Как вести читательский дневник для егэ
Перейти к содержимому

Как вести читательский дневник для егэ

  • автор:

Читательский дневник: как завести, заполнять, оформлять

Самый простой способ не забыть, о чем была только что прочитанная книга — записать основные факты о ней. Это удобно делать в читательском дневнике. Особенно он пригодится школьникам и студентам.

Что такое читательский дневник

Так называется конспект, в который записывают информацию о прочитанной книге. Это может быть:

  1. Задание педагога. Самый распространенный пример — список книг на лето, который школьники получают перед каникулами. С началом нового учебного года они отчитываются о том, сколько книг удалось прочитать.
  2. Собственная инициатива. Владелец дневника записывает впечатления, чтобы не забыть их, делает пометки для будущих рецензий.

В зависимости от поставленной задачи или предпочтений владельца, дневник будет содержать записи о художественной, научно-популярной или специализированной литературе.

Формы дневника

Традиционный способ регистрации информации в виде ученической тетради в последнее время дополняется электронным вариантом. Вне зависимости от вида дневника, его преимущества будут в том, что он:

  • Помогает упорядочить мысли о прочитанном.
  • Сохраняет необходимую информацию о книге.
  • При регулярном ведении — дисциплинирует.

Бумажный

Бумажный дневник

Кроме обычной тетради, в магазинах канцтоваров можно купить уже расчерченный читательский дневник. Его страницы будут размечены специальным образом. Писать в таком дневнике придется меньше, так как необходимые разделы уже будут заполнены.

Преимущества бумажного варианта перед электронным — конфиденциальность. Такой дневник скрыть от посторонних легче, чем размещенный в интернете.

Электронный

Хранителем информации может быть программа или сайт. Плюсы такого способа по сравнению с бумажной версией:

  • Легко копировать данные, например, для включения цитат в доклады, рефераты и пр.
  • При размещении на сервисе Google Документы или других сайтах можно настроить разные уровни доступа. Например, одну запись открыть только для владельца аккаунта, другую — для его виртуальных друзей на данном сервисе, а третью — для всех.

Как сделать читательский дневник

В зависимости от поставленной цели возможны следующие варианты:

  • Чтобы завести бумажный дневник читателя, нужны тетрадь и ручка.
  • Если нужен электронный, лучше всего воспользоваться программами из пакета Microsoft Office. Записи можно оформлять в виде таблицы Excel или презентации PowerPoint.
  • Третий вариант — регистрация на сайтах для читателей (например, Bookmix) или облачных сервисах хранения данных.

Как вести и заполнять дневник

В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:

  1. Имя и фамилию автора книги.
  2. Название.
  3. Тип (художественная или научно-популярная литература).
  4. Объем произведения.
  5. Оценка (по пяти- или десятибалльной шкале).
  6. Интересные цитаты и новая лексика.

Для художественных произведений дополнительно указываются:

  1. Жанр (повесть, рассказ и др.).
  2. Год написания и исторический взгляд: какие события происходили в стране проживания автора? Повлияли ли они на содержание книги?
  3. Список основных персонажей. При необходимости можно дать им краткие характеристики — возраст, привычки, любимые занятия и пр.
  4. Краткий пересказ сюжета и его анализ.
  5. Собственное мнение о произведении, плюсы и минусы.
  • Область знаний (математика, физика).
  • Подходящие факты, которые можно использовать в дальнейшем.
  • Интересные книги, которые автор приводит в ссылках и списке литературы.

Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:

  1. Имя и фамилия автора, название книги, год выпуска.
  2. Основная сюжетная линия (художественные произведения) или информация, которая привлекает внимание (нонфикшен).
  3. Цитаты.

Оформление читательского дневника

При использовании специализированного читательского дневника, компьютерной программы или сайта, пользователь получает в свое распоряжение готовый шаблон, который остается заполнить. Преимущество этого способа в том, что для читателя уже подготовлены необходимые разделы и ему не нужно решать, как оформлять записи.

Выбрав для дневника обычную тетрадь или текстовый документ на облачном сервисе, пользователь должен самостоятельно разработать план для заполнения. Требований к объему текста, выделению цветом, размещению картинок, таблиц и пр. нет, если это не учебные записи. Поэтому такой способ больше подходит творческим людям, которые не любят ограничивать себя рамками.

Образец, который можно использовать при заполнении:

Дневник

Начните вести электронный или бумажный дневник, записывая в него впечатления от прочитанного и понравившиеся цитаты из книг. А если литература отнимает все свободное время, обращайтесь за помощью в учебе к специалистам ФениксХелп. Авторы помогут написать и правильно оформить любую учебную работу.

Образец и правила оформления читательского дневника

читательский дневник

Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.

Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?

При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.

Правила оформления читательского дневника

Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?

Выходные данные произведения

  • Автор;
  • Название;
  • Год издания;
  • Жанр произведения.

Герои произведения

Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.

Краткое содержание

Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.

Афоризмы

По желанию можно добавить в читательский дневник раздел с крылатыми выражениями. Особенно ими изобилуют такие произведения как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, произведения М. Горького.

Пример оформления читательского дневника

Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.

  1. Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
  2. Название: «Собачье сердце»
  3. Год написания: 1925
  4. Год публикации: 1987
  5. Жанр произведения: фантастическая повесть
  6. Герои:
  7. Профессор Преображенский – хирург-экспериментатор, занимающийся омоложением;
  8. Доктор Борменталь – ассистент профессора;
  9. Пёс Шарик – бродячий пёс, подобранный профессором на улице;
  10. Полиграф Полиграфович Шариков – переродившийся из пса мужчина;
  11. Швондер – главный в домкоме;
  12. Зина – служанка в доме профессора Преображенского;
  13. Дарья – кухарка профессора;
  14. Клим Чугункин – пьяница, чьи органы послужили предметом эксперимента.
  15. Краткое содержание

Действие происходит в Москве 1925 года. Бродячий пёс Шарик бродит по улице в поисках пищи. Его замечает профессор Преображенский и с помощью докторской колбасы заманивает его в свою 8-комнатную квартиру.

Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.

Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром. Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.

Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.

Чтение – вот лучшее учение!

И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!

Руководство внимательного читателя

Сегодня мы разберемся, как читать так, чтобы с непринужденным видом аристократа цитировать за столом Достоевского. Вдобавок информация из статьи пригодится, чтобы писать на “отлично” тесты в школе, в которых спрашивают что-то из серии: «Во что была одета троюродная бабушка двоюродной сестры Наташи Ростовой?». Увлекательного чтения!

Правило № 1. Концентрируйтесь

Чудесный день. Мы едем в метро или на автобусе, держим путь в центр города. Вокруг, мягко говоря, шумно (особенно, если мы все же в метро). Не беда! Наденем наушники. И вот в ушах у нас — любимая рэп-композиция, перед глазами надоевший Н.В.Гоголь, а в голове — смесь Скриптонита, Ланы Дель Рей, Чичиковых, Плюшкиных и мыслей о скором вкусном ужине.

Блаженство, скажете вы. Однако есть одна проблема: в такой обстановке вы совсем не концентрируетесь на том, что читаете. А зачем нужно концентрироваться, спросите вы. Сюжет в общих чертах запомнится и так!

На самом деле, для успешной сдачи экзамена или работы на уроках в школе мало знать содержание произведения. От нас действительно требуется точное знание деталей текста. Отсюда первое правило.

Вот несколько пунктов, которые помогут концентрироваться и не отвлекаться:

  1. Читайте целенаправленно, а не между делом. Выделите время на чтение, не стоит брать книгу только в минуты, когда вам надоело смотреть Тик Ток или нечем заняться в дороге.
  2. Читайте в тихом месте, где вас ничто не отвлекает.
  3. Если замечаете в себе повадки Цезаря: параллельно с текстом в голове начинают бежать совершенно другие мысли, — знайте, вы отвлеклись. Стоит перечитать страницу и убедиться, что она не прошла мимо.
  4. Если совсем не получается убрать параллельно бегущую строку мыслей, начните читать вслух. Можно шепотом или просто шевелить губами. Так вы привлечете бОльшее внимание своего мозга к процессу чтения.

Отлично! Первый уровень пройден, двигаемся дальше.

Правило №2. Перечитывайте

Если вы всё-таки среди числа везунчиков, на почте которого лежит приглашение на экзамен по литературе, следующая история вам будет до боли знакома.

Представьте, глядим мы на кодификатор ОГЭ или ЕГЭ, осознаем бренность своего бытия. И вот среди незнакомых слов встречаются драгоценные знакомые названия произведений. «Ура! Это я читал в пятом классе» , — скажем мы. На самом деле, радоваться мы начали рано.

Очень важно возвращаться к прочитанным произведениям. Так вы напоминаете своему мозгу текст, а значит, повышаете свои шансы запомнить его надолго.

Информация, выученная накануне специально для работы, лежит в краткосрочной памяти.
У человека есть кратковременная и долговременная память. В первой события сохраняются почти автоматически, но ненадолго.

Кратковременная память работает, например, при решении математического примера, когда вы держите в голове несколько промежуточных значений, но забываете их сразу после получения ответа. Или, когда готовитесь к контрольной в ночь перед ней и сразу после написания забываете все. Так мозг фильтрует информацию и не позволяет памяти перегружаться.

А как же перевести информацию в долгосрочную память?
Для этого нам нужно убедить мозг, что эта информация заслуживает занять место в долговременном хранилище.
Психологи говорят, что необходимо регулярно повторять информацию. Посмотрим. как это работает:
Мы выучили стихотворение Пушкина.
Три дня подряд повторяем стихотворение один раз в день.
Затем раз в неделю повторяем его перед сном.
Где-то раз в месяц просматриваем текст, убеждаемся, что помним его.
Раз в год вспоминаем про это произведение.
Вуаля! Теперь стихотворение Пушкина вы сможете прочитать даже своим внукам — оно засело в долговременной памяти.
Такая последовательность связана с кривой забывания, придуманной психологом Эббингаузом. Посмотрим на нее:

Конечно, мы не можем перечитать «Войну и мир» пять раз от начала до конца. Но перечитывать небольшие произведения критически важно. Более того, второе прочтение будет намного эффективнее первого. Так, ваш пятиклассный опыт очень вам поможет, ведь теперь мозг будет не узнавать заново, а вспоминать когда-то прочитанное.

Правило №3. Заведите читательский дневник

Кто-то из нас забросил вести личный дневник в том же пятом классе, кто-то не начинал, а некоторые ведут до сих пор. В личные дневники мы вмешиваться не будем, зато обсудим читательский.

Наверняка многим из нас задавали вести тетради по прочитанному за лето. Подобным и стоит заниматься каждому внимательному читателю. Посмотрим на план, которому можно следовать при ведении дневника, а потом обсудим интересные нововведения.

План записи в читательском дневнике будет разным в зависимости от того, какого рода текст перед вами. Если вы не знаете, что такое литературный род, заглядывайте в статью «Литературные роды и жанры».

Итак, если перед нами эпос и лиро-эпос:

  1. Заглавие произведения, ФИО автора.
  2. Когда создано: эпоха, исторический контекст, отражение реалий эпохи в произведении.
  3. Род, жанр, направление, их особенности и ключевые черты.
  4. Темы, проблемы и идеи произведения (тематика и проблематика).
  5. Сюжет и композиция.
  6. Система образов: список героев, разделение их по группам (главные, второстепенные), характеры.
  7. Авторская позиция.
  8. Значение ключевых сцен.
  9. Значение названия, эпиграфов, ремарок.
  10. Собственное впечатление.

У лирических произведений свои особенности, а значит их надо отразить и в читательском дневнике.

План записи для лирики:

  1. Заглавие произведения, ФИО автора, когда написано.
  2. Тема (о чем?) и идея (что хотел сказать автор?).
  3. Вид лирики (гражданская, философская, любовная, пейзажная).
  4. Жанр лирического произведения (о том, какие они бывают читайте также в статье «Литературные роды и жанры»).
  5. Композиция.
  6. Средства художественной выразительности с примерами использования (подробнее про средства выразительности — «Средства художественной выразительности»).
  7. Образ лирического героя.
  8. Стихотворный размер (читайте про это в статье «Системы стихосложения и стихотворные размеры. Часть 2» ).
  9. Особенности ритма, рифмовки, их значение (подробнее про это в статье «Системы стихосложения и стихотворные размеры»).
  10. Собственное впечатление.

Так, с этим вроде бы все понятно. Теперь к обещанным интересностям.

Попробуйте делать рисунки в своем читательском дневнике. Совершенно не стоит бояться, если вы не обладаете особенными художественными навыками: хватит умения рисовать человечка из палочек и кружочков. Зачем это нужно?

Следующее правило тесно связано с этим пунктом, но все же заслуживает отдельного упоминания.

Правило №4. Пропускайте произведение через себя

Еще один важный факт, больше связанный с психологическим изучением памяти: человек намного лучше запоминает то, к чему чувствует свою принадлежность. Эта связь может выстраиваться через аналогии с жизненным опытом или сильные эмоции, вызванные произведением.

Конечно, легко сказать: пропускай через себя. А как сделать это на практике? Сейчас разберемся.

Что делать, если произведение не понравилось?
Мы живем не в розовом мире, где всем всё нравится. Поэтому, если вам не понравилось произведение, не беда. Это не освобождает вас от ответственности записать свои впечатления. Ну и что, что они негативны! С положительными впечатлениями все аналогично! Записываем свои мысли, впечатления и ощущения.

Пропускать через себя, концентрироваться, рисовать какие-то смешные картинки… Ммм, приятно и ненапряжно, скажете вы. Но неужели произведение можно в полной мере понять, опираясь только на собственные ощущения и восприятие? Увы, нет. Отсюда пятый совет.

Правило №5. Ставьте себя на место автора

Между нами, читателями из XXI века — осознанными, прогрессивными, самыми лучшими — и авторами прошлых столетий, конечно, большая разница. Именно поэтому необходимо помнить об эпохе, в которую творит автор. А если точнее — об историческом контексте.

Исторический контекст — условия и события, в которых создается произведение или которые описаны в нем.

Например, Н.А.Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” раскрывает тему крепостничества. Конечно, это происходит, потому что автора волнует ситуация вокруг него, условия жизни в стране.

Так со всеми произведениями: очень важно понимать, что волнует автора, какие события ложатся в основу произведения и каково авторское отношение к ним. Некрасов отлично понимал, что тяжелое положение крестьянства надо менять, поэтому он и написал свою поэму «Кому на Руси жить хорошо?»

Это легко понять. Представьте, что мы наблюдаем несправедливое отношение учителей к одноклассниками. Конечно, нас это очень возмутит. А если мы любим писать тексты, то нам обязательно захочется отразить учительский произвол в своем произведении.

Отлично. Сегодня мы разобрались, как с помощью пяти правил сделать процесс чтения эффективнее. А если вас больше интересует созидание — процесс письма — загляните в статью «Как написать свой текст» .

Фактчек

  • Первое правило связано с концентрацией. Выделяйте время специально на чтение, избегайте чтения в шумных местах, берегитесь бегущей строки из мыслей.
  • Правило второе — перечитывать. Регулярное повторение переносит знание в долгосрочную память.
  • Правило три — вести читательский дневник. Отличная идея — делать к записям зарисовки (деталей, пейзажей, интерьеров и портретов)
  • Четвертое правило гласит: пропускайте через себя. Связывайте события произведения с личным опытом. Не скрывайте от читательского дневника и негативные эмоции.
  • Пятое правило — ставить себя на место автора. Интересоваться историческим контекстом произведения, авторской позицией.

Проверь себя

Задание 1.

Выберите наиболее благоприятную для концентрации обстановку:

  1. Чтение в очереди на фудкорте.
  2. Чтение на голодный желудок.
  3. Чтение дома в специально выделенное время.
  4. Чтение под любимую музыку.

Задание 2.

Выберите верные утверждения о работе долгосрочной памяти:

  1. Долгосрочная память хранит, например, промежуточные результаты при решении длинного примера.
  2. Чтобы информация перешла в долгосрочную память, нужно повторять ее каждый день минимум год.
  3. Чтобы информация перешла в долгосрочную память, нужно повторять информацию регулярно, но увеличивая со временем промежутки между повторением.

Задание 3.

Выберите из списка аспекты, которые необходимо учесть при анализе лирики в читательском дневнике:

  1. Композиция.
  2. Главные и второстепенные герои.
  3. Сюжет.
  4. Средства художественной выразительности.
  5. Размер.

Задание 4.

Что входит в аспект впечатления от произведения?

  1. Соотнесение себя с героями текста.
  2. Выражение только положительных эмоций от прочтения.
  3. Определение композиции произведения.
  4. Любые эмоции от прочтения.

Ответы: 1 — 3; 2 — 3, 3 — 145; 4 — 14.

Как вести читательский дневник

Школьникам после прочтения различных произведений часто дается задание заполнить читательский дневник. В данной статье рассмотрим, как вести читательский дневник, его предназначение и примерные пункты плана.

Функции

Заполнение читательского дневника – особый вид работы во время или после чтения художественного произведения.

Читательский дневник необходим для того, чтобы читатель мог зафиксировать все произведения, которые он прочел.

Дневник такого содержания помогает отразить сюжет произведения, раскрыть тему и основную мысль, обозначить центральных персонажей, влияющих на сюжет, указать вызванные от прочитанного произведения эмоции.

Читательские дневники помогают кратко напомнить, о чем то или иное произведение.

Объем

Особых требований к тому, как вести дневник читателя, нет. Все зависит от желания ученика или предложенного учителем варианта. Кто-то ведет дневник подробно, обращая внимание на многие аспекты произведения, кто-то рассматривает только основные моменты, демонстрирующие то, что ученик действительно прочитал произведение.

Пункты

В читательском дневнике можно использовать следующие пункты:

  • Название произведения.
  • Фамилия, имя, отчество автора.
  • Год создания, биографические и исторические справки.
  • Жанр произведения.
  • Сюжет произведения.
  • Центральные персонажи, их краткая характеристика.
  • Значимые в сюжетном и композиционном плане эпизоды.
  • Собственное мнение о прочитанном произведении.

В начальном и среднем школьном звене также можно указать количество страниц в прочитанном произведении.

В старших классах читательский дневник усложняется: можно выписывать цитаты, отражающие авторский замысел; можно фиксировать список прочитанной критической литературы по произведению.

Пункты плана и читательский дневник в целом должны стать средством, а не целью.

Что мы узнали?

Читательский дневник, который заполняется во время или после чтения произведения, помогает кратко отразить, о чем то или иное произведение. Особых требований к ведению дневника нет, можно заполнять его в соответствии со следующими пунктами: название, автор, год создания, биографические и исторические справки, жанр, сюжет, характеристика центральных персонажей, значимые эпизоды, собственное мнение. Особенности ведения читательского дневника зависят от возраста учащихся: чем старше ребенок, тем усложняется план.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *