Какие справки требуют при трудоустройстве в кселл
Перейти к содержимому

Какие справки требуют при трудоустройстве в кселл

  • автор:

Признание гражданина безработным: справка о заработке по последнему месту работы не всегда обязательна

Безработным гражданам в России предоставляется ряд социальных гарантий – от оказания психологической поддержки до содействия в поиске работы и выплаты пособия по безработице. Однако для получения такой помощи в полном объеме необходимо официальное оформление лица в качестве безработного, которое возможно только при соблюдении определенных условий. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным, но не имеющим работы и заработка, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущим работу и готовым к ней приступить (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – закон о занятости населения). Во-вторых, гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, для принятия решения о признании его безработным должен представить органам службы занятости по месту жительства паспорт и трудовую книжку или заменяющие их документы, а также документы, удостоверяющие его квалификацию, и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 закона о занятости населения). Лица, впервые ищущие работу и не имеющие квалификации, представляют паспорт и документ об образовании.

С судебной практикой по делам
об оспаривании отказов в признании граждан безработными можно ознакомиться
в Энциклопедии судебной практики
интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

КРАТКО

Требования заявителя : Признать неконституционной норму, закрепляющую обязательность представления гражданами, в том числе бывшими индивидуальными предпринимателями и лицами, не работавшими на протяжении долгого времени, справки о среднем заработке по последнему месту работы для признания их безработным.

Суд решил: Само по себе установление определенного перечня документов, необходимых для признания лица безработным, не нарушает прав граждан. При этом органы службы занятости не вправе отказать лицам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или неработавшим длительное время, в признании безработными только по причине непредставления ими сведений о заработке по последнему месту работы.

Непредставление какого-либо из документов, в частности справки о заработке с последнего места работы, нередко становится основанием для отказа в признании гражданина безработным (определение Московского городского суда от 14 мая 2015 г. № 4г-5122/15, решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 февраля 2012 г. по делу № 2-555/2012). Рассмотрев дело об одном из таких отказов, КС РФ установил, в каких случаях органы службы занятости не вправе отказать в регистрации гражданина в качестве безработного даже при отсутствии справки о среднем заработке (Постановление КС РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина М. В. Чайковского»; далее – Постановление).

Поводом для проверки конституционности п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения стало обращение в КС РФ Чайковского М. В. (далее – заявитель). 21 октября 2013 года заявитель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую осуществлял с января 2006 года. 5 ноября 2013 года он обратился в центр занятости населения по месту своего жительства, чтобы последний признал его безработным и оказал содействие в поиске работы. Вместе с заявлением он предъявил копию свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП, уведомление о снятии с учета в качестве ИП, диплом и трудовую книжку. Центр занятости указал, что регистрация гражданина в качестве безработного невозможна без представления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (учитывается только работа по трудовому договору). Но письменного отказа в признании безработным заявителю выдано не было.

Заявитель (истец) обратился в суд с иском о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации его в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 24 марта 2014 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией (определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. по делу № 33-3511), в удовлетворении иска ему было отказано.

Суды подчеркнули, что требование о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации истца в качестве безработного не может быть рассмотрено, поскольку документально оформленного отказа нет. При этом они так же, как и орган занятости, посчитали, что для признания гражданина безработным необходимо предъявление всех указанных в п. 2 ст. 3 закона о занятости населения документов, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Довод истца о том, что данную справку невозможно получить в связи с ликвидацией последнего места работы – а им согласно трудовой книжке заявителя является Воронежская городская общественная организация «Общество по охране и защите интеллектуальной собственности» (в 2001-2002 годах он замещал в ней должность исполнительного директора) – суды не приняли. Как отметил Воронежский областной суд (апелляционная инстанция), сведения о среднем заработке можно получить, помимо работодателя, у архивной организации, если она располагает этими данными (п. 20 информации Минтруда России от 5 марта 2013 г.). Информации об обращении в такую организацию истец не предоставил, поэтому говорить о невозможности представления справки о заработке в силу объективных причин нельзя. Соответственно, не может быть удовлетворено и требование истца о взыскании пособия по безработице.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции заявителю было отказано (определение Воронежского областного суда от 26 сентября 2014 года, определение ВС РФ от 2 декабря 2014 года).

КС РФ напомнил, что конституционное право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) обеспечивается путем осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, нейтрализации нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальной поддержки тех, кто официально признан безработными. В целях реализации указанных мер законом о занятости населения гражданам гарантированы следующие права:

  • на бесплатное содействие в подборе подходящей работы, трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 12 закона о занятости населения);
  • на бесплатную консультацию, бесплатное получение в органах службы занятости информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, для выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (п. 1 ст. 9 закона о занятости населения);
  • на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 24 закона о занятости населения). Это право имеют те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Указанные права предоставляются всем гражданам РФ вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве безработных или нет, подчеркнул Суд. Тем же, кто официально получает статус безработного, социальная поддержка оказывается в большем объеме. Речь идет о пособии по безработице, праве на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства (с оказанием соответствующей финансовой поддержки), по профессиональной ориентации и психологической поддержке, праве на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, ст. 22.1, ст. 23, п. 1 ст. 28 закона о занятости населения).

КС РФ отметил, что само по себе законодательно установленное требование о представлении определенных документов для признания безработным гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поэтому не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, ни как умаление государственных гарантий реализации этого права. Однако при формировании перечня необходимых документов законодатель должен учитывать, что их истребование должно помогать органам службы занятости оказывать надлежащую поддержку безработным и не создавать при этом необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы (абз. 2 п. 3 Постановления).

Так, паспорт или заменяющий его документ необходим для идентификации личности лица, обратившегося в органы занятости, трудовая книжка, содержащая информацию о трудовом стаже, содержании и условиях трудовой деятельности, – для определения основания и давности прекращения этой деятельности и подбора гражданину подходящей работы. По общему правилу подходящей считается работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, а также транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 закона о занятости населения). Более подробные требования к подбору подходящей работы установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Согласно этим требованиям при подборе работы необходимо учитывать профессию (специальность) гражданина, должность, вид деятельности, уровень образования и квалификации, опыт и навыки работы, размер среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортную доступность рабочего места, а также требования работодателя к кандидатуре работника (они содержатся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях).

О необходимости учета размера среднего заработка при подборе гражданину новой работы говорится и в самом законе о занятости населения – в нем установлено, что предлагаемая работа, если заработок по ней будет ниже среднего заработка по последнему месту работы, не может считаться подходящей, за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе (п. 4 ст. 4 закона о занятости населения). Именно поэтому органы службы занятости и требуют справку о среднем заработке. Кроме того, данная справка нужна для определения размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 22 закона о занятости населения), а также стипендии, которая выплачивается во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Размер данных выплат представляет собой определенную долю (в процентах) от среднего заработка безработного, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом для некоторых категорий граждан, в том числе тех, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тех, кто хочет снова начать работать после длительного (более одного года) перерыва, установлены другие критерии подходящей работы и иной размер пособий по безработице и стипендий. Для таких лиц подходящей считается почти любая работа. Главные требования – она должна оплачиваться и соответствовать нормам трудового законодательства (п. 3 ст. 4 закона о занятости населения). Пособие же по безработице выплачивается указанным гражданам в минимальном размере (п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 закона о занятости населения). КС РФ уже неоднократно указывал ранее, что эта дифференциация основана на объективных критериях (таких, как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в работе), учитывает различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся ИП, и не может расцениваться как нарушение принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы (Определение КС РФ от 21 декабря 2006 г. № 559-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 г. № 1002-О, Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).

Размер стипендии, выплачиваемой безработным гражданам во время прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, для неработавших длительное время лиц равняется минимальной величине пособия по безработице (абз. 3 п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Указания на то, как определяется размер такой стипендии для бывших ИП, признанных безработными, в законе нет. КС РФ считает, что в этом случае применяется порядок расчета величины стипендии для тех, кто ищет работу после большого перерыва, но только если до начала предпринимательской деятельности такие граждане работали по трудовому договору. Если же нет, то они приравниваются к лицам, впервые ищущим работу, размер стипендии которых также равняется минимальному размеру пособия по безработице (абз. 5 п. 4 Постановления). Получается, что в любом случае безработным гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, будет выплачиваться минимальная стипендия.

Таким образом, размер заработка по предыдущему месту работы не влияет ни оценку допустимости предлагаемой бывшим ИП и лицам, ищущим работу после длительного перерыва, оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни на величину выплачиваемого им пособия по безработице, ни на размер стипендии, подчеркнул КС РФ. При этом законодательно установленный закрытый перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными (п. 3 ст. 3 закона о занятости населения), не включает в себя лиц, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости сведения о размере среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы. Поэтому гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые отвечают критериям признания безработными (п. 1 ст. 3 закона о занятости населения), не может быть отказано в оформлении этого статуса только на основании непредставления справки о заработке, решил Суд (абз. 2 п. 5 Постановления).

Стоит отметить, что непредставление сведений о заработке по последнему месту работы не предусмотрено в качестве основания для отказа в признании безработным и Правилами регистрации безработных граждан, притом что закрепленный в них перечень случаев, в которых принимаются решения о таком отказе, закрытый (п. 9 указанных правил). Именно с такой мотивировкой некоторые суды признавали отказ органов службы занятости в признании граждан безработными из-за отсутствия у них справки о заработке незаконным (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июля 2015 г. по делу № 33-6642/2015).

Кроме того, КС РФ постановил, что органы службы занятости не вправе уклоняться от принятия решения по вопросу признания безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, которое хочет снова начать работать после большого перерыва, по причине непредставления им справки о среднем заработке по последнему месту работы (абз. 1 п. 5 Постановления). Подобное уклонение приводит к неопределенности правового положения таких лиц в отношениях с органами службы занятости и создает препятствия для реализации их права на защиту от безработицы, как это и произошло в случае с заявителем.

Сергей Маврин, заместитель председателя КС РФ:

«Органы службы занятости не вправе отказать гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность, а также лицам, не работавшим более года, в признании их безработными лишь из-за отсутствия у них справки о размере среднего заработка с последнего места работы. При этом не имеет значения, по какой причине гражданин не может представить такую справку – будь то ликвидация организации, где он ранее работал, и невозможность получения соответствующих сведений в архиве, отсутствие предшествующей трудовой деятельности или какие-то иные обстоятельства. Истребование от бывших индивидуальных предпринимателей и длительное время неработавших граждан справки об их среднем заработке лишено практического смысла, поскольку размер их среднего заработка не имеет значения ни при решении вопроса об оценке предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни при начислении пособия по безработице или стипендии на период обучения по направлению органов службы занятости».

Данное толкование п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения является общеобязательным. Именно оно, и никакое другое, должно использоваться в правоприменительной практике.

Какие документы нужны при приеме на работу и как их проверить?

При трудоустройстве нового сотрудника, как правило, работодатель соблюдает определенный порядок, который включает в себя просмотр и отбор резюме, проведение собеседований, проверку кандидатов, отсев неподходящих соискателей и официальное оформление на должность выбранного специалиста. Сотрудника знакомят с организационной структурой компании, внутренними документами и порядком работы, а также заключают трудовой договор. На этом этапе важно знать, какие документы на работу требуются от кандидата перед тем, как принять его в штат, и каким образом их можно проверить. Расскажем об этом подробно в нашей статье.

Обязательные документы при приеме на работу

Заключение трудового договора – это последняя ступень на пути приема кандидата в штат сотрудников. Договор выступает гарантом трудовых отношений между работодателем и будущим сотрудником. Согласно трудовому законодательству, к договору требуется приложить документы для устройства в компанию. Какие именно документы для приема на работу необходимы, указано в ст. 65 Трудового Кодекса РФ.

Документы для трудоустройства подразделяются на:

  • обязательные для всех граждан – не зависят от специфики работы и стандартно предъявляются всеми работниками;
  • необязательные, но необходимые для определенной категории граждан либо зависящие от направления деятельности и занимаемой должности.

Подробнее рассмотрим перечни этих документов для каждой из категорий.

  1. Документ, подтверждающий личность соискателя (паспорт).
  2. Трудовая книжка. С 1 января 2021 года, если гражданин нигде не работал ранее, то трудовая книжка заводится в электронном виде
  3. СНИЛС.

Обратите внимание! СНИЛС (номер индивидуального лицевого счета), который ранее выдавался в виде свидетельства на бумажном носителе зеленого цвета, с апреля 2019 года выпускается только в электронном формате. Данный документ можно заказать в Многофункциональном центре предоставления услуг (МФЦ), в Пенсионном Фонде, а также оформить через портал Госуслуги.

Отметим, что, если у вас был бумажный СНИЛС, его номер занесен в специальную систему АДИ-РЕГ, в которой отображаются данные об индивидуальном страховом номере и о регистрации гражданина в Пенсионном Фонде. Даже в случае утери бумажного СНИЛС, информация с вашим личным номером будет в системе.

Документы для приема на работу, необходимые определенным категориям граждан либо связаны со спецификой работы:

  1. Документ о получении образования, присвоения квалификации (диплом, аттестат, удостоверение и т.п.).
  2. Справка, подтверждающая, что у кандидата на должность нет судимости.
  3. Справка об отсутствии нарушений правопорядка административного характера.
  4. Документы, связанные с воинским учетом – для граждан призывного возраста и военнообязанных. В том числе военный билет, удостоверение для призыва на военную службу.
  5. Иностранный паспорт для лиц, имеющих гражданство другой страны.
  6. Свидетельство о рождении ребенка, которому еще нет 14 лет.
  7. Свидетельство, подтверждающее регистрацию брака. Данный документ может быть нужен в случае, если компания предоставляет услуги по ДМС – оформляет полисы на родственников в ближайшем окружении.
  8. Удостоверение водителя – если работа связана с вождением автотранспорта.

Пакет дополнительных документов при трудоустройстве

Что еще может быть нужно работодателю при приеме на работу нового сотрудника? Нанимателю могут дополнительно потребоваться документы для устройства кандидата, которые он имеет право у него запросить, но только четко руководствуясь действующим законодательством. Такие документы могут быть необходимы в связи с особенностями и спецификой условий труда.

К дополнительным документам для устройства на работу относятся:

  1. Санитарная книжка.
  2. Разрешение на работу – для граждан из других стран, которые временно пребывают на территории РФ.
  3. Вид на жительство – также для иностранцев.
  4. Разрешение на временное проживание – тоже для иностранных граждан.
  5. Полис медицинского страхования.

Документы, необходимые для реализации социальных и налоговых гарантий работника

Сотрудники организаций имеют право на получение льгот, связанных с уплатой подоходного налога, а также оплату соцпособий – такая мера предусмотрена Налоговым Кодексом РФ. Трудовое законодательство для определенных категорий граждан, к которым относятся семьи с тремя и более детьми, не достигшими 18 лет, люди на инвалидности, доноры, граждане, имеющие ученую степень и т.п., предусматривает дополнительные льготы. Чтобы была возможность ими воспользоваться, соискатель, входящий в вышеуказанные категории, должен предоставить документы при приеме на работу, подтверждающие свой статус.

Перечень документов, необходимых для получения социальных выплат:

  • Справка, подтверждающая доходы.
  • Свидетельство о рождении детей.

Бухгалтерия может запросить данный документ с целью оформления различных компенсаций.

  • Заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы).

Этот документ предоставляется, когда человек находится на инвалидности и хочет получать льготы.

  • Справка о беременности.

Необходима сотрудницам, чтобы потребовать более легких условий работы.

Важно! Указанные выше документы работодатель принимает у кандидата согласно установленному порядку.

Особенности трудоустройства в некоторых случаях

Иногда бывают случаи, когда список документов для работы расширяется, давайте рассмотрим эти ситуации подробнее.

Ситуации, при которых перечень необходимых документов для работы может быть расширен:

  • трудовая деятельность в организации по совместительству;
  • соискатель – иностранный гражданин;
  • кандидат на предлагаемую должность не достиг совершеннолетия.

Рассмотрим более подробно, какие еще нужны документы для работы в вышеперечисленных случаях.

Перечень документов при приеме на работу по совместительству

Ситуация с работой по совместительству может иметь два варианта: когда сотрудник совмещает сразу две-три должности в одной организации (внутреннее совместительство) или, когда он работает параллельно в разных компаниях (внешнее совместительство).

Сегодня работать по совместительству стало очень популярно и востребовано. Скотт Белски, основавший сообщество креаторов Behance, и известный как директор по продуктам Adobe, даже предложил термин «полигамная карьера». Это карьера, которую строят люди, работающие по совместительству, либо постоянно берущие подработки и монетизирующие свои увлечения.

К перечню обязательных документов для устройства на работу по совместительству относятся (ст.283 ТК РФ):

  • паспорт;
  • документ, который подтверждает полученное соискателем образование.

Какие еще документы на работу по совместительству могут потребоваться:

  • трудовая книжка и выписки из нее;
  • справка с места основного трудоустройства, дающая подтверждение о том, что жизни и здоровью кандидата ничего не угрожает, если его деятельность связана с опасными и вредными условиями труда.
  • справка, которая подтверждает, что кандидат ознакомлен с регламентом работы с транспортными средствами и промышленным оборудованием, согласно своим трудовым условиям и обязательствам.

Факт того, что гражданин работает по совместительству, может быть отмечен в трудовой книжке по его желанию.

Условия, при которых работа по совместительству находится под запретом:

  • граждане, не достигшие совершеннолетия, вправе работать только в одном месте, заниматься чем-то одним;
  • если человек не трудоустроен официально, то принять его на работу по совместительству не представляется возможным;
  • если соискатель уже напрямую или косвенно работает с транспортными средствами, то устроиться по совместительству на работу, связанную с этим же типом деятельности, нельзя;
  • если место основной работы оказывает пагубное воздействие здоровье человека;
  • специалисты, работающие в частных охранных предприятиях (ЧОП) и при этом замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях;
  • когда ключевая работа – это работа на госслужбе. В этом случае возможно ее совмещать исключительно с научной, творческой либо преподавательской деятельностью. Предпринимательством заниматься запрещено;
  • и др.

Список документов при приеме иностранного гражданина на работу

Официальное трудоустройство на территории Российской Федерации для иностранного соискателя возможно, но только после получения разрешения на это, которое выдается Федеральной миграционной службой. Какие документы необходимо предоставить иностранцу, чтобы получить данное разрешение, указано ниже.

Документы, которые потребуются кандидату из другой страны для получения разрешения на работу:

  • паспорт, который удостоверяет личность соискателя;
  • миграционная карта, в которую включены сведения о соискателе;
  • виза;
  • разрешение на ведение какой-либо деятельности в России;
  • СНИЛС;
  • полис медицинского страхования, который действует в России;
  • ИНН. Его оформление обязательно и возможно уже после того, как иностранный гражданин трудоустроится;
  • патент (разрешение на работу).

Важно! Иностранцы могут не предъявлять военный билет в числе документов для приема на работу.

Информация о трудовых отношениях с гражданами из других стран должна быть известна Министерству внутренних дел РФ: информировать специалистов данного ведомства об этом необходимо в срок не менее 3 дней с даты, когда заключен либо расторгнут трудовой договор.

В каком порядке трудоустраивают иностранных граждан

Работодателю нужно:

  1. Уточнить и сделать проверку статуса кандидата на должность – постоянно ли он проживает в России либо же находится временно, а также ознакомиться с его миграционной картой.
  2. Рассказать иностранному гражданину, в чем состоит предлагаемая ему работа, какие обязанности и в чем особенности.
  3. Предложить к заполнению трудовой договор.
  4. Согласно оформленному приказу, принять нового сотрудника на работу.
  5. Сделать карточку сотрудника, в которой указать его персональные данные.

Пакет документов при трудоустройстве несовершеннолетних

Иметь регулярный доход можно и гражданам, которые еще не достигли совершеннолетнего возраста. Однако такая работа характеризуется рядом отличительных черт, как в списке документов на работу, так и в той трудовой деятельности, которую имеет право выполнять кандидат до 18 лет.

Какие документы на работу необходимо предоставить лицам до 18 лет:

  • паспорт гражданина;
  • ИНН – идентификационный номер налогоплательщика;
  • трудовая книжка (когда она уже заведена);
  • справка, которая подтверждает, что у гражданина нет судимости и правонарушений административного характера;
  • согласие за подписью родителей ребенка либо его представителей (опекунов) по закону, в котором прописано их разрешение на трудовую деятельность ребенка до 18 лет;
  • согласие на обработку перс. данных ребенка, оформленное письменно;
  • бумага с направлением из центра занятости.

Соискатели до 18 лет имеют право на подработку в компаниях определенной направленности, в число которых включены театры, кино, организации концертной сферы, спортивные секции и т.п. Также важно, чтобы работа была во благо ребенку – не оказывала аморального влияния и не причиняла вред здоровью. Гарантом этого выступает ст. 63 Трудового Кодекса РФ.

Согласие родителей на трудоустройство несовершеннолетнего, образец

Согласие родителей на трудовую деятельность ребенка до 18 лет. Образец

Какие документы нельзя запрашивать при трудоустройстве

У работодателя нет права требовать у потенциального работника документы для приема на работу, указания на которые отсутствуют в трудовых НПА, и в других российских законах.

Перечень документов, требовать которые при приеме на работу запрещено:

  • справочная информация об инвалидности соискателя. Данную информацию кандидат на должность может передать работодателю исключительно по своему личному желанию, преследуя свои интересы (с целью оформления соответствующих положенных льгот);
  • данные ИНН;
  • рекомендации с прошлого места трудоустройства;
  • документ, в котором указана средняя зарплата с места прошлой работы;
  • данные о личной жизни.

Как проверить документы соискателя для приема на работу

Резюмируя все изложенное выше, важно отметить, что при приеме на работу новых сотрудников рекомендуется запрашивать у них документы для трудоустройства, четко следуя букве закона, а именно ТК РФ. Требовать с потенциального работника документы, которые не прописаны в законодательных актах, запрещено.

Как правило, кандидат на должность перед тем, как заключить трудовой договор, проходит через разнообразные проверки (отвечает на тесты, заполняет анкеты, ходит на собеседования и т.п.), включая даже проверку службой безопасности организации. Но несмотря на это, дополнительная проверка подлинности сведений, предоставленных кандидатом, всегда будет полезна работодателю. Это поможет выявить дополнительные факты о биографии соискателя, используя для этого различные базы данных.

Проверить документы для трудоустройства и самого оценить уровень благонадежности кандидата удобно и просто с помощью сервиса от SpectrumData. Вся информация подгружается из более 70 проверенных баз и источников, которые являются официальными, законными и точными. Программа позволяет оперативно выгрузить информацию о кандидате, так как система использует автоматизированный поиск.

Проверить кандидатов на сервисе SpectrumData можно по различным критериям, начиная от правовой благонадежности и заканчивая отношениями с финансами и интересами в Telegram. Сервис предлагает выбрать один из доступных пакетов проверки в зависимости от ваших потребностей и целей. В базовом пакете – 50 проверок в год, в расширенном – 100, а в максимальном – 300 за год.

Пример отчета по проверке соискателя от SpectrumData

Используйте сервис SpectrumData и будьте уверены в сотрудниках, которых приняли к себе в штат.

Автор: Евгения Гирш

Форма справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3: образец, заполнение

Форма справки выполненных работ КС-3

Справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 относят к обязательным документам, которые оформляются при возведении здания, ремонте, реконструкции и других видах СМР (строительно-монтажных работ). Входит в состав первичных бухгалтерских документов, служит для бухгалтерских расчетов и налоговых выплат, поэтому имеет важное значение для финансовой отчетности организации.

Как важный финансовый документ справка должна оформляться строго с учетом требований. Для этого существует унифицированная форма справки КС-3, утвержденная соответствующим документом (Постановлением от 11.11.1999 №100). КС-3 предоставляется заказчику как отчет о стоимости произведенных работ, которые указаны в сметной документации. Документ предназначен для расчета с заказчиком за выполненные СМР. Подписание справки означает завершение строительного процесса и полную сдачу объекта строительства.

Практическое применение справки КС-3

Оплата СМР происходит только на основании подписанной справки КС-3. Если она отсутствует – бухгалтерия генерального подрядчика (заказчика) не может выполнить свои обязательства по оплате. Именно в такой справке приводится перечень всех работ с указанием их стоимости. Итоговая сумма с НДС и есть окончательная цена СМР. Данные совпадают с предварительной сметой, и в них также включены ранее не учтенные траты:

  • изменение цен на используемые материалы и сырье;
  • повышение зарплаты работникам подрядчика;
  • изменение цен на аренду строительного оборудования и техники;
  • различные надбавки (за труд в условиях Крайнего Севера, вредные условия работ, необходимость разъездов и пр.);
  • пени, начисленные заказчиком за нарушения обязательств исполнения контракта;
  • другие возникшие расходы, повлиявшие на изначально заявленную стоимость.

Основные правила составления справки КС-3 о стоимости работ

Справку КС-3 составляют в двух экземплярах: один передается исполнителю, а другой остается у заказчика. Если есть третья сторона, например, кредитор или инвестор, она тоже может выразить желание получить данный документ. В таком случае составляется еще одна справка. Для этого необходимо направить любой из сторон соответствующий запрос, т. е. кредитной организации или инвестору документ предоставляется по требованию.

Поскольку форма КС-3 стандартная и унифицированная, в нее не допускается вносить никакие изменения, в том числе менять, убирать или добавлять новые строки. Также запрещено менять уже внесенную информацию. Все сведения и данные необходимо вносить без сокращений, а для предприятий обязательно указывать организационно-правовой статус, указанный в регистрационных документах.

Что необходимо для оформления справки КС-3

Чтобы оформить справку по форме КС-3, необходимы два документа:

  • Госконтракт или договор подряда, выступающий основанием для производства работ.
  • Акт по форме КС-2. Представляет собой акт о приемке произведенных работ. Этот документ и справка КС-3 всегда сопровождают друг друга. В акте перечисляют наименования работ с ценой без НДС.
  • Дополнительно можно смотреть информацию в журнале КС-6а, но чаще он не заполняется.

Окончательная сумма в справке КС-3 равна той, что указывается в акте или нескольких актах КС-2 за отдельный отчетный период. КС-3 можно составлять не только на весь объект, но и на его отдельные части, но полная стоимость работ указывается в обоих случаях.

Сам документ может составляться на бумажном носители или в электронном виде с электронной подписью, что соответствует п. 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Унифицированную форму можно заполнять не только вручную, но и в программах «1С:Бухгалтерия», «Контур», «Класс365», Microsoft Excel.

Заполнение справки о стоимости работ

Справка о стоимости выполненных работ и затрат имеет две стороны: титульную и обратную. На титульном листе нужно указать определенные данные:

  • Информацию об организации с указанием кодов по ОКПО (их можно найти в выписке из данных Росстата). Необходимо написать название и адрес компании.
  • В строке «Стройка» – наименование и местонахождение объекта без указания ОКПО.
  • Напротив пункта «Договор подряда (контракт)» – номер и дату его составления.
  • Порядковый номер и дату оформления, а рядом – отчетный период в формате ДД.ММ.ГГГГ.

Если справка составляется на данный объект впервые (первая процентовка), то порядковым номером документа должна быть цифра 1. Кроме требований общего порядка заполнения есть индивидуальные требования заказчиков. Он может просить разделение на цену до и после индексирования, указывать коды для конкретного вида работ: строительно-монтажных, пуско-наладочных и др.

Нюансы заполнения титульного листа

Титульный лист документа в первую очередь отражает важную информацию о сторонах сделки. Если в договоре нет информации об инвесторе (третьей стороне), то заполнять поле «Инвестор» нет необходимости. Данные заказчика и исполнителя нужно заполнять строго по регистрационным и учредительным документам организаций, включая устав, свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

В отношении стоимости очень важно, чтобы данные соответствовали условиям заключенных договоров и были подтверждены проектно-сметной документацией. Особое внимание необходимо уделить отчетному периоду. Здесь нужно учитывать, какие требования к нему предъявляет бухгалтерия заказчика, и указывать даты в соответствии с их пожеланиями.

Вопрос с отчетным периодом

Сотрудники бухгалтерии разных заказчиков часто предъявляют разные требования насчет отчетного периода. Встречается несколько мнений:

  • Рамки отчетного периода должны соответствовать месяцам даже при условии, что документ составлен не в последний день месяца. К примеру, КС-3 №1 была подписана 27.09.2020 г., тогда она будет иметь отчетный период с 01.09.2020 по 30.09.2020 г., а справка КС-3 №2 от 19.10.2020 г. – уже с 01.10.2020 по 31.10.2020 г.
  • Справка КС-3 должна перекрывать все дни до даты подписания, которая и должна быть датой конца отчетного периода. Тогда, если КС-3 №1 была оформлена 27.09.2020 г., то ее отчетный период будет с 01.09.2020 по 27.09.2020 г. Следующая КС-3 №2 то 19.10.2020 г. будет уже с 27.09.2020 г. по 19.10.2020 г.

Бухгалтерия некоторых заказчиков может и не придавать серьезного значения отчетному периоду. Иногда предполагаемые даты процентования указывают примерно в форме «не позднее 20 числа каждого месяца».

Заполнение табличной части

Следующая часть документа представлена таблицей, состоящей из шести граф. Какие данные здесь необходимо указать:

  • Графа 1. В первой графе указывается номер выполненных работ по порядку.
  • Графа 2. В следующей графе необходимо указать статью затрат: вид выполненных работ, название этапа, объекта, пускового комплекса или оборудования.
  • Графа 3. Если у работ есть код, его необходимо указать в третьей графе.

В графах с четвертой по шестую приводится стоимость выполненных работ и затраты за разные периоды. Графы 4 и 5 заполняются накопительно с учетом уже освоенных средств с начала выполнения работ и сначала года соответственно. В графе 6 указывается стоимость уже за отчетный период, которая должна соответствовать акту/актам КС-2.

После перечисления всех видов работ необходимо подсчитать их окончательную стоимость. Ее вписывают в ячейку напротив «Итого». Строчкой ниже указывают сумму НДС, а в следующей – стоимость с включенным НДС.

Что означает заполнение с нарастающим итогом

Понятие «нарастающий итог» предполагает расчет промежуточных итогов по истечению каждого промежуточного периода. Так, данные в графе 4 «С начала проведения работ» и в графе 5 «С начала года» необходимы для того, чтобы контролировать соответствие объема выполненных работ сметной документации (не выйти за рамки сметы).

Заполнение с нарастающим итогом считается более сложным, но такой подход необходим при поэтапном выполнении работ. Здесь потребуется знать суммы работ за разные периоды, а также создавать справку для каждого акта приемки, при этом в каждой последующей отражая информацию из предыдущей. К примеру:

  1. Первая часть работ подрядчика стоит 35 000 руб. Отчетный период – 01.08.2020-31.08.2020 г. Для них был составлен акт приемки КС-2, а затем справка КС-3, где в графах 4, 5 и 6 была указана сумма 35 000 руб.
  2. Вторая часть работ обошлась в 20 000 руб. Отчетный период – 01.09.2020-30.09.2020 г. Здесь при составлении справки КС-3 в графе 4 указывается сумма 35 000 + 20 000 = 55 000 руб. Это и есть цена работ по нарастающему итогу. В графе 5 приводится сумма за весь год: если ранее больше не выполнялись никакие работы, то сумма тоже будет 55 000 руб. при этом в графе 6 нужно указать сумму за отчетный период – 20 000 руб.

Таким образом, справка КС-3 позволяет учесть отдельно выполненные работы и указать изменения относительно начала года и предыдущего акта приемки.

Как завершить оформление справки

При перечислении затрат может потребоваться указывать дополнительные работы. Их можно не расшифровывать, если они будут расшифрованы в других документах, например, в смете или приложении. Но специалисты рекомендуют перечислять и расписывать все подробно.

После указания работ и подсчета всех типов стоимости остается только подписать справку. Свои подписи должны оставить заказчик (генеральный подрядчик) и подрядчик (субподрядчик). В соответствующих строчках указываются должность, подпись и ее расшифровка.

От заказчика может подписывать документ руководитель или доверенное лицо, а от подрядчика – руководитель или сотрудник, ответственный за исполнение работ. Справка заверяется печатью с обеих сторон.

Другие важные правила по работе со справкой КС-3

Если между сторонами есть разногласия относительно итоговой стоимости, то несогласная сторона может оставить документ без подписи. В таком случае в акте приемки КС-2, который недействителен без КС-3, проставляется соответствующая отметка. Если сумма в смете указана с учетом НДС, то для получения суммы без надбавки от этого значения необходимо отнять 20%.

При отсутствии или неверном составлении справки КС-3 можно получить административное наказание и штраф. Поэтому очень важно не отступать от правил оформления и унифицированной формы документа. Еще в соответствии с правилами хранения первичной бухгалтерской документации справка о стоимости выполненных работ после оформления и подписания должна храниться не менее 5 лет.

Обязательна ли унифицированная форма

Унифицированная форма КС-3 продолжает активно использоваться в строительной сфере, несмотря на принятие нового закона о бухучете в 2013 г., который отменил требование об обязательном применении стандартизированных форм. Это дает организации право разработать собственную произвольную форму справки при условии, что в ней обязательно будут присутствовать реквизиты, требуемые п. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О Бухгалтерском учете». К обязательным реквизитам относятся:

  • название документа;
  • дата составления;
  • название организации, составившей документ;
  • факт хозяйственной жизни и величина его измерения с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, ответственного за сделку;
  • подписи лиц, ответственных за сделку.

Документ обязательно должен быть корректно составлен и подписан всеми сторонами, иначе он не будет иметь юридической силы, и подрядчик не сможет требовать оплаты за произведенные работы. Поэтому, если нет уверенности в правильности оформления, специалисты рекомендуют обращаться в соответствующую организацию, предоставляющую услуги по составлению таких документов.

В заключение

Таким образом, справка КС-3 – неотъемлемая часть первичной учетной бухгалтерской документации. Без нее невозможны взаиморасчеты между заказчиком и исполнителем строительных работ. Чтобы произвести оплату, необходимо оформить документ в соответствии с законодательными требованиями. Форма справки КС-3 представлена в специализированном альбоме, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 №100.

На нашем сайте можно скачать бланк справки КС-3 и изучить пример ее заполнения. Наша компания предоставляет услуги по оформлению и согласованию подобной документации, поэтому вы можете обратиться к нам за получением профессиональной помощи в составлении справки КС-3. Мы составим все в соответствии с требованиями и с учетом данных акта по форме КС-2. В результате вы сможете предоставить организации-заказчику полноценный пакет документов, нужный для взаиморасчетов.

Добавить комментарий Отменить ответ

  • УСЛУГИ
    • Разработка ППР
    • Разработка ППРк
    • Разработка ППР на высоте (ППРв)
    • Разработка ТК на высоте
    • Разработка технологических карт на погрузочно-разгрузочные работы
    • Разработка ПОС
    • Разработка ППСР и технологических карт сварки
    • Разработка технологических карт ТК и ТТК
    • Разработка ПОР и ППР на снос и демонтаж
    • Исполнительная документация
    • Раздел проекта ОДИ для МГН
    • О компании
    • Реквизиты Стройдок-АБВ
    • Вакансии

    Справки о доходах госслужащих в 2022 году: учитываем новые разъяснения и вспоминаем важные моменты

    Форма справки осталась прежней. Однако недавно Минтруд обновил методические рекомендации по ее заполнению. Так, уточнили, как отражать данные по цифровым финансовым активам, которые предусмотрели в справке с 1 июля 2021 года. Об этом и других особенностях читайте в обзоре.

    В большинстве госорганов служащие сдают справки до 30 апреля. Уточнить какие-либо сведения в ней можно в течение месяца после окончания этого срока — до 31 мая включительно.

    • Кто должен отчитаться
    • Когда нужно отчитаться

    Служащий должен подавать сведения за супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Однако он может не делать этого, если на то есть объективные причины. Служащий обязан заранее обратиться с заявлением о невозможности представить такие сведения. При длящихся обстоятельствах заявление подается ежегодно. При этом Минтруд отметил: заявление не обязывает служащего представлять частичные сведения, которые у него есть в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

    • За кого из членов семьи нужно подавать сведения
    • Каковы особенности заполнения справки за членов семьи

    Сведения в справке рекомендовали заполнять на основании информации из единой формы, полученной от банков, брокеров, страховых компаний и других финансовых организаций. Если ошибка в документе привела к искажению показателей справки, наказывать за это служащего не надо.

    В разделе о доходах среди прочего отражают:

    • суммы компенсации служащим или членам их семей стоимости товаров, работ, услуг, если по этим средствам не надо представлять отчет о целевом использовании;
    • выплаты от государства семьям с детьми для погашения ипотеки;
    • другие меры поддержки, установленные в 2021 году актами президента и правительства, а также аналогичные меры региональных и местных властей.

    Если в отчетном периоде служащий продал несколько объектов имущества, то доход от каждой реализации указывается отдельно в полном объеме без вычета комиссионных и иных подобных выплат.

    Купонный доход по облигациям госслужащий должен показать за вычетом накопленного купонного дохода, который оплачен при приобретении этих ценных бумаг.

    Туристический и детский кешбэк в доходах не отражают. Это касается и сумм соцподдержки молодежи по программе «Пушкинская карта» (информацию по карте указывают в разд. 4). Аналогичные меры поддержки также не отражают в разд. 1.

    Пополнения счетов эскроу в разделе о расходах показывают, только если их сумма за отчетный период превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за предыдущие 3 года.

    Если объект приобретен по одной сделке в общую собственность совместно с третьими лицами, доходы за 3 года сравнивают с полной суммой сделки.

    Покупку цифровых финансовых активов и цифровой валюты госслужащий подтверждает документально (если это возможно). В подтверждающих документах должны быть отражены суммы сделки или информация о второй стороне сделки.

    • Как заполнить раздел «Сведения о расходах»
    • Как заполнить раздел «Сведения об имуществе»

    В разд. 4 справки в сумму остатка на счете не включают деньги, которые банк зарезервировал по одобренным операциям.

    Из-за ареста денег на счете или приостановления операций по нему показатель остатка не уменьшают.

    В разд. 5 справки не указывается государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, так как он не является ценной бумагой.

    Если акции купили на бирже, в качестве основания участия пишут «приобретено на организованных торгах» и приводят дату приобретения.

    В разд. 6 в составе срочных финансовых обязательств показывают в т.ч. обязательства:

    • по фьючерсному договору;
    • договору долевого участия с использованием счета эскроу.

    В строках «Цифровые финансовые активы» и «Цифровые права, включающие одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права» разд. 7 рекомендовали указывать название таких активов и прав. Если название нельзя определить, то надо показать вид и объем прав.

    В строке «Утилитарные цифровые права» отражают уникальное условное обозначение, идентифицирующее утилитарное цифровое право. В строке «Цифровая валюта» — наименование цифровой валюты в соответствии с применимыми документами (без произвольной транслитерации).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *