Какие задания в егэ по русскому изменили
Перейти к содержимому

Какие задания в егэ по русскому изменили

  • автор:

Что изменится в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по русскому языку, кандидат педагогических наук Роман Дощинский рассказывает об изменениях в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году и дает советы по подготовке.

Основные изменения

В 2023 году нет ни одной содержательной прибавки или исключения в ЕГЭ по русскому языку. Но количество первичных баллов снизилось с 58 до 54, и есть другие плановые изменения.

Задания 1-3 поменяли последовательность

Это сделали, чтобы соблюсти логику. Вначале необходимо восстановить пропущенное слово или словосочетание в микротексте; далее выпускник выполняет лексическое задание, и только потом экзаменуемый приступает к сложному заданию на стилистический анализ текста.

В этих заданиях можно использовать любую из пяти функциональных разновидностей языка, представленных в ФИПИ. Это книжные функциональные стили:

  • публицистический;
  • официально-деловой;
  • научный;
  • язык художественной литературы;
  • разговорная речь.

Изменился формат задания 2

Ранее экзаменуемый работал со словарной статьей, то есть с одним словом, к которому были даны лексические значения из современных толковых словарей. Теперь это работа с пятью словами, но по каждому слову приводится не словарная статья целиком, а те или иные его значения.

Задание 2 стало заданием со множественным выбором. Ответов может быть от 2 до 4.

Скриншот задания 2 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку-2023

Совет от эксперта: «Обращайте внимание не только на само лексическое значение, но и на примеры. Эти курсивные выделения, которые присутствуют в отношении каждого слова, очень важны, — они — ключи к ответу на задание».

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Изменился формат задания 4

Раньше при выполнении задания 4 выпускник из пяти предложенных выбирал слово, в котором неправильно поставлено ударение, и выписывал его.

Теперь нужно найти слова с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук. Сами слова выписывать не надо, ответы будут цифровыми. Кроме того, теперь это задание с множественным выбором: ответов может быть от 2 до 4.

Скриншот задания 4 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку-2023

Обновился орфоэпический словник

Количество слов в орфоэпическом словнике уменьшилось, дополняться или меняться он уже не будет.

В заданиях 8 и 26 уменьшилось минимальное количество баллов

В задании 8 уменьшено количество первичных баллов с 5 до 3:

  • 3 балла получит выпускник, который абсолютно верно укажет все 5 цифр;
  • 2 балла получит тот, кто ошибся 1-2 раза;
  • 1 балл — 3-4 ошибки;
  • 0 баллов получит ученик, который не указал ни одного правильного ответа из 9 возможных.

В задании 26 количество первичных баллов уменьшилось с 4 до 3

  • 3 балла — полностью проставленные 4 цифры;
  • 2 балла — 1 ошибка;
  • 1 балл — 2-3 ошибки;
  • 0 баллов — все ответы неправильные.

Задания 21 и 26 стали заданиями повышенной сложности

Задания 21 и 26 стали заданиями повышенного уровня на основе статистических данных. В кодификаторе к заданиям повышенной сложности дается больше объяснений и описаний. Это не делает их сложнее. Все принципы, которые закладывали при создании этих заданий, сохранились.

Задание 9 стало походить на задания 10, 11 и 12

Тема этого задания осталась прежней: правописание гласных и согласных букв в корне слова. Однако если ранее выпускник проделывал так называемый орфографический анализ, и методистов интересовали внутренние интеллектуальные процессы, через которые он проходит, то сегодня важен результат, который выдает выпускник.

В этом году согласных букв и орфограмм, тянущихся за согласными, не будет. В 2023 году мы будем работать только с гласными, что значительно упрощает подготовку. Но это могут быть не только безударные гласные в корне слова, но также буквы «о» и «ё» после шипящих. Причем они могут быть в ударных и безударных позициях, плюс «и”-“ы» после ц. Эти две орфограммы будут присутствовать в реальных КИМах.

Изменились критерии оценивания задания 27

Теперь указание смысловой связи между примерами иллюстрации становится неотъемлемой частью самого анализа и отдельно оцениваться не будет.

Кроме того, в этом задании важно понять мысль автора исходного текста, включится в его художественный мир.

Совет от эксперта: Главное — не допустить частую ошибку, поставив проблему отдельного абзаца, а не всего исходного текста. Это неправильный подход. Надо обезопасить себя и двигаться по «коридору», который назначил сам автор.

Советы выпускниками по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Определите свою реальную «планку».

Если у вас очень слабые знания по русскому языку, не стоит во время подготовки браться за задания повышенной сложности: 3, 21, 26. Есть другие задания, в которых вы достигнете успеха и при постоянной тренировке доберетесь до поставленной планки.

Ознакомьтесь с методическим рекомендациями по итогам экзаменационной кампании 2022 года.

В них даны советы для разных категорий экзаменуемых: на какие задания нужно особенно обратить внимание, чтобы выйти на тот уровень, который вы себе определили.

Обратите внимание на материалы ФИПИ: кодификаторы, спецификации, демонстрационные варианты, открытый банк заданий.

Открытый банк заданий — мощный ресурс, чтобы убедиться, что вы на верном пути. Он ежегодно пополняется, причем специалисты из ФИПИ берут задания из реальных вариантов ЕГЭ. Например, в прошлом году было взято пять первых попавшихся вариантов. Все они растворились в банке заданий, их распределили по тематическим рубрикам, даже варианты с досрочного ЕГЭ.

Уделите особое внимание заданиям на работу с текстом.

Они появляются в начале и в конце экзамена.

Текст необходимо читать неоднократно. При этом можно выделять и подчеркивать — в КИМе разрешено делать все, что угодно. Делайте все, что поможет вам лучше понять текст.

Отработайте техническую сторону экзамена.

Технические ошибки — одни из самых распространенных. Обратите внимание на то, как переносить ответы в бланки, какие задания цифровые, какие словесные. Помните, что 26 задание чаще пишется на новой странице, потому что оно большое. Бывает, что выпускники забывают перенести в бланк ответ на 26 задание, потому что оставили его на другой странице.

Обязательно поработайте с техникой переноса ответов в бланк, правилами выполнения заданий, будьте готовы к тому, что слова надо писать слитно.

Полностью вебинар Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2023 году смотрите здесь.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2022 — подробный гайд

Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2022: все об измененных вариантах и новых заданиях узнаем сегодня!

Как изменилось ЕГЭ по русскому 2022

В целом сказать, что в структуру ЕГЭ по русскому языку внесли кардинальные изменения нельзя. Однако некоторые правки, о которых мы не можем не упомянуть, все-так были внесены. Перейдем непосредственно к ним:

  1. Исключено составное задание 1-3, проверяющее умение вычленять главную информацию из текста. Вместо него добавлено задание на анализ текстового материала;
  2. В задании 16 изменены формулировка, оценивание и объем исходного материала;
  3. Для пунктуационного анализа (номер 19) расширили языковой материал.
  4. Четко прописаны нормы оценивания двадцать седьмого задания (сочинения) объёмом от 70 до 150 слов;
  5. Первичный минимум изменен с 59 на 58 баллов;

Новые задания в ЕГЭ по русскому языку

Настало время поговорить о новых для привычной структуры ЕГЭ по русскому языку заданиях. В интернете уже ходят легенды о том, насколько обновленные варианты труднее привычных, но мы не станем верить слухам, а разберемся во всем детально.

Новое задание №1

Вам вновь предстоит столкнуться с небольшим отрывком текста, однако теперь стиль данного фрагмента может быть любым (раньше – исключительно научным), а вместо понимания теперь проверяется умение стилистически анализировать текст.

Что важно знать, чтобы успешно выполнить номер 1:

  • разновидности языковых средств;
  • их влияние на организацию текста;
  • типы текстов;
  • к какому тексту какие языковые средства относятся;

Конечно, поначалу выполнять данное задание будет не так просто. Но выучив теорию и “набив руку” вы будете справляться с ним не хуже, чем с привычными номерами.

Изменения ФИПИ — что изменится в демоверсии по русскому

Сразу хотим отметить, что для наглядного представления новых вариантов ЕГЭ по русскому языку 2022, следует открыть демонстрационный вариант, размещенный на сайте ФИПИ в открытом доступе.

Здесь вы познакомитесь с обновленным первым заданием, которое уже было разобрано выше, а также сможете представить, что именно требуют составители.

Изменения в Задании 16 ЕГЭ по русскому языку

А теперь обратим внимание на шестнадцатый номер, направленный на проверку умения выпускником расставлять знаки препинания при однородных членах и в ССП.

Сказать, что это задание теперь не узнать, конечно, нельзя. Однако решить его будет сложнее. Почему:

  • если ранее в условии было указано, сколько именно вариантов ответа должен выбрать сдающий, то теперь формулировка звучит следующим образом: “Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений”;
  • изменилась и разбалловка: если в прошлом году выпускники могли получить 2 первичных балла, то в 2022 – максимум 1 балл;

Изменения в сочинении

Изменения в ЕГЭ 2022 по русскому языку так или иначе коснулись и самого ценного 27 задания – сочинения. Предлагаем в этом разобраться!

Написание сочинения составляет 43% от общего количества баллов. Только представьте, одно задание «весит» почти половину результата. Из этого делаем нехитрый вывод: 27 номер мы не игнорируем, а учимся писать его на все 25.

В целом, изменения КИМов по русскому языку сочинения коснулись мало. Было лишь уточнены нормы оценивания работ от 70 до 150 слов.

Ничего непосильного вы не встретите, стоит лишь «набить руку»: научиться правильно находить проблему, грамотно аргументировать её, давать достойный комментарий. Очень важно переключиться с декабрьского сочинения, ведь с егэшным они совсем не похожи.

Критерии оценивания

Более подробный расклад можно посмотреть на сайте ФИПИ, который как обычно спасает как одиннадцатиклассников, так и учителей.

Пройдёмся по общим правилам. Основных критериев по прежнему 12, и объединены они в три группы:

  1. Содержание сочинения (К1-К4);
  2. Речевое оформление сочинения (К5-К6);
  3. Грамотность (К7-К12);

При оценивании работы ключевую роль будет играть объем вашего сочинения. От него и будет зависеть выставление баллов. Итак, рассмотрим все возможные варианты.

Менее 70 слов

Если в вашем сочинении не наберется 70-ти слов, то проверяться оно не будет. По всем критериям автоматически будет выставлено 0 баллов.

70-150 слов

Вот тут-то и вступают в игру изменения 2022 года. Для сочинений, которые не достигли нужных 150-ти слов критерии К7-К10 оцениваются максимум в 2 балла:

К7. Соблюдение орфографических норм;

К8. Соблюдение пунктуационных норм;

К9. Соблюдение грамматических норм;

К10. Соблюдение речевых норм;

150-300 слов

К1. Формулировка проблем исходного текста (1-0 баллов);

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6-0 баллов);

К3. Отражение позиции автора исходного текста (1-0 баллов);

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1-0 баллов);

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (3-0 баллов)

К6. Точность и выразительность речи (2-0 баллов);

К7. Соблюдение орфографических норм (3-0 баллов);

К8. Соблюдение пунктуационных норм (3-0 баллов);

К9. Соблюдение грамматических норм (2-0 баллов);

К10. Соблюдение речевых норм (2-0 баллов);

К11. Соблюдение этических норм (1-0 баллов);

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1-0 баллов);

С объемом перегибать палку тоже не стоит, ведь сочинения 300+ слов полностью проверены также не будут. Эксперты отсчитают ровно 300 первых слов, а остальное просто-напросто вычеркнут и читать не будут. Это может привести к нарушению логики и плана сочинения, а соответственно и к потере заветных баллов, а этого нам совсем не надо.

Новая шкала перевода баллов

В заключении нашей статьи мы хотим познакомить вас с новой шкалой перевода баллов ЕГЭ по русскому языку 2022:

Первичный балл Тестовый балл Результат
0-9 0-22 экзамен не сдан
10-18 24-39 экзамен сдан, вы можете подать документы в подведомственные вузы Минобрнауки
46-58 73-100 экзамен сдан, вы можете подать документы в высшие учебные заведения

Сегодня мы подробно разобрались в изменениях в ЕГЭ по русскому языку 2022, поговорили о новых заданиях и познакомились со шкалой результатов. Надеемся, наш гайд окажется вам полезен. Удачи, ваш Умскул!

Изменения в демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку в 2024 году и рекомендации по подготовке к выпускному экзамену от учителя-практика

Вот и дождались… Сайт ФИПИ обновился, и на нем размещены актуальные проекты демоверсий ЕГЭ по всем предметам. Не буду говорить обо всех предметах. Меня в первую очередь интересует русский язык, экзамен по которому традиционно сдают все выпускники российских школ. Изменений по сравнению с 2023 годом немного, все они точечные и, по-видимому, плановые. Мне как учителю-практику важно уже сегодня понимать, какими ресурсами я могу пользоваться в работе с одиннадцатиклассниками и как они в результате помогают школьникам быть успешными на экзамене.

Количество заданий в КИМах ЕГЭ по русскому языку осталось прежним. Однако изменен первичный балл за выполнение работы с 54 до 50. За счет чего? За счет одного балла в задании 8 («Синтаксические нормы»), но прежде всего за счет задания 27 (сочинения-рассуждения): уменьшено максимальное количество баллов с 5 до 3 по критерию К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») и с 2 до 1 по переименованному критерию К6 («Богатство речи») (подробнее об изменениях в критериях оценивания части 2 см. в проекте демоверсии).

Самым главным новшеством 2024 года будет видоизмененный формат заданий 13 («Правописание не и ни») и 14 («Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи)»). Отныне это будут задания со множественным выбором и ответом в виде набора цифр по аналогии с заданиями ЕГЭ 2, 4, 9–12 и др. Одновременно с этим расширен языковой материал, так как у экзаменуемых появилась возможность находить слитные, раздельные и (для задания 14) дефисные написания слов.

Не могу сказать, что экзамен с каждым годом становится сложнее, как некоторые полагают. Скорее, он более полно начинает отражать все аспекты изучения курса русского языка в школе, а самое главное – более точно оценивать знания и умения наших учеников.

Безусловно, в условиях современного информационного бума очень важно правильно выбрать пособия, позволяющие на должном уровне подготовить учеников к ЕГЭ по русскому языку. На полках книжных магазинов, как известно, есть разные пособия. Но особое внимание всегда следует уделять авторскому коллективу. Ведь если авторы известные, уважаемые в методических кругах специалисты и, что вдвойне ценно, входят в группу разработчиков контрольных измерительных материалов или являются их внешними экспертами, то такие пособия внушают доверие как более надежные.

Могу со всей ответственностью утверждать, что гарантом качества заданий и их максимальной приближенности к заданиям настоящего экзамена для меня стало пособие, в авторский коллектив которого вхожу и я сам: Л.Н.Абрамовская, И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, К.Г.Демушов, Р.А.Дощинский, С.Л.Иванов, И.Л.Масандилова, Е.В.Пономарева, М.С.Смирнова, под редакцией Р.А.Дощинского «ЕГЭ 2024. Русский язык. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий».

Данное пособие дает колоссальные возможности для организации дифференцированного обучения. Для ребят послабее найдется достаточное количество однородных заданий, позволяющих за счет многократного и осмысленного решения достичь положительной динамики в обучении. Вместе с тем ребят посильнее привлекут задания с неожиданными элементами и поворотами, которые потребуют задуматься, вспомнить исключения и сложные орфографические и пунктуационные случаи, переосмыслить изученную теорию, по-новому взглянуть на привычное.

Вариантов в пособии предостаточно, чтобы в течение всего учебного года не спеша и последовательно готовиться к экзаменационному испытанию. Часть вариантов может быть использована для обучения (в целях объяснения и закрепления можно брать как отдельные задания, так и целые цепочки заданий), часть – для контрольно-оценочных процедур, а часть – для самостоятельной работы, что немаловажно в современном мире.

Отрадно, что в одних и тех же линиях задания не дублируют друг друга, не являются кальками. И это позволит сделать их по-настоящему развивающими! При работе с пособием тренировка по отдельным заданиям не напоминает хождения вокруг одного дерева, а уподобляется восхождению на гору. Например, задание 1 представлено в пособии во всем многообразии формулировок, вот некоторые из них:

Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста.

Самостоятельно подберите составной производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста.

Самостоятельно подберите уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста.

Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста.

Авторами учтены рекомендации, данные в спецификации к проекту демоверсии ЕГЭ 2024 года: формулировки заданий 6, 13, 14, 15, 21, 22 и 23 могут быть вариативными. Приведем пример вариативности формулировок задания 14:

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО.

  1. Абитуриента привлекали как (ИСТОРИКО)ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ, так и (СОЦИАЛЬНО)ГУМАНИТАРНОЕ направления.
  2. (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями лучше приходить (ВО)ВРЕМЯ ужина.
  3. Калугина сказала, что любит ягоды «только (В)ВИДЕ варенья», ТАК(КАК) ее раздражал Новосельцев.
  4. Если «КАК(БУДТО)» выражает неуверенность в ЧЕМ(ЛИБО), то оно является частицей, а если соединяет предложения – союзом.
  5. (МАЛО)ПОМАЛУ ученик вошел в рабочий ритм и стал заниматься каждый день (НА)ПРОТЯЖЕНИИ трех часов.

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

  1. Учитель (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только один раз как будто (СО)ЗЛА что-то произнес.
  2. Наряду с пестрокрылыми пернатыми была одна, (ПО)МОЕМУ ни на кого не похожая СВЕТЛО(СЕРАЯ) птица.
  3. Бывало, (ДЕНЬ)ДЕНЬСКОЙ с лекциями бьешься, а как только настал вечер, идешь прямо КУДА(НИБУДЬ) на огонь…
  4. Он не взял бы ни машину, ни одеяло, ни даже авторучку, – получил бы деньгами и купил ЧТО(ТО) бесполезное: уж воля – так ВОЛЯ(ВОЛЬНАЯ).
  5. (ПО)ВИДИМОМУ, их зоркие глаза разглядели в дали моря КАК(БУДТО) пароход.

Микротексты для заданий 1–3 весьма разнообразны как с точки зрения функциональных разновидностей языка (в пособии представлены тексты из разговорной речи, научного, официально-делового, публицистического функциональных стилей, художественной литературы), так и с точки зрения речевых жанров. Задание 3 на лингвостилистический анализ (задание повышенного уровня сложности) всякий раз индивидуально, исходит из специфики предъявляемого микротекста. Выпускники, работающие с заданием 3 именно в таком режиме, оказываются более подкованными и готовыми применять свои знания в новых условиях.

Обращаем внимание, что в кодификатор ЕГЭ добавлены понятия «эпифора», «риторическое обращение», «многосоюзие», «бессоюзие», «оксюморон». Эти и другие изобразительно-выразительные средства в полной мере представлены в анализируемом пособии в задании 26.

Поскольку количество правильных ответов во многих заданиях ЕГЭ не регламентировано, а лишняя цифра в ответе или отсутствие одной верной цифры аннулируют весь ответ, то авторы пособия старались подготовить выпускников к цифровым ответам с разным набором цифр. Убедиться в этом помогает простой просмотр ответов. Кстати, ответы в учебных целях могут быть изъяты из книги в случае необходимости. Замечательно также, что авторы стремились отразить в ответах все вееры, все возможные комбинации.

Кроме части с ответами, в пособии имеются методические комментарии к ответам одного из вариантов. Это настоящий кладезь, находка для тех, кто хочет проникнуть в голову разработчиков заданий ЕГЭ! Подчеркнем, что данные комментарии – это подробные разборы заданий, а еще правила, определения, алгоритмы и нюансы выполнения каждого из анализируемых заданий.

Сдавать ЕГЭ по русскому языку предстоит каждому одиннадцатикласснику нашей страны. Хотелось бы, чтобы все ребята были вооружены прочными знаниями и обладали необходимыми умениями для получения на экзамене желанных баллов. Именно поэтому советуем выбрать качественные продукты для подготовки!

Кирилл ДЕМУШОВ, учитель русского языка и литературы школы № 1518, заведующий кафедрой словесности, автор учебных пособий, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года»-2012, Москва.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2022 году

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, которые определяют структуру и содержание КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2022 году.

Серьёзных изменений в ЕГЭ по русскому языку в этом году нет: перспективная модель не была реализована полностью. Однако ряд существенных поправок в структуру КИМ был внесён.

Задание 1

Так, вместо задания 1, проверяющего умение извлекать и сжато передавать главную информацию из текста, включено задание, которое проверяет умение выполнять, как указано в спецификации, стилистический анализ текста. На самом деле задание гораздо шире и выходит за рамки стилистики. Оно направлено на полноценный лингвистический анализ и включает в себя элементы лексики, грамматики, синтаксиса, анализ изобразительно-выразительных средств. Текст в задании демоверсии значительно больше по объёму, чем в предыдущем году, публицистический по стилю. На экзамене могут встретиться тексты разных стилей и жанров.

Задание 16

Другие изменения в ЕГЭ 2022 по русскому языку касаются задания 16, направленного на изучение пунктуации в сложносочинённом предложении с однородными членами. Последние годы в этом задании было только два верных ответа, для которых предлагались две клеточки, и оценивалось оно двумя баллами. Теперь в задании 16 может быть как два, так и более правильных ответов. Порядок цифр роли не играет, задание теперь оценивается одним баллом, поэтому первичный балл за работу снизился до 58 баллов.

Задание 19

С 2022 года в задании 19, проверяющем знаки препинания в сложноподчинённом предложении, появятся другие типы придаточных, а не только придаточные определительные, как это было ранее; придаточных может быть несколько.

Изменения в оценке сочинения егэ 2022 году по русскому языку

Уточнены нормы оценивания сочинения. Согласно критерию К8, оценивающему соблюдение пунктуационных норм, 2 балла можно получить за одну-две ошибки, вместо одной-трёх, как это было в прошлом году.

Все без исключения задания теперь считаются заданиями базового уровня сложности.

Таким образом, существенных изменений в ЕГЭ 2022 по русскому языку нет. Однако изучить нюансы, чтобы успешно справиться с экзаменом, необходимо.

В этом вам поможет новое пособие –

Книга полностью соответствует проектам демоверсии и спецификации, опубликованным 25.08.2021 на сайте ФИПИ www.fipi.ru . Все изменения подробно рассматриваются в главе I при анализе каждого задания экзаменационной работы.


Полный каталог книг для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2022 году представлен в разделе .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *