Какие задания егэ вызвали трудности у обучающихся по истории
Перейти к содержимому

Какие задания егэ вызвали трудности у обучающихся по истории

  • автор:

Распространенные ошибки на ЕГЭ по истории

Чтобы избежать ошибок в экзаменационной работе по истории, рекомендуем заранее познакомиться с перечнем традиционных ошибочных ответов и структурой ЕГЭ. Общая продолжительность экзамена составляет около 4 часов. В первой части экзамена школьнику необходимо выбрать правильный ответ в тестовых заданиях, расположить предложенные понятия и суждения в правильной последовательности и определить соответствия. Во второй части работы абитуриенту предстоит отвечать на задания, в которых важны не только точные знания, но и умения рассуждать и аргументировать.

Какие ошибки чаще встречаются в первой части экзамена

Наиболее популярная ошибка на данном этапе выполнения экзаменационной работы – неправильная хронология исторических событий. Школьники часто не ориентируются в принципе выяснения столетий. Педагоги подтверждают, что абитуриенты неплохо знают базовые исторические факты, но допускают ошибки в хронологии современной истории России. Трудности также встречаются в вопросах исторической географии и теме мировых войн.

Ошибки, характерные для второй части задания

Сложнее всего школьникам даются задания, в которых необходимо подтвердить рассуждение конкретными историческими факторами. Много трудностей встречаются в упражнениях по написанию сочинения на указанную тему. Школьникам сложно грамотно сформулировать собственные мысли и правильно использовать историческую терминологию. В заданиях повышенной сложности школьники могут использовать правильные факты, но без углубленной и логичной аргументации. Важно доказать взаимосвязь между исходным фактом и его последствиями. При написании сочинения школьники правильно называют историческую личность, но без конкретизации его действий и поступков. Авторы экзаменационных заданий решили изменить систему оценивания задания по составлению сочинения. Школьники могут добиться повышения количества баллов за полноту и всестороннее раскрытие темы. Многие ученики пишут короткое повествование, поэтому в нем допускается меньше. В длинном же тексте вероятность допущения ошибок резко возрастает. Составители решили указанную проблему за счет вероятности начисления дополнительных баллов.

Как правильно подготовиться к экзамену по истории

Для успешной сдачи экзаменационной работы по истории школьникам следует правильно готовиться к предстоящему мероприятию. Существует несколько эффективных педагогических методик, которые помогут ученикам быстро и правильно воспринимать информацию, составлять корректные и логичные умозаключения. Давайте познакомимся с наиболее полезными навыками и умениями.

Правильно распределяйте время для выполнения заданий

Основная ошибка многих старшеклассников – неправильное распределение всего доступного времени. Школьники традиционно уделяют много внимания для решения простых заданий из первого блока, поэтому для написания сложных упражнений часто не хватает времени.

Учитесь работать с картами

В ходе изучения каждой темы старайтесь изучать историческую карту, соответствующую конкретному хронологическому периоду. Перед просмотром топографических материалов познакомьтесь с условными знаками и масштабом. Эта информация поможет школьникам быстро сориентироваться в предложенных объектах. Изучайте географическое особенности конкретной территории, обращайте внимание на реки, горы и параметры рельефа. Четко выясняйте, какое именно событие указывается на карте.

Пользуйтесь толковым словарем

Для подготовки к тестовым заданиям рекомендуем подготовить собственный толковый словарь с расшифровкой базовых исторических терминов. Возьмите отдельную тетрадь, в которую вы будете записывать все известные термины и подробные уточнения к ним. Регулярно повторяйте все указанные термины, поэтому в момент тестирования вы легко вспомните их значение.

Учите памятники культуры

В заданиях первого и второго блока всегда встречаются задания по вопросам культуры. Просматривайте известные картины, скульптуры, архитектурные памятники, знакомьтесь с драматургией и литературой. Старайтесь запомнить авторство и принадлежность конкретного культурного объекта к разным историческим периодам и событиям.

Практикуйте составление сочинений

Навыки написания сочинений и повествований помогут не только успешно сдать экзаменационную работу по истории, но и приобрести полезные практические навыки, которые пригодятся при выполнении заданий различной сложности по различным дисциплинам. Внимательно и отчетливо изучайте предоставленную информацию, а потом аргументируйте и делайте логические выводы. Для решения тестовых заданий вам будет достаточно около пяти минут, на упражнения со второго блока стоит тратить примерно 10-15 минут. Для сочинения можно оставить около часа.

Распространенные ошибки на ЕГЭ по истории

Предварительная подготовка к экзамену

  • В ходе экзамена внимательно читайте задание. Многие школьники невнимательно читают исходный текст, поэтому допускают ошибки в тестах и развернутых вопросах;
  • В момент изучения материала лучше настраиваться не на заучивание фактов и дат, а на понимание причин, предпосылок и последствий конкретных событий. Только таким образом школьники смогут понять взаимосвязь между разными историческими фактами;
  • Дополнительное внимание следует уделять именно тем событиям, которые на школьных уроках недостаточно освещались.

Попробуйте ответить на задания в пробной версии экзамена. Несколько попыток помогут вам понять суть будущего мероприятия и выяснить возможные трудности. Главная рекомендация – накануне экзамена необходимо хорошо выспаться, чтобы приступить к решению заданий в хорошем настроении и с достаточным запасом сил.

Самые трудные задания и частые ошибки на ЕГЭ

Каждый год после эксперты ФИПИ анализируют результаты ЕГЭ по всем предметам и выявляют задания, вызвавшие у выпускников наибольшие трудности. Будущим выпускникам полезно знать ошибки своих предшественников и обратить особе внимание на самые сложные места в заданиях прошлого года. Учиться на чужих ошибках не так больно, как на своих собственных.

Портал Материнство приводит выжимку из описаний результатов экзаменов 2019 года по всем предметам, опубликованных на сайте Рособрнадзора.

Базовая и профильная математика

Заметно снизилась доля участников ЕГЭ, не сдавших экзамен, и повысилась доля выпускников с высокими результатами. Наиболее трудными для участников экзамена как базового, так и профильного уровня остаются задания по геометрии.

Успехи на ЕГЭ по математике

  • Стало меньше технических ошибок в записи ответов и решений
  • Больше ребят довели решение до конца
  • Стало меньше ошибок, связанных с неправильным пониманием условия задачи
  • Выпускники стали лучше справляться с экономическими задачами

Самые трудные задания на профильном ЕГЭ по математике

  • Каждый третий участник экзамена 2019 года не справился со стереометрической задачей 8
  • Столько же не смогли решить текстовую задачу номер 11
  • Последнее задание наиболее сложное и под силу только хорошо подготовленным участникам ЕГЭ
  • Здания по геометрии остаются наиболее трудными для участников экзамена

Самые трудные задания на базовом ЕГЭ по математике

  • Низкий процент выполнения практико-ориентированного стереометрического задания 13
  • Много проблем вызвала задача 14 на наглядное представление о производной
  • Хуже других были выполнены геометрические задачи 15 и 16

Выпускники пишут ЕГЭ

Выпускники пишут ЕГЭ. Фото — фотобанк Лори

Русский язык

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным. Большинство выпускников успешно сдают этот предмет, около четверти участников показывают высокие результаты. При подготовке к экзамену следует уделить больше внимания проведению орфографического и пунктуационного анализа, тренировке умений выделять авторскую мысль и излагать свою точку зрения.

Успехи на ЕГЭ по русскому языку

Большинство экзаменуемых успешно выполняют задания базового уровня сложности.

Трудности на ЕГЭ по русскому языку

На базовом уровне сложности вызывают затруднения задания на орфографию и пунктуацию. Чтобы выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и лексическое значения они имеют, определить структуру слова.

Задания по пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания смысловых отношений между частями сложного предложения и между отдельными членами предложения.

В экзаменационной работе 2019 года был расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений, расширен языковой материал, предлагаемый для орфографического анализа. Задания по орфографии и пунктуации экзаменуемыми выполнены хуже, чем в предыдущем году.

Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для испытуемых 2019 года оказалось правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

В сочинении наибольшие трудности возникают при проведении смыслового анализа художественного и научно-популярного текста, где основная мысль (позиция автора) явно не выражается.

На высоком уровне излагать проблему, поставленную автором, и убедительно комментировать ее умеют только треть экзаменуемых.

Советы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В школе следует больше внимания уделять совершенствованию умения понимать мысли других людей и выразить свои, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. Эти умения формируются при изучении не только русского языка.

При изучении всех предметов в школе нужно исправлять ошибки лексической сочетаемости слов, избегать употребления слов в несвойственном значении.

Обществознание

Обществознание остается самым популярным предметом ЕГЭ, который выпускники сдают по выбору. Его результаты стабильны. Трудности участники испытывают с выполнением заданий правового блока. Также нередко выпускников подводит невнимательное чтение заданий.

Самые трудные задания базового уровня:

  • «Налоги»
  • «Понятие и виды юридической ответственности»

Самые трудные задания повышенного уровня сложности:

  • «Постоянные и переменные затраты»
  • «Финансовые институты. Банковская система»
  • «Основные источники финансирования бизнеса»
  • «Избирательные системы»

Самые трудные задания высокого уровня сложности:

  • «Истина и её критерии»
  • «Политическая система общества»
  • «Политический процесс»
  • «Конституционный строй»
  • «Юридические лица»

Приводя примеры социальных фактов, явлений, процессов, выпускники 2019 года практически не привлекали знания из других школьных предметов. Только 23% участников смогли на примере трёх конкретных деятелей науки и их достижений проиллюстрировать тезис, что российская наука обогатила мировую науку.

Отмечено много пробелов в знаниях правового блока, необходимых для социализации выпускников как граждан России, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Например:

  • около 20% участников ЕГЭ не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы;
  • 24% уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключён в устной форме;
  • 25% не знают о возможной продолжительности и условиях испытательного срока при приеме на работу;
  • 30% не различают уголовное и гражданское право.

У многих возникли трудности с пониманием и выполнением инструкций. Так в 2019 году, чаще, чем год назад, участники ЕГЭ в кратких ответах записывали вместо слова словосочетание и наоборот. Заметное число участников ЕГЭ 2019 года испытывали явные трудности в понимании смысла заданий и давали ответы не на поставленные вопросы.

Английский язык

Участники ЕГЭ по иностранным языкам, в первую очередь, по английскому языку (их абсолютное большинство), в 2019 году сдали экзамен лучше, чем годом ранее. Сложности участники экзамена испытывают с выполнением заданий разделов «Письмо» и «Говорение», а также допускают грамматические ошибки.

Успехи на ЕГЭ по английскому языку

Увеличение доли высокобалльников можно объяснить изменением в разделе «Письмо»: в 2019 году в задании 40 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения «Мое мнение») предлагалось две темы на выбор.

Наиболее высокие результаты выпускники показали при выполнении заданий по аудированию. Интересно, что раздел «Аудирование» на ранних этапах введения ЕГЭ вызывал наибольшие трудности, сейчас же он выполняется лучше всех других разделов.

Самые трудные задания на ЕГЭ по английскому языку

  • Задания раздела «Письмо»
  • Многие выпускники плохо справляются с заданием 40. Они не понимают и не могут показать проблемный характер предложенных тем, многие не до конца понимают смысл задания в силу недостаточности своего лексического запаса. Заметно стремление выхватить из формулировки темы какое-то знакомое слово либо произвольно и неверно интерпретировать значение незнакомого слова и написать на этой основе некий текст, имеющий мало общего с предложенной темой и поставленной коммуникативной задачей. Чтобы успешно выполнить это задание, важно правильно понять его смысл, спланировать свое письменное высказывание и построить его без нарушений логики.
  • В разделе «Грамматика и лексика» большинство ошибок ежегодно допускают в заданиях базового уровня 19-25 на проверку грамматических навыков. В первую очередь, к ним отнесем ошибки на употребление местоимений, на использование степеней сравнения прилагательных, форм неправильных глаголов. Этот грамматический материал изучается в начальной школе. По-видимому, в основной и средней школе следует уделять больше внимания повторению и отработке базовой грамматики на основе более сложных текстов расширенной тематики.
  • В ряде случаев участники экзамена делают ошибки, потому что не понимают грамматической структуры предложения и не понимают разницы между грамматикой и словообразованием.

География

В 2019 году ЕГЭ по географии в основной период сдавали более 17 тысяч человек, примерно столько же, сколько годом ранее. Участники ЕГЭ успешно справились с решением типовых задач. Сложности у выпускников вызвали задания, требующие объяснить географические процессы и явления, задания по страноведению и географии России.

Успехи на ЕГЭ по географии

Большинство выпускников умеют читать географические карты, определять по ним координаты и расстояния, составлять профиль рельефа местности по топографической карте, анализировать статистическую информацию, представленную в виде диаграмм.

Самые трудные задания на ЕГЭ по географии

Типичной ошибкой остается неумение сопоставлять ответ с вопросом. Так, до 5% ошибок было связано с тем, что вместо требуемого в вопросе субъекта РФ экзаменуемые в качестве ответа записывают страну и наоборот.

  • понимание географических процессов и явлений в геосферах
  • задания по страноведению, в которых проверялось знание особенностей природы, населения и хозяйства наиболее крупных стран мира
  • знание особенностей природы, населения и хозяйства крупных географических районов России, особенностей географии промышленности и сельского хозяйства нашей страны
  • умение использовать географические знания для объяснения различных географических процессов и явлений. Немногие выпускники смогли проследить цепочки причинно-следственных связей географических явлений и процессов
  • климатообразующие процессы и факторы, закономерности изменения климата, особенности и следствия движения Земли

Советы по подготовке к ЕГЭ по географии

  • Отработать планы характеристик географических объектов: рек, климатических поясов, природных зон. При правильном составлении комплексных характеристик, в соответствии с планом, более четко проявляются взаимосвязи и взаимообусловленности всех оболочек Земли.
  • Уделить время упражнениям, нацеленным на отработку физико-географических понятий, установление причинно-следственных и пространственно-временных связей между природными процессами (явлениями) для объяснения особенностей их проявления на определенных территориях.
  • Избежать досадных ошибок, вызванных непониманием текста заданий, поможет их внимательное чтение.

Физика

Сложности с выполнением заданий по физике были связаны с неумением анализировать условие задачи и давать ее полное решение. Отрицательно на результатах экзамена сказывается и недостаток опыта в проведении лабораторных работ и экспериментов.

Успехи на ЕГЭ по физике

  • Улучшились результаты выполнения расчетных задач на законы постоянного тока.
  • Наиболее успешно выполняются задания на определение значения физических величин с использованием различных формул, а также на анализ изменения физических величин в различных процессах.
  • Значительно повысились результаты решения качественных задач и расчетных задач, особенно тех, к решению которых применимы типовые алгоритмы.

Самые трудные задания на ЕГЭ по физике

  • Как и в прошлые годы, наблюдается отставание в освоении элементов содержания квантовой физики.
  • Несколько снизились результаты заданий на проверку методологических умений, в основном за счет заданий на использование метода рядов.
  • Низкие результаты в заданиях, где присутствуют фотографии или рисунки лабораторных работ – по причине отсутствия опыта практических экспериментов.

Советы по подготовке к экзамену по физике

  • Замена реального эксперимента компьютерным моделированием или даже видеосюжетами с записью опытов не дает того обучающего эффекта, как самостоятельное проведение школьниками наиболее важных опытов и обязательных лабораторных работ.
  • Надо тренировать умение анализировать условие задачи. Целесообразно на этапе обучения ввести дополнительный пункт в оформление задачи, в рамках которого, кроме записи «Дано» и рисунка (при необходимости), обучающиеся описывают особенности процессов задачной ситуации и обосновывают выбор физической модели. Интересно, что решения задач в 100-балльных работах отличает как раз наличие таких комментариев в начале решения, которые позволяют судить о понимании экзаменуемым сути рассматриваемых процессов и обоснованности выбранного способа решения.
  • У участников экзамена бытует ошибочное мнение о том, что наличие верного ответа – это гарантия получения максимального балла за решение задачи. При этом некоторые участники используют формулы, которые уже являются производными от основных формул, пропускают логические шаги в математических преобразованиях, не показывают, каким образом был получен числовой ответ. Важно понимать, что на ЕГЭ по физике оценивается вся цепочка рассуждений.

История

Выпускники 2019 года выполнили экзаменационную работу по истории лучше, чем их предшественники годом ранее. Хорошее знание истории – залог успеха на ЕГЭ по этому предмету, однако не менее важны умения рассуждать и аргументировать.

Успехи на ЕГЭ по истории

Участники ЕГЭ 2019 года успешнее выполнили задания на знание исторических фактов, понятий, исторических деятелей, на умение работать с исторической картой и иллюстрациями.

Самые трудные задания на ЕГЭ по истории

  • Наиболее трудным для выпускников 2019 года, как и для выпускников предыдущих лет, оказалось задание 24 на проверку умения аргументировать данную в задании точку зрения.
  • При написании исторического сочинения (задание 25) значительное количество баллов было потеряно выпускниками из-за допущенных фактических ошибок, неумения указать влияние событий, явлений, процессов на дальнейшую историю России, неправильного указания роли исторической личности в событиях, явлениях и процессах, названных в историческом сочинении, и из-за неумения сформулировать причинно-следственные связи.

Советы по подготовке к ЕГЭ по истории

Хотелось бы предостеречь будущих участников ЕГЭ по истории от заучивания наизусть шаблонов сочинений по всем возможным периодам истории, которые могут быть включены в задание 25. Нередко текст, который заучивается и воспроизводится на экзамене, исходно не соответствует требованиям, предъявляемым к историческому сочинению, содержит ошибки и даже в первоисточнике может быть оценен только низким/нулевым баллом. Подобное заучивание также не способствует полноценному освоению фактического материала и развитию предметных умений. Нужно научиться самостоятельно писать сочинение по предложенному плану.

Чтобы хорошо сдать историю, надо знать историю. Прежде всего, основные даты, исторические факты, в том числе факты из истории развития российской культуры, деятельность выдающихся исторических личностей, основные исторические понятия. Но знание отдельных фактов должно быть встроено в общее понимание исторического процесса. Важно уметь находить в источнике, анализировать и интерпретировать историческую информацию, в том числе карты, таблицы, графики, изображения и тексты.

Информатика

В 2019 году количество участников ЕГЭ по информатике и ИКТ существенно увеличилось по сравнению с прошлым годом, что соответствует тенденции интенсивного развития цифровых технологий в российской экономике и обществе. Результаты экзамена несколько улучшились в 2019 году, однако участники допускают типичные ошибки в некоторых заданиях.

Успехи на ЕГЭ по информатике

Наиболее легко выпускникам даются задания, в которых надо:

  • представить и считать данные в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы)
  • прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки
  • показать знание позиционных систем счисления и двоичного представления информации в памяти компьютера
  • технологии обработки информации в электронных таблицах
  • основных конструкций языка программирования
  • понятий «переменной» и «оператора присваивания».

Трудности на ЕГЭ по информатике

У участников ЕГЭ 2019 года возникли затруднения в заданиях, для успешного выполнения которых требовались умение:

  • определять объем памяти, необходимый для хранения графической информации
  • строить и преобразовывать логические выражения
  • наиболее распространенной содержательной ошибкой в задании 24 является выявление и исправление только одной допущенной программистом ошибки из двух возможных – той, которая лежит на поверхности
  • в задании 25 распространенной ошибкой является отсутствие изменения значений элементов массива.
  • в задании 26 типичной причиной ошибок в ответе является отсутствие у экзаменуемого представления о выигрышной стратегии игры как наборе правил, в соответствии с которыми выигрывающий игрок должен отвечать на любой допустимый ход противника. Отсюда берутся неверные ответы, представляющие зачастую один или несколько вариантов развития игры без требуемого анализа и обоснования.
  • в ответах на задание 27 часто встречались логические ошибки, связанные с недостаточно полным рассмотрением всех возможных вариантов расположения пар чисел в последовательности.

Советы по подготовке к ЕГЭ по информатике

При выполнении заданий с развернутым ответом значительная часть ошибок экзаменуемых обусловлена недостаточным развитием у них таких навыков, как детальный анализ условия задания, проверка своего ответа с целью поиска и исправления ошибок. Развитие таких навыков на протяжении всего периода обучения в школе будет способствовать существенно более высоким результатам ЕГЭ как по информатике, так и по другим учебным предметам.

При подготовке обучающихся к ЕГЭ 2020 года следует обратить особое внимание на освоение теоретических основ информатики, в том числе раздела «Основы логики», с учетом тесных межпредметных связей информатики с математикой, а также на развитие метапредметной способности к логическому мышлению.

Биология

Биология является одним из наиболее востребованных экзаменов по выбору. В рамках ЕГЭ проверяется знание следующих разделов курса биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Участники экзамена 2019 года показали хорошие результаты при выполнении заданий базового уровня практически по всем темам.

Трудности на ЕГЭ по биологии

Трудности у экзаменуемых вызвали темы:

  • «Биология как наука, методы познания живой природы»,
  • «Определение числа хромосом и ДНК в соматических и половых клетках»,
  • «Внутренняя среда организма человека, сенсорные системы»,
  • «Среды обитания организмов»,
  • «Разнообразие экосистем (биогеоценозов)».

Среди заданий повышенного уровня сложности наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на проверку умения:

  • характеризовать фазы фотосинтеза,
  • свойства нуклеиновых кислот,
  • двойное оплодотворение у цветковых растений,
  • определять число ДНК в клетках,
  • устанавливать последовательность процесса смены экосистем и соответствия между характеристиками и реакциями матричного синтеза.

Среди заданий с развернутыми ответами наиболее трудными для участников оказались задания, проверявшие умения:

  • анализировать результаты биологического эксперимента по его описанию,
  • делать выводы на основании анализа данных, полученных в результате эксперимента;
  • объяснять действие на организм лекарственного препарата;
  • характеризовать причины и механизмы биологической эволюции;
  • устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции;
  • сравнивать биологические процессы обмена веществ и делать выводы на основе сравнения;
  • объяснять особенности индивидуальное развитие организма.

Все эти задания требуют не просто заучивания определенного объема биологической информации, а умения ее применять для решения поставленных задач, способности интегрировать знания биологии и основ химии, физики.

При изучении биологии в старших классах и подготовке к экзамену целесообразно обратить внимание на развитие умений анализировать биологические объекты, явления, процессы, объяснять обстоятельства их протекания, устанавливать взаимосвязи объектов, процессов, решать биологические задачи, сравнивать различные объекты и процессы.

Химия

Число сдающих ЕГЭ по химии ежегодно увеличивается. Чтобы успешно сдать этот предмет, будущим участникам экзамена стоит потренироваться в решении комбинированных заданий, записи заданий с развернутым ответом и научиться грамотно распределять свое время.

Успехи на ЕГЭ по химии

Наиболее легкие темы для выпускников:

  • строение атомов химических элементов
  • степени окисления атомов
  • принадлежность веществ к классам/группам неорганических и органических веществ
  • классификация химических реакций
  • уравнения реакций ионного обмена и гидролиза
  • зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

Практически все эти умения относятся к содержательным блокам «Теоретические основы химии» и «Химическая реакция» и отрабатываются на уроках на протяжении всех лет изучения химии в школе.

Трудности на ЕГЭ по химии

Ежегодно существенные затруднения у экзаменуемых вызывают следующие задания:

  • о способах получения и областях применения веществ (задание 26)
  • качественных реакциях на вещества (задание 25)

Советы по подготовке к ЕГЭ по химии

Одной из важных составляющих качественной подготовки к ЕГЭ по химии является совершенствование навыков работы с химической информацией, представленной в различной форме: текстов, схем, таблиц, рисунков.

Для повторения изученного материала рекомендуется использовать комбинированные задания, в которых для решения требуется проведение различных типов расчетов и применение знаний из разных тем. Например, это могут быть задания, включающие перечень веществ, для которых нужно определить возможность их взаимодействия и составить соответствующие им химические реакции: молекулярные уравнения, полные и сокращенные ионные для реакций ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции с составлением электронного баланса.

Одним из наиболее важных факторов, определяющих результат ЕГЭ у конкретного участника, является умение четко записывать решение заданий с развернутым ответом. Поэтому в процессе подготовки к экзамену надо обратить внимание на отработку записи решения задач, в том числе выходящих за рамки ЕГЭ. Для расчетных задач в ряде случаев можно предложить учащимся прописывать в общем виде порядок нахождения физических величин, без арифметических расчетов. Такой подход позволит сформировать у старшеклассников умение самостоятельно разрабатывать алгоритм решения заданий.

Выполнение ряда заданий основывается на опыте проведения реального химического эксперимента. Учитывая распределение данного материала практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится составление обобщающих таблиц, в которых фиксируются необходимые сведения о веществах: реактивы для распознавания, области применения, способы получения.

Успех на экзамене связан и с умением выпускников рационально использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы. В процессе предэкзаменационной тренировки важно выработать для себя индивидуальный порядок и темп выполнения заданий экзаменационного варианта.

Литература

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе выпускникам потребуется знание литературоведческих понятий и литературного контекста, умение внимательно читать и анализировать литературные произведения. Грамотное написание сочинения также будет немаловажным фактором успеха.

Трудности на ЕГЭ по литературе

Наибольшую сложность в базовой части вызвали:

  • Задание 4 – знание художественного текста на уровне значимых элементов (система образов, основной сюжет, «говорящие» детали и тому подобное)
  • Задание 13 – знание средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении.

Среди заданий повышенного уровня сложности, требующих написания небольшого развернутого ответа, трудности вызывали:

  • задания 9 и 16 – на умение включать предложенное произведение в литературный контекст, прибегая к межтекстовому сопоставлению. Оценивается уместность выбора контекста и корректность сопоставления. Это требует от выпускника хорошего знания литературного курса в целом, способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения на сходные жизненные явления.

Завершает экзаменационную работу сочинение, являющееся традиционной формой проверки литературных знаний выпускников (экзаменуемому предлагается на выбор четыре темы). Данный вид работы актуализирует навыки многоаспектного анализа и интерпретации художественного текста, умение цитировать и комментировать литературный материал, давать собственную оценку прочитанному. К типичным ошибкам в сочинениях выпускников в ЕГЭ по литературе относятся:

  • недостаточно внимательное прочтение темы,
  • отсутствие необходимой опоры на литературный материал,
  • нарушение логики в рассуждениях,
  • низкий уровень речевого оформления текста.
  • теоретико-литературные понятия не всегда используются пишущим как инструмент анализа, а нередко лишь «вбрасываются» в текст ради придания ему внешней убедительности.

Формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит особых изменений, поэтому при подготовке к экзамену можно сосредоточиться на тех проблемных зонах, которые обозначились при оценке результатов прошлых лет.

Китайский язык

В 2019 году выпускники впервые сдавали ЕГЭ по китайскому языку. Анализ результатов ЕГЭ по китайскому подтверждает общие тенденции результатов по другим иностранным языкам: задания по аудированию и чтению участники ЕГЭ выполнили лучше, чем задания разделов «Грамматика, лексика, иероглифика», «Письмо» и «Говорение».

Трудности на ЕГЭ по китайскому

  • При выполнении заданий раздела «Аудирование» наибольшее количество ошибок было сделано в заданиях формата «верно – неверно – в тексте не сказано»: участникам ЕГЭ не всегда удавалось выявить различия между «неверно» и «в тексте не сказано».
  • Выполняя задания раздела «Чтение», при общих хороших результатах выпускники допускали ошибки, связанные с тем, что они основывали ответ не на информации из прочитанного текста, а на своих представлениях.
  • Наибольшую сложность представляет грамматика китайского языка. У участников ЕГЭ были проблемы со знанием порядка слов в китайском предложении, тонов китайского языка, использования предлогов, наречий, дополнительных элементов результата, направления.
  • Наиболее трудными для участников экзамена стали задания с развернутым ответом письменной части. Незнание базовой лексики и грамматики повлияло на выполнение заданий этого раздела: в текстах работ часто имел место набор слов, грамматически не организованных в предложение.
  • Среди типичных грамматических ошибок: нарушение порядка слов в предложении, использование большей частью простых нераспространенных предложений, неправильное использование глаголов в позиции предлогов, счетных слов (классификаторов), неправильное использование дополнительных элементов оценки (обстоятельство результата), длительности, кратности. Многие экзаменуемые совершали ошибки в связи с выражением состоявшегося действия, а также действия, имевшего место в неопределенное время в прошлом. Нередко при выражении своих мыслей экзаменуемые строили предложения согласно языковой норме русского, а не китайского языка. При этом используемая лексика и грамматика не соответствовали даже базовому уровню сложности.
  • Большое количество ошибок было связано с написанием иероглифики и использованием знаков пунктуации. Среди типичных можно обозначить подмену одних иероглифов другими, сходными по написанию, неправильную запись составных элементов иероглифов и черт иероглифов.
  • Многочисленные ошибки были связаны с записью знаков препинания в одной клетке с иероглифом, что является недопустимым. Также отмечено неправильное использование различных видов запятых.
  • Выполнение заданий устной части выявило две основные проблемы: выпускники не могут производить грамматически правильные предложения, их лексический запас находится на элементарном уровне. Говорение – это сложное умение и необходимо целенаправленно развивать его на уроках китайского языка.

Советы по подготовке к ЕГЭ по китайскому

В процессе подготовки к выполнению заданий разделов «Аудирование» и «Чтение» следует обращать внимание на оттенки смыслов, стараться более точно понять, какая именно информация запрашивается в задании и как найти ее в тексте, а также тренироваться, работая с разными по жанру текстами.

В экзаменационную модель ЕГЭ-2020 по китайскому языку планируется внести ряд изменений. Для того, чтобы успешно справиться с новым форматом заданий по аудированию, необходимо внимательно знакомиться с заданием, определять главное в предложенных в письменной форме утверждениях и видеть разницу между ними, при прослушивании игнорировать незнакомые слова, учиться отделять главное от второстепенного.

При подготовке к выполнению заданий раздела «Чтение» следует развивать языковую догадку, уделять больше внимания варьированию приемов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также расширять типы и жанры текстов, предлагаемых для чтения.

В раздел «Письмо» введено задание на создание личного письма в ответ на предложенное письмо-стимул от зарубежного друга по переписке. Экзаменуемым следует развернуто ответить на три вопроса, которые задаются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например: «Что ты и твои друзья делали в свободное время?». В этом случае, чтобы ответ считался полным, недостаточно ответить, что делал автор письма, нужно также ответить, что делали его друзья.

В этом задании надо также задать другу три вопроса по теме, которая упоминается в тексте письма-стимула и четко сформулирована в инструкции после текста письма-стимула. Важно, чтобы вопросы соответствовали заданной теме, были развернутыми и правильно сформулированными.

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Как выглядит ЕГЭ по истории

ЕГЭ по истории разделено на две части. 1 часть представляет собой 19 заданий с кратким ответом. Среди них встречались: задания на выбор, где надо выбрать правильный ответ из предложенных; задания на определение последовательности расположения данных элементов; задания на установление соответствия; задания, в которых требовалось по указанным признакам определить термин, век, имя и т.д.

Часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. №20–22 – комплекс заданий, где необходимо было проанализировать исторический текст. №23–25 – задания, требовали применения причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Где большего всего допускали ошибки

Задания на знание исторической хронологии (№1 и №2) участники ЕГЭ этого года выполнили хорошо, больше половины участников справились. Но №2 показался выпускникам сложнее. Наиболее распространённые ошибки при выполнении данного задания были связаны именно с незнанием хронологии событий истории России XX в

Задание 5, которое проверяло знание исторических фактов, процессов, явлений выполнено с результатом 61%. Но, как и при выполнении задания 2, выпускники допускали много ошибок связанных с незнанием фактов из истории России XX в.

Задание 6 посвящено работе с историческими источниками, его выполнили хуже тех, что мы рассмотрели выше.

Задание:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

1) Одним из последствий событий, о которых идёт речь в отрывке, стало принятие нового свода законов.

2) В период правления монарха, упомянутого в отрывке, к Московскому государству 6 были присоединены Новгород и Тверь.

3) Согласно тексту отрывка часть служилых людей, направленная монархом на подавление народного восстания, перешла на сторону бунтовщиков.

4) Одной из причин восстания, о котором идёт речь в отрывке, явился вызванный чередой неурожайных лет голод.

5) Монарх, упомянутый в тексте, – представитель династии Рюриковичей.

6) Описываемые события произошли в начале XVII в.

Из частично правильных ответов, которые давали выпускники, наиболее распространённым был 3546. По мнению экспертов, такой ответ означает, что многие участники ЕГЭ не сумели определить ситуацию, о котором говорится в источнике, или же определили ситуацию, но их подвело незнание контекстной информации, связанной с этой исторической ситуацией – в данном случае это были последствия Соляного бунта, время правления династии Рюриковичей.

Также многие выпускники дали неправильный ответ – 3645 и получили 0 баллов за это задание. Кроме уже указанных причин, на результат выполнения задания могла повлиять их невнимательность в характеристике 6 сказано именно о начале XVII в., поэтому она относится ко второму отрывку, но не к первому, в котором описывается ситуация, сложившаяся в середине XVII в.

Результаты выполнения задания 6 в этом году были наиболее низкими, когда используемые в задании источники относились к XV–XVII вв.

Задание 7 на множественный выбор требуют хорошего знания исторических фактов. Наиболее трудными в этой серии оказались задания по XX в.

Основной причиной ошибок в №8, где проверялось знание фактов Великой Отечественной войны, — слабое знание исторической географии. Чаще всего участники ЕГЭ ошибались в тех случаях, когда требовалось написать название города.

В 1 части хуже всего справились с №10. Здесь требовалось определить событие, исторического деятеля, название чего-либо и т.д., о которых идёт речь в письменном историческом источнике. При этом источник, который предлагается в данном задании, всегда посвящён XX или началу XXI в.

В задании 11 ошибки связаны со слабым знанием фактов всеобщей истории. Нынешние выпускники с заданием 12 справились хуже выпускником 2018 года. Здесь было необходимо работать с историческим источником. По словам проверяющих, основная ошибка при выполнении данного задания — невнимательность и слабое знание исторических фактов.

В заданиях 13–16 экзаменуемые работали с исторической картой. Трудными оказались те, которые были связаны с историей Великой Отечественной войны.

Задание 17 смогли выполнить 44% экзаменуемых. Здесь проверялось знание фактов истории культуры. Чаще всего неправильно определяют автора произведения культуры и время их создания.

Во второй части заметны улучшения результатов. В случае с №20 и №21 успех зависит от периода, который попадается в задании. А вот №22 выполняют плохо вне зависимости от взятого исторического периода.

Самым сложным заданием стал №24. Как утверждают проверяющие, основная проблема заключается в неумении выпускников на основе исторических фактов правильно формулировать аргументы.

Задание:

«Создание военных поселений в первой четверти XIX в. могло стать одним из эффективных способов решения экономических и социальных проблем страны».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Чтобы выполнить задание, нужно понять, требуется подтвердить/опровергнуть. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что речь идёт о военных поселениях. Создание военных поселений при аргументации необходимо связать с решением социально-экономических проблем страны. Эта связь при подтверждении предложенной точки зрения должна указывать на решение социальноэкономических проблем после введения военных поселений и на неблагоприятные последствия или отсутствие благоприятных последствий от введения военных поселений при опровержении предложенной точки зрения.

Эти связи не просматриваются, например, в такой фразе участника ЕГЭ: «Армия сама себя кормила». Данный аргумент не может быть принят, так как непонятно, о какой армии идёт речь (не указано, что имеются в виду военные поселения). Кроме того, проблема, которую в данном случае решали военные поселения, в явном виде не обозначена.

Можно предположить, что это экономическая проблема: значительные расходы на содержание армии, отягощавшие государственный бюджет Российской империи. Аргумент, который мог бы быть принят, например, таков: «Военные поселения, по мысли их организаторов, должны были обеспечивать себя продуктами питания, что способствовало уменьшению расходов бюджета на содержание армии».

При указании аргументов в опровержение предложенной точки зрения выпускники писали следующее: «Создание военных поселений часто приводило к недовольству и бунтам военных поселенцев». В данном суждении присутствует указание на проблему, которая усугублялась из-за создания военных поселений (недовольство определённой социальной группы, бунты). Но такой аргумент не может быть принят, поскольку некорректно указана причина недовольства и бунтов: они были вызваны не самим по себе созданием военных поселений (как указано в ответе), а теми порядками, которые были в них установлены, чрезмерной регламентацией труда и быта поселенцев.

Правильный аргумент мог быть сформулирован так: «Чрезмерная регламентация труда и быта военных поселенцев приводила к недовольству этой группы населения и к бунтам».

Также не может быть принято в качестве аргумента в опровержение предложенной точки зрения утверждение: «Труд военных поселенцев был неэффективным». Дело в том, что в данном положении представлено указание на отсутствие благоприятных последствий для социальной и экономической сфер, но не указан механизм порождения неэффективности. Без указания этого механизма (или статистики, которая бы свидетельствовала о неэффективности труда военных поселенцев) данное суждение является спорным с исторической точки зрения. В самом деле, почему военные поселенцы трудились менее эффективно, чем крестьяне? И действительно ли они трудились менее эффективно?

Корректный аргумент может быть, например, следующим: «Совмещение солдатской службы с хозяйственной деятельностью приводило к недостатку времени для этой деятельности и внимания к ней, что делало ее неэффективной».

В №25 требовалось написать историческое сочинение. Задание оценивалось по нескольким критериям. Самым трудным для выпускников оказалась задача не допустить фактических ошибок. Указать, как указанные приведённые события повлияли на дальнейшую историю России — использовались максимально обобщенные формулировки, лишенные конкретного содержания. Они не засчитывались проверяющими. Например (для периода 1564–1572 гг.): «События этого периода привели к тому, что позже в России началась Смута». Для того чтобы данное положение засчитали, необходимо было указать, о каких событиях идёт речь, и объяснить, как эти события повлияли на то, что в стране наступил период Смуты.

Также слабо справились с задачей назвать исторические личности и их роли в названных в сочинении событиях. Например, выпускник пишет: «Владимир Мономах организовал походы против половцев». В данном случае он указывает процесс, в котором Владимир Мономах действительно сыграл роль, но для выполнения требования задания необходимо было указать не процесс, а конкретное действие Владимира Мономаха. Например, можно было написать, что Владимир Мономах инициировал Любечский съезд князей, на котором было принято решение о совместной борьбе против половцев.

Мало кто смог указать причинно-следственные связи. Они имели неполную формулировку и поэтому были спорными с исторической точки зрения. Например: «Причиной начала «холодной войны» была победа СССР в Великой Отечественной войне». Но причиной «холодной войны» была не сама по себе победа СССР, а значительное усиление роли и авторитета СССР в мире в результате этой победы в условиях сохранения идеологического противостояния между СССР и Западом. Указанные дополнительные условия были необходимыми для начала «холодной войны».

Эксперты считают, что низкие показатели выполнения данного задания связаны с тем, что выпускники пытаются воспроизвести готовые тексты сочинений из различных пособий и интернет-ресурсов.

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Самые сложные задания в ЕГЭ по истории

Готовишься-готовишься к ЕГЭ по истории, учишь даты и термины, решаешь варианты, а максимальный балл набрать все никак не получается. Знакомая ситуация? Оказывается, сама сложность экзамена по истории — это еще «цветочки», ведь справиться с основной частью заданий под силу практически каждому выпускнику. А вот как справиться с заданиями с картами? А с анализом исторического текста?

Самые сложные задания ЕГЭ-2022 по истории

Или «задания для киборгов», как мы бы их назвали. Историческое сочинение исчезло из вариантов ЕГЭ по истории, но сложных заданий меньше не стало. Давайте разбираться, какие задания в последней версии экзамена станут самыми сложными для выпускников и как все-таки с ними справиться.

Задание №4

Это задание на заполнение таблицы, в которой пропущено несколько элементов. Оно считается сложным из-за большого количества дат, которые нужно выучить в процессе подготовки. Увеличивает сложность задания и растянутый временной период событий — примерно с IX века по начало XXI.

Чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно как можно раньше начинать учить даты. Да-да, волшебной таблетки нет — только зубрежка. Можно использовать разные способы запоминания информации — приложения типа Quizlet, метод ассоциаций, визуальный или аудиальный способ восприятия, — но, так или иначе, даты остается только учить.

Задание №6

Это задание направлено на анализ исторического текста. В нем выпускникам предлагаются суждения об отрывке текста, среди которых есть как верные, так и ошибочные. Чтобы получить максимальный балл, нужно отметить все правильные суждения о тексте.

В решении этого задания поможет практика и вдумчивое чтение текста. А хорошее знание истории будет только плюсом.

Задание №16

Это задание подразумевает работу с воспоминаниями о Великой Отечественной войне и требует открытых, развернутых ответов. Основную роль в этом задании ЕГЭ играют битвы Великой Отечественной войны — именно на них делают упор составители экзамена.

Именно поэтому при подготовке к экзамену стоит изучить основные события 1941–1945 гг. и потренироваться в решении подобного типа заданий.

Задание №17

В этом задании ЕГЭ проверяется умение определять последствия определенного события. Такой формат вопросов проверяет критическое мышление выпускников, умение рассуждать, проводить причинно-следственные связи, анализировать события.

Чтобы справляться с такими заданиями, опять-таки, важна практика: изучай исторические события и исторические справки, старайся самостоятельно проводить параллели между событиями, их причинами и последствиями, находить логические связи.

Задание №19

Задание №19 направлено на сравнение событий отечественной истории и истории зарубежья. Основная проблема, с которой сталкиваются выпускники при попытке ответить на вопросы, — пробелы в знаниях всеобщей истории.

В оставшееся до экзамена время выпускникам стоит как следует изучить основные исторические события зарубежных стран, важных исторических деятелей и даты. Важно уделять внимание не только странам Европы, но и развитию США, стран Востока и Азии.

Задания с картами

Исторические карты также вызывают множество трудностей у одиннадцатиклассников — здесь сказывается и незнание географии, и непонимание направления развития событий, и слабые места в знании самой истории.

В первую очередь стоит изучить карту мира в разные исторические периоды — это поможет разобраться в расположении стран, их территории. Изучать карту также необходимо при разборе разных исторических событий — войн, сражений, миграций.

Какими бы сложными ни казались задания ЕГЭ на первый взгляд, важно помнить, что с каждым из них можно справиться, найдя подходящий способ подготовки и усовершенствовав собственные знания.

Готовься к ЕГЭ вместе с Умскул

Готовься к ЕГЭ на высокие баллы без стресса в мастер-группе.
Пиши кодовое слово, чтобы узнать подробнее или записаться — https://vk.com/umsch_h

Подписывайся на рассылку, чтобы каждую неделю получать полезные материалы для подготовки к ЕГЭ по истории и приглашения на вебинары — https://ndlr.cc/huGgl6gzR

Нужна помощь или консультация? Позвоните нам, мы поможем!
8 800 444 37 50 (звонок бесплатный из любой точки РФ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *