Когда появился егэ в каком году
Перейти к содержимому

Когда появился егэ в каком году

  • автор:

История выпускных экзаменов: что сдавали вместо ЕГЭ в XIX–XX веках и как поступали в вузы

Да, ЕГЭ сдавали не всегда, даже если современным школьникам в это сложно поверить. А 200 лет выпускных экзаменов вообще не было. И поступали в университеты все — без всякого конкурса.

Система выпускных экзаменов в гимназиях появилась только через 30 лет после учреждения самих гимназий. Причина простая: выпускников гимназий было мало (в 1825 году в гимназиях учились 7600 человек, через 25 лет их стало примерно 18 тысяч). Из-за этого было невозможно проводить конкурсный отбор при поступлении в университеты. Приём в вузы фактически был свободным для всех выпускников.

Гимназий становилось больше, учеников тоже — и к 1830–1840 годам система наконец дозрела до введения выпускных экзаменов для гимназистов. Сами гимназии стали способом попасть в университет. Началось всё с введения оценок: в 1837 году приняли «Правила для испытания в уездных училищах и гимназиях». Именно тогда в России появилась знакомая нам и сегодня пятибалльная система. Перевестись в следующий класс можно было, только если средняя оценка по всем предметам была не ниже тройки.

Помимо этого, «Правила» вводили комплекс испытаний по окончании каждого класса: экзамены, чтобы подтвердить своё право на переход в следующий класс и, конечно, на выпуск из гимназии. Экзамены проводились в той же школе, где и учились гимназисты, но вопросы и задания составляли «наверху» — в образовательном округе. Конкретное количество экзаменов в документе не устанавливалось, но нужно было как минимум сдать самые важные предметы: Закон Божий, российскую словесность, латинский и греческий языки, арифметику и алгебру.

Сейчас ЕГЭ одновременно выполняет функции выпускных экзаменов из школы и вступительных экзаменов в университет. В XIX веке (да и позже) система была другой: для поступления в высшее учебное заведение нужно было проходить дополнительные испытания. Их могли отменить, только если выпускник отлично сдал все экзамены и у него были положительные рекомендации с учёбы.

Правила приёма в гимназии и система экзаменов в конце XIX века

Такая система сохранялась на протяжении всей эпохи Николая I и даже пережила его — новый гимназический устав был принят во время Великих реформ Александра II в 1864 году. Новый устав разделял гимназии на классические и реальные:

  • в классических гимназиях основательно изучали древние языки, а выпускники могли поступать в университеты без дополнительных испытаний;
  • в реальных гимназиях основной упор делали на точные и естественные науки, а поступление в университеты было сложнее — тем самым правительство подталкивало выпускников идти в высшие технические заведения.

Требования для приёма в гимназию были такие: ребёнок должен был уметь читать и писать по-русски, знать главные молитвы, уметь совершать простейшие арифметические действия (сложение и вычитание), знать таблицу умножения, быть не младше десяти лет, не иметь медицинских противопоказаний для учёбы и чтобы была возможность своевременно оплачивать обучение. Хотя для детей из бедных семей, у которых были успехи в учёбе, существовали специальные стипендии.

О правилах выпускных экзаменов, которые утвердили в 1872 году, в новом уставе было сказано следующее:

«Окончательное испытание учеников как в Гимназии, так и в Прогимназии, производится в присутствии Педагогического совета, на основании правил, утверждаемых Попечителем учебного округа».

Как была организована эта система?

Экзамены были платными: за полтора месяца до них нужно было заплатить 10 рублей (в пользу экзаменаторов). Сдавать экзамены могли не только гимназисты последнего класса, но и предпоследнего, в этом случае к ним предъявлялись особые требования по успеваемости, а ещё посторонние лица, учившиеся в других гимназиях. Каждое прошение об экзаменации обсуждалось: рассматривали поведение человека, его нравственное поведение, успехи в учёбе. Тогда же принималось решение о допуске до испытаний.

Экзамены сдавали по следующим дисциплинам:

  1. Закон Божий (устно);
  2. русский язык (письменно);
  3. греческий язык и латынь (устно и письменно);
  4. математика (устно и письменно);
  5. история (устно).

Как сдавали экзамены в Российской империи

Экзамены начинались в 10 часов утра. Комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей образовательного округа. Приносить с собой на экзамен можно было только таблицу логарифмов (естественно, для экзамена по математике). Письменные принадлежности и бумага выдавались на месте, каждый выпускник находился под постоянным надзором комиссии, покидать зал было нельзя (при необходимости учеников выпускали поодиночке, все бумаги на это время сдавались экзаменатору и на них делалась отметка). За неделю нужно было сдать все письменные экзамены, потом день проверяли и только после этого переходили к устным.

В работе исследователя Альгирдаса Забулиониса «Об испытаниях зрелости в Российской империи в XIX веке» приводится интересная статистика:

«„Ведомость о подвергавшихся испытанию и удостоенных аттестата или свидетельства зрелости в 1877 году“ гласит, что в 1877 году в 117 правительских гимназиях империи испытания зрелости сдавали 1505 гимназистов и 225 посторонних кандидатов. К ним добавились ещё 46 учеников из трёх церковных училищ Санкт-Петербурга и четырёх частных гимназий (в Санкт-Петербурге и Москве). В итоге в том году экзамены зрелости сдавали 1776 кандидатов. Успешно справились со всеми экзаменами и получили аттестат только 1449 (то есть 81,6%) кандидатов, из них 83 получили золотые медали, а 103 — серебряные».

Экзамен по российской словесности длился пять часов: за это время нужно было написать полноценное сочинение (сейчас бы сказали «эссе»), посвящённое заданной теме. Кстати, темы варьировались в зависимости от региона страны: так, в Казанской губернии могли спрашивать о значении Волги в истории России, а в Петербурге — об отличительных чертах творчества Жуковского и Пушкина. Формулировки тем могли содержать русские поговорки или ставить вопросы исторического или этического характера.

Экзамен по математике тоже длился пять часов, в нём было четыре задачи: уровень их сложности варьировался от подготовки учеников в конкретном регионе. Вот пример задачи по алгебре, которую должны были решить гимназисты-выпускники в Петербургском образовательном округе:

«Разность двух дробей равна сумме 10 членов арифметической прогрессии, в которой 1-й член равен ⅟200, 10-й член равен 0,015, а знаменатели этих дробей равны корням уравнения x2 — 7x + 10 = 0. Найти эти дроби».

На экзаменах по древним языкам нужно было переводить тексты, знать грамматику и синтаксис, понимать «философские сочинения Цицерона, сочинений „Метаморфоз“ Овидия, „Энеиды“ Вергилия, од, сатир или посланий Горация».

Требования к экзаменам по Закону Божьему и истории были довольно размытыми. Большой упор в проверке знаний по истории уделялся понимаю истории Древней Греции, Древнего Рима и Российской истории.

По большому счёту эта система оценки знаний дожила до самого конца Российской империи без критичных изменений. В 1899 году министр народного просвещения Николай Боголепов провёл небольшую реформу в гимназиях: отменил переводные экзамены, сделал изучение древнегреческого языка необязательным (как и экзамен по нему) и немного изменил учебные планы, увеличив время на изучение точных и естественных наук. Но на само проведение экзаменов эти перемены почти не повлияли.

После революции: отмена и возвращение выпускных экзаменов и трёхступенчатая система поступления

Революция 1917 года принесла в страну множество перемен. Не осталась в стороне и образовательная система: всю систему школьного образования предыдущего периода отменили и заменили Единой трудовой школой — декрет о её создании вышел в 1918 году. В этом документе было прямо указано, что «все экзамены — вступительные, переходные и выпускные — отменяются». Декрет создавал две ступени Единой трудовой школы — сначала на пять лет, потом ещё на четыре года.

Спустя пару лет были созданы рабочие факультеты (рабфаки), которые ускоренно готовили крестьян и рабочих к учёбе в университете. Выпускники поступали в вузы без вступительных экзаменов. Впрочем, если выпускник принадлежал «неправильному» социальному классу, то поступить ему было очень и очень сложно: детям дворян, купцов, священников приходилось идти на всевозможные ухищрения и уловки, чтобы скрыть своё происхождение.

В 1920-е годы система школьного образования была полна разнообразных экспериментов — от Вальдорфских школ до бригадно-лабораторного метода обучения, когда знания проверялись не у одного конкретного ученика, а у коллектива, который выполнял те или иные проекты. Единых учебных планов в те годы тоже не было. В 1930-х годах от экспериментов в школах решили отказаться. В 1936 годe ЦК ВКП (б) выпустил постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»:

«Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные „обследования“, проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников».

Полноценно выпускные экзаменоы вернулись в годы Великой Отечественной войны. В университетах не хватало абитуриентов — сказалась не только война (хотя она была первостепенным фактором), но ещё и введённое в 1940 году платное обучение в школе и университеты.

В первые годы войны университеты принимали абитуриентов фактически без каких-либо вступительных испытаний

В 1944 году появилось несколько нововведений: обучение детей с семи лет, учреждение общеобразовательных школ рабочей молодёжи, открытие вечерних школ в сельской местности, введение пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учеников, награждение серебряными и золотыми медалями. Наконец, 9 октября 1944 года нарком просвещения утвердил правила проведения экзаменов на аттестат зрелости.

Во многом новая система наследовала гимназическому уставу. Чтобы получить допуск к экзамену, по всем предметам необходимо было иметь оценку не меньше тройки (не считая пения, черчения, рисования). Можно было сдавать экзамены экстерном. В экзаменационную комиссию входил директор, представитель областного отдела народного образования и преподаватели. Темы для сочинений, задачи по математике и другие экзаменационные вопросы присылались в школы из ОблОНО. Времени на письменные экзамены отводилось столько же, сколько и до революции — пять часов.

Экзамены, которые сдавали советские школьники после 1944 года:

  1. русский язык;
  2. литература;
  3. математика (алгебра, геометриия, тригонометрия);
  4. физика;
  5. химия;
  6. история (история СССР, новая история);
  7. иностранный язык.

«По русскому языку и литературе, по родному языку и литературе, по алгебре, геометрии и тригонометрии экзамены проводятся письменные и устные; по всем остальным предметам — только устные. Устный экзамен по языку проводится одновременно с экзаменом по литературе».

Инструкция о проведении экзаменов на аттестат зрелости. 1944 год.

Кстати, тем же постановлением вводились и переводные экзамены в средней школе: теперь, чтобы перейти в следующий класс, необходимо было сдать экзамены по пяти-шести предметам.

В 1950-х была создана трёхступенчатая система поступления абитуриентов в вузы. Все они были поделены на три категории: принимавшиеся без экзаменов, принимавшиеся без конкурса (если сдавали вступительные экзамены) и принимавшиеся на основе конкурса по итогам экзаменов. Поступить в университет во второй половине 1950-х было сложнее, чем в послевоенные годы. Было место и хитростям, и блату, и мошенничеству — словом, поступление в вуз в советское время не всегда было простой задачей.

Снова реформы

Распад СССР и конец советской системы сильно повлияли на школу, да и на систему образования в целом. Принятый в 1992 году новый закон «Об образовании» сделал обязательной 9-классную систему образования, а в 10 классе — конкурсный отбор.

1990-е — годы экспериментов и инноваций в образовании. Появлялись профильные классы, привязанные к какому-то конкретному вузу (так что выпускные экзамены одновременно были вступительными), создавались негосударственные вузы, вступительные экзамены стали различаться. Говорить о какой-то единой системе выпускных экзаменов было сложно.

Во многом из-за этого и проблем с коррупцией правительство решило разработать Единый государственный экзамен. С 2000-х годов его тестировали в разных регионах России, а в 2009 году он стал обязательным для всех выпускников школ. За эти уже почти 18 лет ЕГЭ довольно сильно изменился и отличается от тестов, которые сдавали в начале 2000-х.

Так или иначе, вот уже почти 200 лет российские школьники сдают выпускные экзамены: волнуются, готовятся, учат, пытаются обхитрить экзаменаторов, набираются смелости. И несмотря на то, что сам экзамен за эти годы не раз менялся, мы можем понять и чувства гимназиста и в конце XIX века, и настроения советского школьника 1960-х годов прошлого века.

«Раздражает позиция дилетантов по поводу качества экзамена»: учительница из Прикамья — о «жертвах ЕГЭ»

В конце мая одиннадцатиклассники по всей России начали сдавать ЕГЭ — обязательные выпускные экзамены, по результатам которых можно поступить в вуз. Первые эксперименты по введению ЕГЭ провели в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. В 2002 году эксперимент прошел в 16 регионах России, в 2004-м — в 65 регионах страны. В 2009 году ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. По всей стране при проведении экзаменов используют однотипные задания и оценивают результаты по единым критериям. С момента введения этой формы аттестации споры вокруг ЕГЭ не утихают. Появилось выражение «жертва ЕГЭ» — неграмотный человек, сдавший ЕГЭ и выпустившийся из школы без знаний. Что думают о ЕГЭ учителя, которые готовят школьников к сдаче экзамена? Мы поговорили с учительницей из Прикамья. Она уверена, что ЕГЭ — это объективная форма аттестации выпускников. Читайте мнение учителя в этой колонке.

— Дети мои сдали ЕГЭ по русскому — отпустило, выдохнула, «забег» этого года закончен. На вопрос о том, трудно ли было, 11-й класс хором ответил, что всё ерунда, и пошел готовиться к математике. О результате давно не волнуюсь: я свое дело сделала, а дальше — карма, сансара, Божья воля и кто во что верит.

Теперь главный тезис, за который меня, возможно, закидают тапками, но я к этому так привыкла, что кидайтесь на здоровье: ЕГЭ — это объективная современная и соответствующая российским реалиям форма аттестации выпускников. Недостатки есть, но они не столь глобальны, чтобы отказываться от ЕГЭ. Выдохнули? Идем дальше.

Для меня с 2002 года (Пермский край тогда присоединился к эксперименту по проведению экзамена в новой форме. — Прим. ред.) ЕГЭ по русскому языку — это будни. Для родителей — проблема из проблем и главный объект их праведного гнева. Причем ежегодно. Одними и теми же словами, будто заучили: «Зачем это надо? Мучить детей. Никаких знаний ЕГЭ не проверяет. Всё для галочки. Угадайка. Вузы против. Профессора говорят, что наши дети — жертвы ЕГЭ. Отменить. » На родительском собрании я задаю один и тот же вопрос: «Какую альтернативу вы предлагаете?» Дальше с минимальными отклонениями от образца развивается следующий диалог:

— Что предлагаете в качестве альтернативы ЕГЭ?

— Вернуть, как раньше было.

— А вы в каком году школу заканчивали?

— В 2005-м (допустим, если родитель молодой).

— Тогда откуда вы знаете, как было раньше?

— То есть в вуз вы поступали по вступительным экзаменам?

— Нет, я туда не поступала.

— Тогда откуда вы знаете, что раньше поступать в вуз было легче?

Далее рассказываю родителям прописные истины о причинах введения ЕГЭ. Истины прописные, но подавляющее большинство родителей о них никогда не задумывалось и продолжает верить, что ЕГЭ введен какими-то очень глупыми людьми, а бабушки, которые изредка в школу тоже захаживают, обычно вспоминают про «тлетворное влияние Запада». Удивляет, что ЕГЭ сдаем уже 20 лет (вся страна — с 2009 года), а вопросы о причинах всё еще возникают. Ну ладно, объясняю еще раз — работа такая…

Во-первых, доступность вузов. Помнится, чтобы поступить в престижный университет, училась на подготовительных курсах в чужом и страшном городе (я девочка из маленького периферийного поселка), потом сдавала четыре экзамена не менее страшным профессорам, которые смотрели на меня, как на экзотическое насекомое, потом еще несколько недель ждала зачисления, проживая в этом же страшном городе последние деньги родителей (на дорогу туда-сюда денег ушло бы больше). Общежитие абитуре, конечно, давали, но вы бы видели это общежитие… Сегодня и ехать никуда не надо, и деньги целее. Для детей из сельских школ, особенно из удаленных от центра районов, ЕГЭ реально решает много проблем с поступлением. Не знаю статистику, но в начале 90-х на моем филологическом курсе из 75 студентов только 22 человека были с периферии, а остальные — горожане (цифру помню, потому что она в нашем КВН фигурировала). Сегодня, потрудитесь проверить, большая часть — студенты с периферии (знаю по вузу своего ребенка).

Во-вторых, снижение нагрузки на детей. Раньше дети сдавали два комплекта экзаменов: в школе — выпускные и в вузе — вступительные. Сегодня ЕГЭ совмещает в себе и выпуск, и поступление — один раз напрягся и свободен. С учетом низкой стрессоустойчивости современных детей (что, на мой взгляд, порождено концепцией «яжмать, за свое дитятко всех порву!») это очень важное обстоятельство. Они сегодня в 9-м классе за 15 минут устного собеседования по русскому языку успевают истерику закатить на нервной почве — разве они сдадут устный теоретический экзамен, да боже упаси!

В-третьих, коррупция в вузах. Истории про то, как профессора протаскивали к себе на факультеты «особых» детей, я помню еще с подросткового возраста, из 80-х годов, когда меня вообще начала интересовать эта сторона жизни. Система ЕГЭ с абсолютной прозрачностью информации делает это «протаскивание» довольно затруднительным. Все дети сдают один стандартный экзамен — все в равных условиях, без «предпочтений» и «личной неприязни».

А теперь, дорогие родители, давайте представим, что всего этого (то есть ЕГЭ) нет: ваши дети сдают экзамены в школе учителям, с которыми они, возможно, в дурных отношениях и у которых предвзятое мнение о ваших детях (или вы сами, чего греха таить, с этими учителями много раз поругались), потом дети окунаются в круговорот «очного поступления» и их подвигают с заветного бюджетного места какие-нибудь «блатные» проплаченные детки, что доказать вы, разумеется, не можете, но очень злитесь: ваш-то ведь ребеночек был объективно лучше, но не поступил. В целом альтернатива ЕГЭ так себе.

Самая неправильная позиция в отношении к ЕГЭ — это позиция «раньше было лучше», потому что в вузы попадали только реально достойные и умные, от чего качество высшего образования было выше. Возражу. Многие реально достойные и умные до вуза даже не доезжали, потому что жили у черта на куличках и денег на проезд у них не было. У многих реально достойных не было профильных специалистов в их малокомплектных школах или не было денег на репетитора. Только не говорите, что раньше поступали без репетиторов, потому что учителя в школах после уроков занимались. Были репетиторы — и довольно дорогие (ими были те же самые учителя после уроков). Можете предложить что-то еще, кроме «вернуть, как раньше»? Когда сможете — рассмотрим. А пока сдаем ЕГЭ.

Меня как специалиста больше всего раздражает позиция дилетантов по поводу качества ЕГЭ, мол, «игра в угадайку» знаний не показывает. Когда-то, лет еще 5–7 назад, ЕГЭ по русскому (о других предметах пусть говорят другие предметники) был слегка «угадайкой», но только слегка: выбор одного ответа из нескольких данных — в этом есть легкая степень везения. Сегодня в 1-й части экзамена угадать правильный ответ не получится: от 1 до 5 цифр из пяти возможных — включите комбинаторику, сколько это вариантов ответа? Я бы еще усложнила: не все нужные темы вошли в экзамен. А сочинение — это всегда показатель зрелости выпускника, плюс 12 критериев его оценки совсем не детские. Претензии к тому, что сочинение не творческое — из-за критериев муза не прилетает, — справедливы, но вузы по своему желанию сами устраивают дополнительные творческие испытания (творческий конкурс на журфаке, например). «Натаскивание на ЕГЭ» имеет место. А на каком экзамене и когда этого натаскивания не было? Всегда было — и «раньше» тоже (в моей школе в конце 80-х натаскивали — только в путь!)

Не всё так радужно, конечно. У меня, например, возникают вопросы к работе комиссий по проверке ЕГЭ: я не понимаю, за что именно снижены баллы по тому или иному критерию у моих детей (они мне присылают в сетях свои сочинения после опубликования их на специальном сайте). Если бы на сайте были пояснения, это исключило бы множество апелляций. Вопросы возникают к апелляционным комиссиям: несколько раз апелляции по литературе вообще не дошли до стадии рассмотрения, а потом стало уже всё равно, потому что дети поступили. Но к самому факту ЕГЭ у меня вопросов нет.

Повторю мысль: если кто-то придумает что-то взамен, но без возврата к старым формам — это будет замечательно. Прогресс всегда приветствуется. Надеюсь, у Министерства просвещения хватит ума не вводить реакционную политику в образовании: главное — не забывать, что 21-й век на дворе. А своим выпускникам желаю поступить в вузы их мечты — у вас всё получится!

В.Путин подписал закон о введении в России ЕГЭ

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», принятый Государственной думой 26 января 2007г. и одобренный Советом Федерации 2 февраля 2007г. Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

В.Путин подписал закон о введении в России ЕГЭ

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена», принятый Государственной думой 26 января 2007г. и одобренный Советом Федерации 2 февраля 2007г. Об этом сообщает пресс-служба главы государства. Согласно закону, срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ устанавливается до 31 декабря года, следующего за годом его получения. Это позволит абитуриентам поступать в вузы с результатами сданного ЕГЭ в течение двух лет. Дальше экзамен придется сдать заново. В дальнейшем предоставляется право вновь сдавать экзамен в период проведения госаттестации. Право поступать в вузы вне конкурса предоставляется детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидами I и II групп; участникам боевых действий; победителям и призерам всероссийских олимпиад школьников, если специальность вуза соответствует профилю олимпиады; детям военнослужащих, погибших при исполнении своих обязанностей, а также чемпионам Олимпийских игр.

Согласно закону, ЕГЭ совмещает в себе государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11 классов и вступительных экзаменов для поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования.

Предусматривается, что ЕГЭ проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с госорганами управления образованием и советом ректоров субъектов РФ. Для этого в регионах создается государственная экзаменационная комиссия, в состав которой на паритетных началах включаются представители общего и профессионального образования. При этом устанавливается, что при поступлении на обучение по специальностям, требующим определенных творческих, психологических и физических способностей, наряду с результатами единого госэкзамена могут проводиться дополнительные вступительные экзамены. Отдельным вузам также может быть предоставлено право проведения дополнительного экзамена профильной направленности, в том числе по предмету, по которому проводился единый госэкзамен.

Что такое ЕГЭ: расшифровка, как сдавать, этапы проведения

Почти всех, у кого есть дети школьного возраста, волнует вопрос, что такое ЕГЭ и как его сдавать. Эти и другие темы, связанные с единым государственным экзаменом, разберём в данной статье.

Когда ввели ЕГЭ
На что влияет экзамен?
Что представляют собой задания ЕГЭ?
Время сдачи ЕГЭ
Порядок проведения ЕГЭ
Как вести себя выпускнику на ЕГЭ?
Проверка ЕГЭ
Система оценивания

ЕГЭ – это единый государственный экзамен, который сдают по окончанию школы все выпускники 11-х классов. По сути, это проверка знаний, которые ученик получил за время обучения в школе. Из чего состоит ЕГЭ? Все тестирования проводятся в письменной форме, кроме ЕГЭ по английскому языку. Этот экзамен состоит из двух частей: устной и письменной.

Когда ввели ЕГЭ

На этот вопрос трудно ответить однозначно, поскольку первые попытки внедрения системы тестирования в школы проводились ещё в 1997 году. Тогда учащиеся могли по желанию пройти ЕГЭ в качестве эксперимента. Разработки системы тестирования продолжились, а в 2001 году появилась первая экспериментальная программа, в которой приняли участие не только школы, но и ВУЗы, которые зачли результаты ЕГЭ в качестве альтернативы вступительным экзаменам.

  • Эксперимент начался в 2001 году.
  • К 2002 году в него входило уже более 10 тысяч учебных заведений.
  • В 2004 году систему решили внедрить в образовательную программу.
  • К 2008 году ещё не было списка дисциплин, которые сдаются в форме ЕГЭ.

В 2009 году были внесены поправки в закон «Об образовании» и единый государственный экзамен стал обязательным даже для тех выпускников, которые не планировали после школы поступать в высшие учебные заведения.

На что влияет экзамен?

Баллы, полученные выпускником, за единый государственный экзамен

влияют на поступление в ВУЗ. Учащийся сам выбирает учебное заведение и дополнительные предметы для сдачи. Например, для поступления в юридический университет придётся приложить сертификат о ЕГЭ по обществознания, а для поступления в университет космического машиностроения – ЕГЭ по физике и профильной математике. На официальном сайте ВУЗа вы найдёте список необходимых предметов и минимальный проходной балл для поступления. Он будет зависеть от престижности учебного заведения.

Также баллы, набранные за экзамен по ЕГЭ, учитываются для получения «золотой» медали. Для этого учащемуся придётся набрать не менее 270 баллов по трем предметам.

Что представляют собой задания ЕГЭ?

Принцип ЕГЭ заключается в решении определённых заданий, результаты которых проверяются по специально разработанному алгоритму. Их называют контрольно-измерительными материалами (КИМ), а разрабатывает их Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). На официальном сайте этой организации можно найти образцы тестовых заданий и попробовать свои силы в сдаче ЕГЭ.

Задания могут быть с кратким ответом, например, одно число или одно слово, или с развернутым, где нужно указать решение задачи или написать логическое пояснение. Варианты заданий тестирования для разных регионов идентичны по сложности, но не одинаковы, что позволяет избежать утечки информации.

К обязательным предметам, по которым нужно сдавать ЕГЭ, относятся математика (базовый уровень) и русский язык. Учащийся сам может выбрать базовый или профильный уровень математики для сдачи ЕГЭ. При выборе профильного экзамена по математике – базовый сдавать не обязательно.

Базовый уровень государственного экзамена по математике содержит тестовую часть из 20 заданий. Они достаточно просты, ответы на них состоят из одной или нескольких цифр или десятичной дроби.

Профильный уровень итогового экзамена по математике состоит из 2 частей разного формата и уровня сложности. В первом блоке 8 заданий, подразумевающих краткий ответ. Вторая часть включает 4 задания, на которые достаточно дать краткий ответ, и 7 заданий с развернутым ответом. Чтобы получить максимальное количество баллов нужно подробно обосновать и расписать решения 8 простых и 7 сложных заданий.

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным, он понадобится при поступлении на любое направление. В ЕГЭ — 24 задания, из них только одно задание предполагает развернутый ответ. Ответы на остальные предполагает запись слова, числа или их последовательности. Во второй части тестирования по русскому языку требуется написать сочинение по заданному тексту с использованием художественной литературы из школьной программы.

Время сдачи ЕГЭ

Большинство выпускников сдают ЕГЭ вместе с основным потоком в период с мая по июнь. Есть ещё досрочный период, он приходится на март-апрель и дополнительный период в осеннее время.

Кто сдаёт ЕГЭ в досрочный период?

Пройти тестирование в досрочный период или в резервные даты основного имеют право следующие категории людей:

  • выпускники прошлых лет и те, кто не может сдавать экзамен вместе со всеми;
  • учащиеся вечерних школ, которые собираются на службу в Армию;
  • те, кому назначено лечение в период сдачи ЕГЭ
  • участники спортивных состязаний, спартакиад или олимпиад;
  • люди, срочно уезжающие за границу.

ЕГЭ в дополнительный период могут сдать:

  • выпускники прошлых лет;
  • выпускники профессионального образования;
  • иностранцы.

Порядок проведения ЕГЭ

С каждым годом условия сдачи ЕГЭ становится всё жёстче. Видимо, это связано с тем, что бюджетных мест становится меньше, а желающих учиться на них – больше.

ЕГЭ должны сдавать не только граждане России, но и все, кто планирует поступать в российские ВУЗы, даже если они обучались за границей.

К единому государственному экзамену не допускаются лица:

  • имеющие академические задолженности по любым предметам;
  • набравшие недостаточно баллов за итоговое сочинение;
  • не имеющие годовой оценки по одному или нескольким школьным предметам.

На экзамен с собой нужно взять паспорт и гелевую ручку с чёрной пастой, остальные вещи оставляются перед входом. На некоторые экзамены можно взять разрешённые предметы, например, на математику можно принести непрограммируемый калькулятор, карандаш линейку.

Пользоваться электронными устройствами на экзамене запрещено. Все учащиеся проходят через металлоискатель, поэтому пронести незаметно телефон или наушник невозможно. Нельзя пользоваться шпаргалками. Если организаторы заметят её, то экзамен считается не сданным и пройти ЕГЭ можно будет не раньше, чем через год.

На выполнение заданий учащимся даётся определённое количество времени, для каждого предмета – свой регламент. За это время нужно не просто выполнить задания, но и перенести их с черновика в отдельный бланк. Если вы испортили чистовой вариант, сообщите об этом организаторам, они выдадут вам дополнительный бланк.

Во время проведения экзаменов за студентами непрестанно «смотрят» камеры видеонаблюдения. Но ученикам, которые самостоятельно решают задания, бояться нечего.

Как вести себя выпускнику на ЕГЭ?

Чтобы избежать проблем на экзамене, вы должны знать, как сдавать ЕГЭ без проблем. Студентам нельзя:

  • проносить на экзамен шпаргалки, телефоны, учебники;
  • переговариваться с другими сдающими;
  • пересаживаться на другую парту;
  • передавать другим ученикам свои вещи;
  • покидать класс без разрешения.

Проверка ЕГЭ

Чтобы не было предвзятости со стороны проверяющих, работа выпускника подписывается кодом, а не фамилией ученика. Проверять их будут специально обученные эксперты, согласно алгоритму, который можно найти на сайте ФИПИ. В расшифровке ЕГЭ принимают участие три эксперта, поэтому ошибки или недочёты со стороны проверяющих полностью исключены. Если между экспертами возникнет разногласие при проверке задания, то выставляется средний балл.

Система оценивания

Сдавая ЕГЭ, обращайте внимание, что каждый предмет оценивается по собственной шкале. Затем система переводит первичные баллы во вторичные (тестовые), смотрите на таблицу.

Ученик имеет право подать на апелляцию, если он сомневается в правильности начисления баллов экспертами. Во время апелляции происходит пересмотр всех заданий, которые проверяются вручную. Это не гарантирует увеличение баллов за тестирование, а может даже понизить общий балл.

Система оценивания предполагает минимальный балл, который можно получить, чтобы экзамен был засчитан. Этот балл для каждой дисциплины свой, он равен оценке «3» и подразумевает, что выпускник имеет минимум знаний из школьной программы.

Если ученик не набрал минимальный балл, то он может пересдать ЕГЭ в один из резервных дней. Оценка «неудовлетворительно» по двум обязательным предметам не позволит пересдать экзамен в резервные дни, сделать это можно будет только через год.

Чёткий настрой и планомерная подготовка к ЕГЭ позволит ученикам избежать стресса и получить максимальную оценку за экзамен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *