Кого сопровождают машины гибдд
Перейти к содержимому

Кого сопровождают машины гибдд

  • автор:

ГИБДД разработала новые правила сопровождения кортежей

На портале нормативных правовых актов опубликован проект новой инструкции ГИБДД по организации движения и сопровождению автомобилями колонн и кортежей ведомства. Общественное обсуждение документа заканчивается 30 июля

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Министерство внутренних дел разработало новую инструкцию для сотрудников ГИБДД по сопровождению колонн и кортежей. Проект документа выложен для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов​. Инструкция определяет порядок действий инспекторов ГИБДД при организации движения и сопровождении кортежей глав регионов, военных колонн и спецтехники, колонн автобусов для перевозки детей, а также автомобилей, участвующих в правительственных мероприятиях. В то же время под действие документа не подпадают кортежи первых лиц государства, подлежащих госохране, указывает «Коммерсантъ», обративший внимание на новую инструкцию.

Среди нововведений — возможность подать заявку на сопровождение через интернет, разрешение перевозить детей ночью (к вокзалам, аэропортам, местам ночлега на расстояние не более 100 км), а также отмена запрета открывать окна в перевозящих их автобусах.

Для сопровождения колонн и кортежей ГИБДД выделяет необходимое количество автомобилей из расчета не менее двух на колонну из десяти машин. Колонна и кортеж должны периодически пропускать транспорт, если за ними скопилось много автомобилей. При перевозке детей скорость движения колонны ограничена 60 км/ч, участникам кортежа запрещено выезжать на полосу встречного движения, превышать скорость и проезжать на красный сигнал светофора. Выезд на встречную полосу разрешен при перевозке негабаритных грузов. Кроме того, в инструкции расписаны порядок действий и полномочия инспекторов при организации колонны: осмотр груза, проверка документов и инструктаж водителей, определение скорости движения, интервала, порядка действий на заправках, при поломках и т.д. Кроме того, предлагается отменить действие четырех приказов МВД, касающихся сопровождения транспортных средств автомобилями ГИБДД.​ В декабре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об установке мигалок на крышах школьных автобусов. Соответствующие поправки были внесены в Правила дорожного движения. Кроме того, в постановлении определены условия перевозки в автобусах сотрудников туристических и экскурсионных организаций, которые участвуют в программе поездки. Уточнены и требования к стажу работы водителя автобуса — не менее одного года.

На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия

На необычных дорожных инспекторов ВАИ обратили внимание водители: служащие похожи на сотрудников ГИБДД и также останавливают автомобили. Разбираемся, в чем разница, что они проверяют и могут ли штрафовать

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Необычные дорожные инспекторы привлекли внимание автомобилистов из разных регионов: вместо привычных сотрудников ГИБДД на дорогах стали появляться инспекторы ВАИ. Расшифровывается эта аббревиатура как Военная автомобильная инспекция и заметить сотрудников в такой форме можно во многих городах. Например, недавно такие инспекторы вместе с ГИБДД участвовали в профилактической акции «Ремень безопасности» в Ульяновской области: они останавливали водителей, призывали их соблюдать ПДД и всегда пристегиваться ремнями безопасности, а при перевозке юных пассажиров советовали использовать детские удерживающие устройства. В Челябинске военнослужащие также совместно с сотрудниками ГИБДД провели акцию «Профилактика и безопасность». Также инспекторов ВАИ, как сообщили в пресс-службе Минобороны, привлекают для обеспечения безопасности в ходе частичной мобилизации.

Разбираемся, что это за инспекторы, чем они отличаются от ГИБДД и могут ли такие служащие останавливать обычных гражданских водителей.

Кто такие инспекторы ВАИ и что они делают на дорогах?

Военная автомобильная инспекция — структурное подразделение Главного управления военной полиции Министерства обороны России. Также ВАИ присутствует в составе Росгвардии, охватывая полномочия в отношении безопасности дорожного движения и соблюдения ПДД транспортными средствами этой структуры, объяснила в беседе с Autonews.ru руководитель практики уголовного и административного права Amulex.ru Любовь Шебанова. По словам юриста, задача инспекторов ВАИ — обеспечение безопасности передвижения военных транспортных средств. Также в число их обязанностей входит контроль за соблюдением ПДД водителями, управляющими военной техникой. При этом останавливать и проверять гражданские транспортные средства, как и личный транспорт военнослужащих, пешеходов служащие ВАИ не вправе.

Фото: Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Фото: Александр Река / ТАСС

«Отличие от сотрудников ГИБДД заключается в том, что контроль за гражданским транспортом в компетенцию ВАИ не входит. Поэтому останавливать обычные автомобили и проверять у гражданских водителей документы сотрудники ВАИ права не имеют. Между тем, если служащий ВАИ обнаружит нарушение ПДД гражданскими лицами, он вправе передать информацию в полицию, на основании которой водитель могут привлечь к ответственности», — сказала Шебанова. С этой позицией согласен и специалист Европейской юридической cлужбы Ильдар Макешов. «Гражданские автомобили они могут останавливать только для обеспечения быстрого проезда военной техники. Полномочий по проверке документов гражданской автомобильной техники и привлечения к ответственности гражданских лиц у них нет, из полномочия распространяются только на транспорт Вооруженных сил РФ и военнослужащих», — пояснил юрист Макешов.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Как уточнила Шебанова, служащие ВАИ вправе останавливать только транспортные средства, принадлежащие Вооруженным силам России и Росгвардии. Эксперт пояснила, что служащие ВАИ также имеют право задерживать, досматривать и отстранять от управления военнослужащих внутренних войск, МЧС, инженерных и строительных структур Министерства Обороны России и Росгвардии. Помимо этой основной функции, служащие ВАИ МО сопровождают военные колонны при их движении по дорогам общего пользования. А также, по аналогии с МРЭО ГИБДД, проводят государственную регистрацию военной техники и транспортных средств, а также техосмотры. «Как и ГИБДД, ВАИ организует мероприятия по пропаганде безопасности дорожного движения. Разница в том, что такие мероприятия проводятся только среди тех, кто служит в Вооруженных силах. Инспекторы ВАИ также ведут учет ДТП с участием военной техники, а при выявлении административных правонарушений составляют протоколы и выносят по ним постановления — по тем статьям КоАП РФ, которые отнесены к их компетенции», — сказала Шебанова.

Могут ли сотрудники ВАИ остановить водителя и вручить повестку?

По словам юриста Шебановой, полномочий на вручение повесток от военкомата у служащих ВАИ нет, но возможность их привлечения в этих целях теоретически существует. «Необходимо учитывать, что повестки носят именной характер, в связи с чем возложение на ВАИ такой функции выглядит маловероятным. Развертывание мобильных групп от военкоматов, в том числе на пунктах пропуска у границы России является более реалистичным», — считает юрист. Макешов также подтвердил, что вручать кому-либо повестки служащие ВАИ не уполномочены. «Согласно постановлению правительства «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», повестки могут вручать только сотрудники военкомата и администрации муниципального образования, а также работодатели в случае наличия поручения от военкомата», — пояснил юрист.

Российские чиновники продолжают ездить с полицейским сопровождением, несмотря на запрет

Власти некоторых регионов, несмотря на прямой запрет правительства, продолжают передвигаться в сопровождении машин ГИБДД. Согласно недавно принятому закону использовать полицейские машины губернаторы, полпреды и лидеры думских фракций могут, только если направляются на встречу с руководством страны. Эксперты считают, что в некоторых регионах чиновники еще нескоро откажутся от привычных привилегий.

Казанские активисты Федерации автовладельцев России (ФАР) направили в прокуратуру Казани жалобу на действия сотрудников ГИБДД, которые вопреки закону сопровождали VIP-автомобили и перекрывали ради них городские улицы. В подтверждение своих слов они опубликовали два видеоролика. На одном из них, с красноречивым названием «Как ездит Шаймиев», можно увидеть, как автомобиль ГИБДД Volkswagen Passat расчищает дорогу представительскому черному Mercedes и следующему за ним BMW X5, судя по всему, с охраной.

Проблесковые маячки у полицейской машины выключены, но зато отчетливо можно услышать звук «крякалки», специального сигнала, которым дорога очищается от менее важных автомобилистов. Госномера на автомобилях различить трудно, но местные активисты утверждают, что кортеж перевозил экс-главу республики Минтимера Шаймиева, который в настоящее время является пожизненным членом парламента Татарстана и занимает специально учрежденную для него должность государственного советника Республики Татарстан. Запись сделана 17 января, а запрет начал действовать 8 января.

На другом видео сотрудники полиции, судя по их расположению, ради проезда кортежа из тонированных пассажирского микроавтобуса, внедорожника и легкового автомобиля, готовятся перекрыть движение на одной из улиц. Полицейские, переговариваясь по рациям, явно ждут приезда VIP-гостей, но в итоге кортеж приехал на место назначения без их непосредственной помощи. Возглавляет кавалькаду вновь Volkswagen Passat с полицейской раскраской. По словам активистов ФАР, события происходят 12 февраля в районе местного IT-парка, куда и прибыли таинственные высокопоставленные посетители.

«Кого именно тогда везли с такими почестями, нам точно не известно, — рассказал «Газете.Ru» представитель местного ФАР Рамиль Хайруллин. – В тот день в IT-парк приезжали две делегации, одна состояла из сотрудников МЧС, в другую входил министр сельского хозяйства». По его словам, других подобных фактов пока не выявлено. «Мы только-только начали их высматривать, но у нас уже давным-давно есть все эти сопровождения, — признался он. — И после выхода этого приказа МВД ситуация не изменилась».

Активист при этом подчеркнул, что действующий глава Татарстана Рустам Минниханов ездит как раз без сопровождения полиции.

«Мы сами удивляемся, что второстепенные люди почему-то нуждаются в полицейском кортеже, а сам глава региона почему-то ездит без него», — сказал Хайруллин, добавив, что в регионе очень часто не только ездят в сопровождении полиции, но и перекрывают дороги, что является большой проблемой.

Представитель ФАР пояснил, что, подавая заявление в прокуратуру, активисты не преследовали цель добиться наказания для конкретных сотрудников, а стремятся искоренить эту практику. «Если будем просить наказать, накажут какого-то стрелочника невиновного, который просто выполнял приказ, зачем нам это», — сказал представитель ФАР. По его мнению, добиться, чтобы чиновники ездили, как простые люди, можно будет лишь в том случае, если следить за соблюдением закона будут не 20 человек, а все автомобилисты.

Напомним, что указ, запрещающий выделять полицейское сопровождение ряду категорий граждан, вступил в силу 8 января этого года. Речь идет о постановлении правительства от 22 декабря 2012 г. № 1375 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ», которым уточняется, когда и кого могут сопровождать автомобили ГИБДД и военной автомобильной инспекции. Среди других категорий из перечня случаев, когда транспортные средства могут сопровождаться автомобилями ГИБДД, были исключены поездки членов Государственного совета РФ. К членам Госсовета относятся главы всех субъектов федерации, руководители думских фракций, а также полпреды президента в федеральных округах.

Как уже писала «Газета.Ru», ГИБДД России проинформировала о вступивших в силу изменениях все региональные отделения. Таким образом, сохранят полицейское сопровождение все лица, которые попадают под действие закона «О госохране», а именно: президент, председатель правительства, председатель Госдумы, глава Совета федерации, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, председатель Высшего арбитражного суда, генеральный прокурор, а также глава СКР. Согласно закону «О государственной охране», президент может предоставить госохрану и другим лицам — с мигалкой теперь ездит и патриарх Кирилл.

В ГИБДД Татарстана «Газете.Ru» сообщили, что с содержанием обоих видеороликов знакомы, но предоставить оперативный комментарий по этому поводу не смогли, предложив написать запрос.

Впрочем, эксперты уверены, что в некоторых регионах чиновникам просто наплевать на любые постановления, и отказываться от привычных удобств они, по крайней мере сразу, не будут. «Я сам видел в интернете видео, как тот же Шаймиев ездит не просто с сопровождением, а по ходу движения ему полицейские делают «зеленую улицу», — рассказал «Газете.Ru» активист движения «синие ведерки» Петр Шкуматов. –

При этом привлекаются значительные силы ГИБДД, на видео я видел четверых-пятерых инспекторов, которые ему «козыряли».

По мнению активиста, принятие закона, скорее всего, инициировал сам глава МВД Владимир Колокольцев, который еще в бытность главой ГУ МВД по Москве навел в городе порядок в этой сфере. «Сейчас у нас каких-то кортежей за исключением тех, кому это действительно положено, почти нет. Теперь он просто хочет распространить этот опыт на всю страну, — считает Шкуматов. – Думаю, здесь понадобится немало времени, тем более у нас есть республики, где пока даже сложно представить, чтобы руководители передвигались наравне со всеми. Но все-таки мы живем в России, и ждать, что здесь все чиновники возьмут и тут же откажутся от привилегий на дороге, было бы наивно. Но надо же с чего-то начинать».

Известный екатеринбургский автоюрист Кирилл Форманчук отмечает, что в Свердловской области еще до постановления правительства с сопровождением никто не ездил, а вот в соседних регионах запрет мало что изменил. «Окончательно все сопровождение прекратилось после скандально известного ДТП с экс-губернатором Александром Мишариным в декабре 2011 года, — рассказал он «Газете.Ru». — Хотя еще до той аварии у нас как-то с этим проблем не было. К примеру, спикер областного парламента, хотя по закону имел право даже на собственную мигалку, еще с 90-х годов ничем таким не пользовался. С ней ездил только губернатор».

Иная картина складывается в Челябинской области, где, несмотря на введенный запрет, местное руководство, по словам Форманчука, продолжает ездить с полицейским сопровождением.

«Активисты из Челябинска рассказывали, что губернатор Михаил Юревич продолжает ездить с сопровождением. Конечно, особо с ним он старается не светиться, но когда совершает поездки по области, то это факт», — утверждает юрист.

Он считает, что автомобилисты и чиновники должны прийти к какому-то балансу. «С каждым годом количество транспорта растет, дороги расширять некуда. Конечно, в чем-то власть понять можно, ей надо ездить куда-то, работать, но и простые люди не должны страдать», — добавил Форманчук.

Глава профсоюза сотрудников полиции Москвы Сергей Пашкин уверен, что все незаконные распоряжения о выделении сопровождения исходят «сверху». «Сама ГИБДД действует по приказу и проявить в этом плане какую-то инициативу, чтобы сделать, к примеру, приятно уважаемому человеку, не может, — заявил он «Газете.Ru». – Если дали команду, то они это сделают, а если нет, то и не будет никаких движений. Конечно, нельзя исключать, что у руководства региональной ГИБДД и местных властей могут быть какие-то неформальные договоренности, соглашения на этот счет. Но если вдруг кто-то захочет докопаться до правды, крайним сделают какого-нибудь начальника отдела».

Пашкин считает, что в некоторых национальных республиках влияние федеральной власти не такое сильное, как в остальных регионах, и зачастую местная бюрократия играет там доминирующую роль. «Там что хотят, то и делают, указы центра им не указ, поэтому если какие-то перемены и будут, то со временем», — отметил он.

МВД России уже занялось проверкой информации о возможном сопровождении высокопоставленных чиновников машинами ГИБДД. Об этом «Газете.Ru» сообщили в пресс-службе ведомства. 12 февраля 2013 года сопровождение патрульным автомобилем ГИБДД делегации было выполнено строго в соответствии с федеральным законодательством, — говорится в сообщении МВД Татарстана. — При этом движение транспортных средств не ограничивалось. Нарушений действующего законодательства в действиях сотрудников ГИБДД МВД по Республике Татарстан не выявлено. По факту сопровождения патрульным автомобилем официальной делегации, зафиксированному на видеозаписи 17 января 2013 года, в настоящее время проводится служебная проверка. В настоящее время все мероприятия по сопровождению автотранспортных средств автомобилями ГИБДД осуществляются в соответствии с последними изменениями российского законодательства».

Также проверят Челябинский эпизод. «По указанию руководства ГУ МВД России по Челябинской области по данному факту проводится служебная проверка, — сообщили в МВД. — По предварительной информации, данное сопровождение осуществлялось в соответствии с установленным порядком. В настоящее время все мероприятия по сопровождению официальных лиц и делегаций экипажами ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством».

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В каких случаях может осуществляться сопровождение автомобилями ГИБДД

Сопровождение с применением автомобилей ГИБДД осуществляется на основании Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и военной автомобильной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г.

Сопровождение с применением автомобилей ГИБДД осуществляется на основании Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и военной автомобильной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г.

Сопровождение может осуществляться в следующих случаях:

а) при следовании автомобильным транспортом члена Государственного совета Российской Федерации в служебных целях — в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации;

б) при организованной перевозке групп детей и учащихся — на основании заявки, подаваемой в порядке, определяемом МВД России;

в) при перевозке особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, в том числе оборонного назначения, — на основании заявки, подаваемой в порядке, определяемом совместными нормативными правовыми актами МВД и Министерства транспорта РФ;

г) при передвижении воинской колонны — в порядке, определяемом совместными нормативными правовыми актами МВД и Министерства обороны России;

д) при передвижении транспортных средств и специальной техники при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций — на основании заявки органа управления проведением указанных мероприятий.

В случае если количество сопровождаемых транспортных средств превышает 10 единиц, выделяется не менее 2 автомобилей сопровождения.

При осуществлении сопровождения не допускаются отступления от требований Правил дорожного движения Российской Федерации, связанные с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на запрещающий сигнал светофора, превышением установленной скорости движения, движением через железнодорожные пути.

В случае если осуществление сопровождения требует временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на участках дорог, организатор мероприятия согласовывает заявку на сопровождение с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *