Какие аргументы можно привести в сочинении егэ по русскому
Перейти к содержимому

Какие аргументы можно привести в сочинении егэ по русскому

  • автор:

Аргументы в сочинении на ЕГЭ по русскому языку

Правила ЕГЭ время от времени корректируются. Последние изменения коснулись и самого массового экзамена – по русскому языку, больше всего – сочинения, в котором ученик анализирует предложенный текст, высказывает отношение к авторской позиции и подкрепляет свое мнение аргументами.

Новые правила

Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2019 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату. Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией. Больше того, понятие «аргумент» вообще исчезло из критериев оценивания. Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 годаДемоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года Теперь разработчики заданий ЕГЭ и, соответственно, критериев оценивания сочинения вместо формулировки «аргумент» используют термин «пример-иллюстрация». Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 годаДемоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений. Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст. Директор ФИПИ Оксана Решетникова в комментариях к нововведениям уточнила, что запасаться шаблонами литературных аргументов для сочинения теперь нет смысла, а любую ссылку на художественные произведения эксперты будут проверять намного строже – а вдруг это домашняя заготовка.

Виды аргументов

Задание К4 с изменениями

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение. К4 с изменениями Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
  • Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
  • Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
  • Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
  • Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Примеры

Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.

«А зори здесь тихие» Б. Васильева. Стойкость юных героинь повести как показатель несгибаемой воли.

Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку и произведения для аргументации

С 2019 года темы сочинения ЕГЭ по русскому языку раскрываются по новым правилам: теперь нужно больше опираться на текст, который дают на экзамене, а не на собственные познания в литературе. Но не стоит сразу убирать в сторону книги! На самом деле, структура обоснования собственной позиции осталась прежней: для ее подтверждения нужен пример либо из жизненного опыта, либо из литературы. Какие темы сочинения ЕГЭ по русскому могут встретиться? И, не менее важно, какая аргументация сочинения ЕГЭ поможет получить высший балл?

Тематика сочинений ЕГЭ по русскому

Темы сочинений для ЕГЭ по русскому языку

Условно темы сочинения ЕГЭ по русскому можно распределить по нескольким блокам, которые обязательно касаются нравственности:

Аргументы для тем сочинения ЕГЭ в русском

  1. «Искусство» — это блок, включающий тексты о произведениях искусства и мастерах в различных областях (литературе, музыке, живописи, архитектуре). Чаще всего в этом блоке выдвигаются тезисы о предназначении, сущности и роли искусства, о качествах настоящего мастера.
  2. «Нравственный выбор» — это темы сочинения ЕГЭ по русскому, объединенные мотивом выбора «между хорошим и хорошим». Важно запомнить, что борьба между добром и злом (правильным и неправильным) в душе человека не будет относиться к этому блоку, так как он включает выбор исключительно между равнозначными понятиями. Чаще всего нравственный выбор строится на противостоянии чувства и долга, принципов и сострадания, законов и милосердия.
  3. «Великая отечественная война» — это блок, включающий темы сочинения ЕГЭ по русскому о событиях 1941-1945 годов. В них затрагивается спектр проблем войны, то есть героизм, предательство, гуманизм, нравственная сила, противостояние жизни и смерти, влияния войны на душу и пр.
  4. «Человек и природа» — это собрание всех видов взаимоотношений между людьми и природой. Аргументация сочинения ЕГЭ этого блока будет строится на рассмотрении влияния природы на личность и состояние человека, проблем экологии, науки, отношения людей к окружающему миру и своей родине.
  5. «Человек и общество» — это блок, включающий темы сочинения ЕГЭ по русскому, связанные с взаимоотношениями человека с обществом, его социальным составляющим. Здесь могут подниматься проблемы исторической памяти, конфликта с обществом, «маленьких людей», равнодушия, противостояния добра и зла.
  6. «Язык» — это собрание проблем, касающихся родной речи. В этот тематический блок входят вопросы влияния языка на человека, отображения культуры, проблема заимствований в языке и многое другое.

Вопросы к ЕГЭ по русскому

Каждый из блоков содержит огромное количество подтем и проблемных вопросов. Формулируя один из них, важно помнить, что темы сочинения ЕГЭ по русскому и проблемы, которые они иллюстрируют, — это обязательно нравственная дилемма. Рассмотрение любой из них стоит начать с взаимосвязи с человеком и обществом.

Примеры вопросов, часто встречающихся на экзамене:

  1. Какую роль играет искусство в жизни человека и общества?
  2. В чем ценность настоящего искусства?
  3. Какое искусство можно считать настоящим?
  4. Что важнее: долг или чувства?
  5. Что такое нравственный выбор?
  6. Как выбор влияет на жизнь человека?
  7. Как война влияет на судьбы людей?
  8. Кого можно считать героем?
  9. Какова ценность человеческой жизни?
  10. Какова роль науки в современной жизни?
  11. Как человек влияет на окружающую среду?
  12. Связан ли человек со своей Малой Родиной?
  13. Почему важно сохранять историческую память?
  14. В чем трагедия «маленького человека»?
  15. Что может помочь человеку справиться с горем?
  16. Почему важно сохранить русский язык?
  17. Как язык влияет на нравственный облик человека?
  18. Почему важно воспитывать языковую культуру?

Аргументация сочинения ЕГЭ

С 2019 года аргументация сочинения ЕГЭ представлена в двух форматах:

  • комментарий (анализ двух важных фрагментов из приведенного текста);
  • обоснование собственной позиции (маленький пример из жизни, включая читательский опыт).

Чтобы раскрывать темы сочинения ЕГЭ по русскому на максимальный балл, нужно научиться анализировать: понимать мотивы героев, тезисы авторов. Проще всего этого добиться, читая короткие рассказы и стихотворения. Это не занимает много времени, но заставляет задуматься над идеей произведения. Также малая форма позволяет изучить больше разноплановых произведений, не вдаваясь в лишние детали.

В обосновании собственной позиции также поможет литература. Аргумент из художественных произведений проще всего сформулировать: не нужно придумывать подходящих историй о какой-нибудь тайной родственнице, а суть рассказа можно описать в нескольких предложениях. Глубокого анализа художественного произведения с 2019 года не требуется.

Рассказы для аргументации в сочинении ЕГЭ

Чтобы уметь аргументировать свое мнение, знать множество произведений необязательно. Подтвердить свои размышления в рамках темы сочинения ЕГЭ по русскому можно с помощью нескольких коротких рассказов, например:

  1. «Юшка» А. Платонова — это прекрасная иллюстрация человеческого равнодушия и доброты. Этот рассказ посвящен нелегкой судьбе всеми гонимого старика Юшки.
  2. «Дары волхвов» О. Генри — это рассказ о супругах, которые готовы расстаться с самым ценным ради счастья друг друга. Здесь иллюстрируется жертвенность настоящей любви.
  3. «Русский язык» И.С. Тургенева — это небольшой этюд о значении русского языка и его связи с настоящим и будущим народа.
  4. «Продавец добра» Ю. Буйды — это рассказ, благодаря которому аргументация сочинения ЕГЭ о сущности добра будет полной и разносторонней. Сюжет истории построен на каламбуре со словом “добро”.
  5. «Мужество» А.А. Ахматовой — это размышления поэтессы о судьбе ее родины, исторической памяти и связи нации с речью. Они выражены в форме небольшого стихотворения.

Получить больше литературных произведений, благодаря которым аргументация сочинения ЕГЭ станет убедительнее, можно здесь.

Подобрать произведение для обоснования своей позиции — это непростая задача. Трудности возникают из-за незнания критериев экзамена нового формата. Однако темы сочинения ЕГЭ по русскому повторяются из года в год, а его структуру существенно не изменяли с момента внедрения нового формата. Именно поэтому написать экзамен на максимум — это возможно!

Короткие произведения для аргументов в сочинении ЕГЭ по русскому

Несмотря на изменение критериев сочинения ЕГЭ по русскому, аргументация собственной позиции все еще остается важной его частью. И лучше всего доказывать свое мнение с помощью литературы.

Произведения для аргументации своего мнения на ЕГЭ

Что из себя представляют короткие рассказы для аргументов ЕГЭ?

Короткие произведения для аргументов ЕГЭ — это палочка-выручалочка, которой можно воспользоваться для написания сочинения. Несмотря на малую форму, в них чаще всего заложен целый спектр проблем, которые регулярно встречаются на экзамене. Более того, именно она подходит лучше всего:

  • рассказы учат анализировать, рассуждать, что пригодится при написании комментария;
  • в них затрагивается несколько нравственных проблем, поэтому они во многом универсальны;
  • их чтение не занимает много времени;
  • незамысловатый сюжет легко запомнить.

Полный список произведений для аргументов ЕГЭ

Чтобы составить себе список для чтения, лучше опираться на сборники миниатюр и коротких рассказов. Наиболее широкий спектр проблем раскрывается в таких сборниках, как «Крохотки» А.И. Солженицына и «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачева. В них можно найти все, что потребуется на экзамене.

Также можно прочитать рассказы из кодификатора по литературе, ознакомиться с кратким содержанием больших романов из школьной программы:

  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского,
  • «Война и мир» Л.Н. Толстого,
  • «Тихий Дон» М.А. Шолохова и др.

Классика всегда затрагивает множество проблем, которые не теряют актуальности и попадаются на экзамене из года в год.

Можно опираться и на зарубежные произведения:

Произведения с проблемами и аргументами для ЕГЭ

  • «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Баха,
  • «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойна,
  • «Дары волхвов» и другие рассказы О. Генри.

Произведения про страх

Самым убедительным доказательством вреда страха, его влияния на жизнь человека могут послужить короткие юмористические рассказы А.П. Чехова о «человеке в футляре» и небольшие повести Н.В. Гоголя о «маленьком человеке». Именно такие литературные герои воплощают образ людей, раздавленных страхом: перед руководством, перед чином, перед ответственностью, перед жизнью.

Наиболее интересными будут такие произведения для аргументов ЕГЭ, как «Человек в футляре», «Тонкий и толстый» А.П. Чехова и «Шинель» Н.В. Гоголя.

Произведения про искусство

О силе искусства и настоящем призвании рассказывали многие писатели, однако вспомнить сразу произведения для аргументов ЕГЭ бывает порой трудно. О качествах мастера, деле всей жизни написаны замечательный рассказ «В прекрасном и яростном мире» А.П. Платонова и сказ Н.С. Лескова «Левша», с которыми выпускники знакомятся в рамках школьной программы. А об отличии настоящего искусства можно узнать из небольшой драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», в основу которой лег миф об убийстве великого музыканта.

Также могут быть полезны стихотворения о поэте и его призвании, которые встречаются буквально у всех: у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.В. Маяковского, С.А. Есенина и др.

Литературная аргументация собственного мнения всегда выглядит красиво и будет засчитана на экзамене в любом случае, поэтому прочитать несколько рассказов определенно стоит. Это поможет не только получить максимум за сочинение, но и научиться красиво излагать и доказывать свои мысли.

Собственное мнение в сочинении ЕГЭ 2024 по русскому языку

Рассматриваем детально и по пунктам что такое собственное мнение, как его формулировать — К4. Отвечаем на самые популярные вопросы:

  1. Как соотносится обоснование и аргументация?
  2. Как обосновать собственное мнение?
  3. Какой может быть аргументация (обоснование?)
  4. Что может служить обоснованием?
  5. Можно ли приводить литературный аргумент?
  6. Какие виды обоснования существуют?

Дополнительно:

  • Примеры для собственного мнения
  • План и структура сочинения на ЕГЭ по русскому
  • Всё что надо знать про сочинение

Отношение к позиции автора — мнение, написанное в утвердительной форме и высказывающее суждение об этой позиции (ПОЧЕМУ согласен с позицией автора?).

Обоснование (аргументация, объяснение, доказательство) — приведение убедительных аргументов или доводов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение.

Обосновать отношение к позиции автора — значит привести другое, подтверждающее суждение, логически связанное с выдвинутым тезисом.

Чем отличается обоснование от аргумента?

Обоснование – это цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.

Как обосновать собственное мнение?

  1. Подтвердить тезис (привести аргументы «за»)
  2. Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы «против»): доказать тезис, опровергая противоположный).

Что может служить обоснованием?

  • факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);
  • иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
  • опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
  • обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов);
  • цитаты из авторитетных источников;
  • обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
  • обращение к логике (индукция, дедукция).

Ссылка на авторитетный источник

Что, если не сказки, на которых вырос А.С. Пушкин («Что за прелесть эти сказки!»), развили его воображение и творческую фантазию, научили отличать добро от зла, помогли создать произведения, на которых воспитывается не одно поколение? Например, «Сказка о царе Салтане» — это многогранная история о верности и предательстве, бескорыстии и неукротимой зависти, прощении и наказании, о торжестве справедливости. Ненавязчиво поэт дал нам совет никогда не совершать опрометчивых поступков, о которых впоследствии придётся пожалеть.

Обоснование с опорой на читательский опыт

Видимо, когда-то в детстве Емельян Пугачёв, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», услышал калмыцкую сказку об орле и вороне, которую он рассказывает Гринёву. Скорее всего, она и сформировала его личность: Пугачёв, как и орёл, решил, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, «чем триста лет питаться падалью».

Иллюстрации (наглядно-описательная форма)

Например, читая сказки, понимаешь, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда, что путь к радости и счастью начинается с работы, конкретных поступков, действий: дед посадил репку, Иван поймал Конька-Горбунка, купец отправился в дальнее странствие.. А взаимовыручка и любовь друг к другу помогли им преодолеть все преграды.

Житейский опыт (личный, эксперимент, исследования и т.д.)

Может, поэтому, перечитывая детские сказки, понимаешь, что, даже повзрослев, открываешь всё больше и больше истин, без которых немыслима наша жизнь и которые в полной мере может понять лишь взрослый человек.

Обращение к традициям

«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — считал А.С. Пушкин. В сказке, как в зеркале, человек видит себя, свои достоинства и пороки, помыслы и дела, на которое и намекает всё её содержание.

Можно ли приводить литературный аргумент?

«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете».

«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию\. получит 0 баллов, если это будет нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень осторожны с приведённой аргументацией». (И.П. Цыбулько)

Виды обоснования:

  • Доказательство
  • Опровержение
  • Подтверждение
  • Объяснение
  • Интерпретация
  • Определение
  • Оправдание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *