоваться только int. Более того этот тип в языке считается по умолчанию. А теперь посмотрим, как в Java объявляются переменные.

Приведем несколько примеров:

int oranges;

В языке Java, как и в любом другом переменные лучше называть выразительно. То есть так, чтобы можно было понять, что именно в ней лежит. Например, если мы просто назовем три переменные byte oranges, не будет понятно, что это за апельсины.

Если речь идет об апельсинах Васи, такую переменную можно было бы назвать int vasyaOranges (или orangesVasya). Заметили одну интересную особенность? Слово vasya мы почему-то написали с маленькой, а Oranges с большой. Такой прием называется CamelCase. Он применяется тогда, когда название переменной или функции состоит из двух и более слов. Применяется исключительно для удобства. Читать переменную vasyaOranges куда удобнее, чем vasyaoranges. А если в названии переменной еще больше слов, то без CamelCase придется туго.

Время жизни и область видимости программных объектов

Время жизни переменной (глобальной или локальной) определяется по следующим правилам.

1. Переменная, объявленная глобально (т.е. вне всех блоков), существует на протяжении всего времени выполнения программы.

2. Локальные переменные (т.е. объявленные внутри блока) с классом памяти register или auto, имеют время жизни только на период выполнения того блока, в котором они объявлены. Если локальная переменная объявлена с классом памяти static или extern, то она имеет время жизни на период выполнения всей программы.

Видимость переменных и функций в программе определяется следующими правилами.

1. Переменная, объявленная или определенная глобально, видима от точки объявления или определения до конца исходного файла. Можно сделать переменную видимой и в других исходных файлах, для чего в этих файлах следует ее объявить с классом памяти extern.

2. Переменная, объявленная или определенная локально, видима от точки объявления или определения до конца текущего блока. Такая переменная называется локальной.

3. Переменные из объемлющих блоков, включая переменные объявленные на глобальном уровне, видимы во внутренних блоках. Эту видимость называют вложенной. Если переменная, объявленная внутри блока, имеет то же имя, что и переменная, объявленная в объемлющем блоке, то это разные переменные, и переменная из объемлющего блока во внутреннем блоке будет невидимой.

4. Функции с классом памяти static видимы только в исходном файле, в котором они определены. Всякие другие функции видимы во всей программе.

Метки в функциях видимы на протяжении всей функции.

Имена формальных параметров, объявленные в списке параметров прототипа функции, видимы только от точки объявления параметра до конца объявления функции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *