Кому на руси жить хорошо цитаты для егэ
Перейти к содержимому

Кому на руси жить хорошо цитаты для егэ

  • автор:

Лучшие цитаты из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», афоризмы, крылатые выражения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – это настоящая энциклопедия народной мудрости.

В этой статье представлены лучшие цитаты из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова о крепостном праве, нелегкой жизни крестьян и т.д.

Также смотрите статьи о пословицах, поговорках, загадках в поэме «Кому на Руси жить хорошо» и т.д.

Лучшие цитаты из поэмы Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

«. Тут плачут дети малые.
Тоскуют жены, матери:
Легко ли из питейного

Дозваться мужиков. » (автор о пьянстве, глава 3)

«. Он до смерти работает,

До полусмерти пьет. » (Яким Нагой о себе, глава 3)

«. Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями. » (автор, глава 4)

«Жалеть – жалей умеючи,
На мерочку господскую
Крестьянина не мерь!» (мужик, глава 3)

«Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику. » (крестьяне о крепостном праве, глава 5)

«. Толпа без красных девушек,
Что рожь без васильков. » (автор, глава «Пролог» / Крестьянка (из третьей части))

«. В чужой семье – недолог сон. » (Матрена Тимофеевна о семье мужа и принуждении к труду, глава 1.»До замужества»)

«. Чужая-то сторонушка
Не сахаром посыпана,

Не медом полита. » (Матрена Тимофеевна, глава 1.»До замужества»)

«. «Наддай!» – я слово выронил, —

Под слово люди русские
Работают дружней. » (Савелий, глава 3.»Савелий, богатырь святорусский»)

«. В глазах у них нет совести,
На шее – нет креста. » (Матрена Тимофеевна, Глава 3. «Демушка»)

«. С голодным не шути. » (Матрена Тимофеевна, Глава 6.»Трудный год»)
«. Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа. » (Викентий Александрович, глава «Про холопа примерного – Якова Верного»)

«. Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается. » (Игнатий, глава «Крестьянский грех»)

Это были лучшие цитаты из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, афоризмы, крылатые выражения из произведения.

Цитаты из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

повторы 105 “кому жить весело, Вольготно на Руси? Роман сказал: помещику. Демьян сказал: чиновнику, Лука — попу, братья Губины — купчине толстопузому, Пахом — боярину министру, Пров — царю”, “Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож”, 109 “гулять-погуливать”, “кричать-покрикивать”

цифровой символизм 105 “сошлись 7 мужиков: 7 временнообязанных”, 106 “вёрст 30 отошли”, 111 “слетелися 7 филинов с 7 больших дерев”

лексические особенности 111 “слетелися”, “отбилася”, “глазищи”, “чтоб до смерти ухлопали”, 112 “шарахаясь то о землю”.

народные поверья 109 “Подавишься ты колосом — Не будешь куковать!”

загадочные формулы 112 “без тела — а живет оно, Без языка — кричит!”

сказочные формулы 114 животное-помощник “пеночка…и человечьим голосом Пахому говорит”, 115 поиск клада скатерти-самобранки и условие использования дара 116 “коли вы больше спросите…а в третий быть беде!”

эмоциональность 112-115

мотив дороги-поисков 118 “в домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами…покуда делу спорному решенья не найдут”

119 часть 1. глава 1. Поп

121 описание Луки: “упрям, речист и глуп. Лука похож на мельницу”

124 в чём счастье? по мнению попа, “покой, богатство, честь”. Нет ему покоя с дества, а по олгу службы “всякий раз намается Переболит душа”. Почёта нет: все попов высмеивают.

130 времена поменялись, богатство ушло: “никто теперь подрясника Попу не подарит!”

132 бедная крестьянская семья, потерявшая кормильца.

134 глава 2. Сельская ярмонка

142 Вавила пропил деньги на гостинец-башмачки любимой внучке; “народ собрался, слушает, Не смеючись, жалеючи”

143 появление Павлуши Веретенникова, звали его “барином”, “пел складно песни русские и слушать их любил”, купил Вавиле башмачки.

147 комедия с Петрушкой.

148 «шумит, поёт, ругается, Качается, валяется, Дерётся и целуется У праздника народ!»

149 глава 3. Пьяная ночь.

150 картина коллективного пьянства.

152 парень поддевку хоронит, думая, что это матушка.

153 бабы ссорятся, кому хуже дома живётся.

155 записывает народную мудрость Веретенников и говорит: «Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Что пьют до одурения, Во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!»

156 Яким Нагой — голос народа — о причинах пьянства: «Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!» 157 «Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли?» 159 «У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная, — Гневна, грозна… Пошла по жилам чарочка, И рассмеялась добрая Крестьянская душа!»

160 история жизни Якима: в молодости тягался с купцом, попал в тюрьму, вернулся в деревню и за соху. Во время пожара в доме вместо целковых взял картиночки.

163 песня народа. Баба с возу хотела спрыгнуть от тяжёлой судьбы, но муж за косу обратно потащил.

165 глава 4. Счастливые.

166 дьячок уволенный, тощой: «да пропущу косушечку, Так вот и счастлив я».

166 стапуха: «такая репа крупная».

167 солдат: «что в 20 сражениях Я был, а не убит!»

168 каменотес: «так гору сокрушу».

170 Рядом старик-каменщик, который был таким же, но подрядчик надорвал его силушку: «спина как будто треснула». А счастье его в том, что, желая умереть на родине, ехал из Питера и доехал, несмотря на горячку и бред в вагоне.

172 дворовый счастлив, что был любимым рабом и заработал болезнь дворян — подагру.

174 крестьянин-белорус: есть вдоволь ржаной хлеб, от которого не крутит живот, как от конопляного.

174 мужик с искалеченной скулой: жив, а троих друзей медведь убил.

175 оборванные нищие: подаяние дают да за ворота провожают.

«Эй, счастье мужицкое Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой»

179 Ермила Гирин просит у народа деньги, чтобы выкупить мельницу. «Крестьянство раскошелилось». 180 остался рубль, Ермил » ходил, допытывал, чей рубль?»

183 Ермилу народ избирает бурмистром за честность

185 Совесть Ермилы, что сын Ненилы Власьевны пошёл в рекруты вместо его младшего брата Митрия. Отдаётся на суд народный. «Как ни просила вотчина, От должности уволился, В аренду снял ту мельницу».

187″ Имел он всё, что Надобно Для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт… Напрасно вы проходите, В остроге он сидит…» Был бунт в губернии помещика Обрубкова, власти позвали Ермилу успокоить народ… История недосказанная.

191 глава 5. Помещик

196 родословная Оболта-Оболдуева.

200 помещичья охота.

201 «порвалась цепь великая». Теперь крестьяне не жалуют барина.

206 «ой, жизнь широкая! Прости-прощай навек! Прощай и Русь помещичья!»

210 «сословья благородные У нас труду не учатся» О неспособности помещиков трудиться.

211 «Порвалась цепь великая, Порвалась — расскочилася: Одним концом по барину, Другим по мужику!»

212 Крестьянка (из 3 части)

«Губернаторша» Корчагина Матрена Тимофеевна

217 глава «Пролог». описание обнищалого Клина, брошенного помещиком. Крестьяне брошены на произвол судьбы.

222 портрет красивой 38-летней Матрены.

229 глава 1 «До замужества». хорошая жизнь в девичестве, приучена к труду с детства. Сватовство чужака Филиппа Корчагина.

234 глава 2 «Песни». песни о тяжёлой жизни в чужом доме.

238 песня о домашнем насилии (Филипп раз побил за то, что не сразу ответила).

241 ею увлёкся управляющий Ситников, бегала от него, но, к счастью, тот от холеры умер.

242 глава 3 «Савелия, богатырь святорусский».

249 жил Савелий мирно, без податей. Затем пришёл Шалашников и начал с деревни обррк требовать. «Я тоже перетерпливал, помалчивал, подумывал».

250 после смерти Шалашников пришёл немец, хитростью заставил построить дорогу. «У немца — хватка мертвая, Пока не пустит по миру, Не отойдя, сосёт!»

252 «Ты думаешь, Матренушка, Мужик — не богатырь. Цепями руки кручены, железом ноги кованые. И гнется, и не ломится, Ужли не богатырь?»

254 18 лет терпели немца, тот завод построил на их трудах. Закопали его живьём — за что и отправили Савелия на каторгу.

255 на каторге секли, но «да нас дирал Шалашников Больней — я не поморщился С заводского дранья».

256 после каторги «попал на родину, Покуда были денежки, Любили деда, ходили, Теперь в глаза плюют!»

259 глава 4 «Демушка». свекровь требует оставить сына с дедом и пойти Матрене работать в поле. сын Демушка погибает: дед недоглядел и свиньи съели ребёнка. Вся глава как песня: мать-птица должна заботиться о птенчиках.

260 следствие по смерти ребёнка. Исследуют тело, «Вели без поругания Честному погребения ребёночка предать». — «В моих глазах по косточкам Изрезал лекарь Демушку».

267 дед полюбил младенца Дему, тот исцелил его очерствевшую душу.

269 «Нам правды не найти» — «Да почему же, дедушка?» — «Ты — крепостная женщина!»

271 глава 5 «Волчица». Савелий ушёл в монастырь. Смерть родителей.

274 умер 107-летний Савелий.»Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга, А бабам на Руси Три петли: шелку белого, Вторая — шелку красного, А третья — шелку черного». То есть жизнь замужняя, гулящая или монашеская.

276 сын Федот отдал овцу волчице окровавленной. Вместо него высекли Матрену за то, что просила помещика быть заступником Федоту.

281 глава 6 «Трудный год». Голод в деревне, из-за примет убили односельчанку. Рекрутчина.

285 попрашайничество детей.

288 глава 7 “Губернаторша”. Идет к губернатору просить вернуть из рекрутов Филиппа, к нему не пускают, ждет вместе с Макаром Федосеичем. Случайно сталкивается с губернаторшей, рожает в передней. Помощь губернаторши. Молитвы о ней.

302 глава 8 “Бабья притча”. “Ключи от счатья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны, У Бога самого!”

304 Последыш (из 2 части)

308 портрет седого старика барина Последыша.

Лирические отступления

146 “Когда мужик не Блюхера И не милорда глупого — Белинского и Гоголя С базара понесёт?” Считает их заступниками народными.

126 весна, “смеется солнце красное…не дождь, там чудо Божие: Там с золотыми нитками Развешаны мотки”

134 судьба крестьян зависит от природы: мокрая холодная весна не даёт зелени, “как мертвец без савана, лежит под небом пасмурным печальна и нага”.

212 воспевание природы и полей, дающих урожай.

Кому на руси жить хорошо цитаты для егэ

История создания. Вопрос композиции

Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов начал в середине 1860-х годов. Точная дата начала работы над первой частью поэмы неизвестна, однако в конце рукописи есть авторское обозначение: «1865 г.». Хронология поэмы, ее жизненная основа связаны с общественной атмосферой именно пореформенного времени, с отменой крепостного права в 1861 году.

Зимой 1866 года подписчики «Современника» стали первыми читателями нового произведения Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: в журнале было напечатано начало поэмы – пролог. В прологе Н.А. Некрасов стремился сразу же обнаружить главную, коренную мысль – «идею» своей поэмы, указать на значительность ее, предупредить о грандиозности и долговременности событий, которые в поэме совершатся. Потому-то сама поэма росла год от года, являлись новые и новые части и главы. Прошло более десяти лет, и все же к моменту смерти автора она осталась неоконченной.

В классической русской литературе, как, может быть, ни в какой другой, есть несколько таких произведений, которые, входя в самый первый художественный ряд, тем не менее производят впечатление незаконченных («Евгений Онегин» А.С. Пушкина) или и в самом деле не закончены («Мертвые души» Н.В. Гоголя). К их числупринадлежити поэма «Кому на Руси жить хорошо».

В этом случае к обычным загадкам, которые несет всякое великое явление искусства, добавляются новые: что сделал бы автор со своими героями дальше, куда бы их повел. Особенность подобных «незавершенных» произведений связана с самой эпической сутью русской литературы, которая обращена к жизни в целом и, не сковывая себя, не столько следует «сюжету» и «герою», сколько отдается движению, потоку самой жизни.

Сам Н.А. Некрасов своего расположения уже завершенных частей поэмы не оставил. Вот и расставляют исследователи и издатели эти части на разный манер. Сомнений не вызывает только первая часть. Да и здесь не все ясно, что делать с прологом: то ли это пролог к первой части, то ли ко всей поэме. Именно в прологесформулировалсярефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который постоянным напоминанием пройдет через всю поэму.

Кажется, замысел поэмы четко намечен в прологе. Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», и в совокупности как будто совершенно правильно определяют эти группы. Но, не знакомые с жизнью верхних слоев общества, они решают совместно выяснить, «кому живется весело, вольготно на Руси», и для этого опросить представителей всех названных групп.

Пока здесь нет еще ничего странного, кроме разве того, что все спорящие принимают презумпцию, согласно которой хорошо живется лишь одному из названных кандидатов – то есть либо помещику, либо чиновнику и т. д., – в результате чего и возникает спор, переходящий в жестокую драку. Но это – условность, мотивирующая дальнейшее путешествие спорщиков и мотивированная фольклорно-сказочным колоритом пролога. Вообще же не было бы, кажется, ничего странного, если бы поэт захотел показать «вольготную» жизнь господствующих слоев общества как бы увиденной глазами самого народа и судимой его судом, подобно тому как это сделал впоследствии Лев Толстой в «Плодах просвещения». Странность же замысла поэмы Н.А. Некрасова состоит в том, что никто из опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым и каждый убеждает опрашивающих странников в том, что не он тот счастливец, которого они ищут. А поскольку среди низших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества.

В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастными. Но ведь нелепо было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они.

Замысел Н.А. Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, который так передает свой разговор с поэтом: «Однажды я спросил его: – А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»? – А вы как думаете? Н. А. улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. – Этому? – спросил я. – Ну вот! Какое там счастье! И Н. А. немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. – Так кому же? – переспросил я. И тогда Н. А., вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: –Пья-но-му»! Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. п. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычном», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

Подобный финал, вероятно, означает, что в стране, где нет подлинного счастья, возможно лишь иллюзорное счастье, символом которого и является счастье пьяного. Г.И. Успенский не раскрывает, кого из предполагаемых счастливцев он назвал Н.А. Некрасову. Цензурный характер умолчания Г.И. Успенского очевиден: любой другой кандидат, кроме царя, мог быть назван прямо. А уж если и царь несчастлив, что же говорить о прочих кандидатах? Итак, Н.А. Некрасов положил в основу поэмы мысль о том, что сильные мира сего, включая самого царя, – совсем несчастливые люди, что нет и не может быть счастливого на Руси.

Н.А. Некрасов мечтал закончить поэму «Кому на Руси жить хорошо» и горько сожалел во время тяжелой предсмертной болезни о невозможности сделать это. А.С. Суворин рассказывает: «Большие надежды возлагал он на свою поэму «Кому на Руси жить хорошо». Уже больной, он раз говорил с одушевлением о том, что можно было бы сделать, «если б еще года три-четыре жизни. Это такая вещь, которая только в целом может иметь свое значение. И чем дальше пишешь, тем яснее представляешь себедальнейший ход поэмы, новые характеры. Начиная, я не видел ясно, где ей конец, но теперь у меня все сложилось, и я чувствую, что поэма все выигрывала бы и выигрывала». А.А.Буткевичписала С.И. Пономареву 13 декабря 1878 года: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и еще незадолго до смерти сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Окончание поэмы должно было быть связано с ГришейДобросклоновымили людьми его типа. На это указывает письмо Н.А. Некрасова к А.Т.Малоземовойот 2 апреля 1877 года. Прочтя опубликованные части «Кому на Руси жить хорошо», сельская учительницаМалоземованаписала Н.А. Некрасову письмо с опровержением основной мысли автора о том, что счастливых на Руси нет. Она писала, что чувствует себя счастливым человеком, несмотря на то, что стара, некрасива, бедна. Она счастлива тем, что посвятила свою жизнь народному благу, воспитывает из крестьянских детей людей «с сознанием человеческого достоинства» и отдает народу все свои силы. Отвечая на это письмо, Н. А. Некрасов писал: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы – ей не суждено окончиться». Возможно, так преобразовалась идея поэмы. Счастливые есть на Руси, это друзья народа, – от тех, которые скромно работают для его блага, до тех, которые готовы умереть за народ».

ГришаДобросклонов– человек счастливый и в своем сознании,ипо оценке автора. Но, если Н.А. Некрасов мечтал продолжить и закончить поэму, ГришаДобросклонови ему подобные должны были быть сведены с семью странниками и признаны счастливыми их решением.

А возможно, заключая поэму, Н.А. Некрасов так и не видел ясно, где ее конец. Да и возможен ли в такой поэме конец? Очевидно, дело не в том, что можно было получить однозначный ответ, указать пальцем: «Вот – счастливый. » Однако Н.А. Некрасов, хотя уже и не надеялся на завершение работы, все же страстно желал обнародовать то, что — это становилось ясно – должно было оказаться пусть не окончанием поэмы, но все же концом работы над ней, хотел, как, наверное, сказал бы кто-нибудь из героев Ф.М. Достоевского, «мысль объявить». Хотя поэма осталась неоконченной, и в этом смысле?
Н.А. Некрасов, подобно А.С. Пушкину, уносил с собой некую неразгаданную тайну, но – «мысль объявлена». Если главный тезис всего позднего творчества Н. Некрасова– «Дряхлый мир на роковом пути», то главный в нем же антитезис этому – любовь, посылка к другим, круговая порука – «Пир на весь мир». Скрытный, замкнутый, хандрящий, раздраженный, грустный Н.А. Некрасов, как, может быть, никто в русской литературе, нес в себе эти начала. Оказалось, что в стихахчетвертьвековойдавности он пророчески написал и о себе: Со всех сторон его клянутИ, только труп егоувидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя!

Кому на Руси жить хорошо — цитаты из поэмы Некрасова с пояснениями

Произведения Н.А.Некрасова – кладезь народной русской мудрости. «Кому на Руси жить хорошо» — цитаты (с кратким пояснением) помогут представить жизнь разных сословий. Нелегкие судьбы и тяжелый труд крестьян более понятен через пословицы, поговорки, песни и загадки.

О пьянстве

Жизнь простого народа наполнена горем, вином и бедностью. Их быт нерадостен, а веселья для души хочется. Как найти счастье? Есть простой способ – напиться. Автор показывает хмельных мужиков и объясняет, почему на Руси так много пьют.

«… Нет меры хмелю русскому…»

Но никто не пытался измерить горе и работу. По канавам валяются, лежат измученные крестьяне не только от вина, но и от горя и работы.

«. Он до смерти работает, До полусмерти пьет. »

Мужик не всегда пьет, он выбирает время: в период страды редкий крестьянин будет заливать усталость хмельным напитком. Если взять ведро с водкой и пройтись по селам и деревням в «жаркое» время, найдется мало охотников до предложенного. Трезвый период проходит и тогда бедные люди

«…пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся —

Страдают от пьянства семьи, быстро стареют матери, нищает дом:

. Тут плачут дети малые.

Тоскуют жены, матери:

Легко ли из питейного

Продаются и исчезают целые усадьбы.

«…Взамен их… размножаются…питейные дома!»

Народные приметы и загадки

Русский народ отличается точностью и образностью языка. Поэма Некрасова – пример такого владения словом. В тексте множество цитат, помогающих проникнуть в суть характера простого народа. Приметы становятся частью жизни, по ним определяют, когда начинать сеять, какая будет весна, чего ждать от урожая.

«…Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом —

Не будешь куковать!»

Как объяснить, что село расположено далеко от дорог, крупных и небольших городов? С помощью пословицы:

«…нашей-то сторонушки, Три года черт искал».

В тексте поэмы Некрасова множество загадок, которые используются отдельно от произведения:

«Живет, а без тела, кричит, а без языка».
«Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет, тогда ревет»
Часть – уже с отгадками:
«Замок – собачка верная: Не лает, не кусается, А не пускает в дом!»

Некрасов удачно подбирает слова. Он глубоко чувствуют суть проблемы, показывает ее со всех сторон, заглядывает внутрь. Вот например, глупость мужика:

«..Погнул один – не нравится, Погнул другой, потужился. А обод как распрямится — Щелк по лбу мужика! Мужик ревет над ободом, «Вязовою дубиною» Ругает драчуна»

Народные приметы и загадки рисуют Русь с удивительной точностью. Они приближают образ страны, делают ее красивой, доброй, но загадочной.

О России

«В минуты унынья, о Родина-мать!»

— эти слова становятся обращением к России уже много веков. Люди пытаются обрести надежду на будущее, изучая историю великой страны, умеющей подниматься из руин, восстанавливаться после войн и катастроф. Некрасову обидно современное состояние родины, но за словами прячется надежда: «Селенье незавидное»: избы с подпорками напоминают странствующих по дорогам нищих.

«А с крыш солома скормлена Скоту. Стоят, как остовы, Убогие дома»

У мужиков небольшой выбор, три дороги:

«…кабак, острог и каторга»
«…беды не меряет, Со всякою справляется, Какая ни приди»

Работает народ, не заглядывая в будущее, не рассчитывая свои силы. Он надрывается и гибнет, оставляя сирот и вдов. Интересно, что, по мнению автора, вера в будущее и свободолюбие не умирают. Они живут в душе самого обездоленного старика:

«Клейменный, да не раб!»
Народ терпит, но насколько еще его хватит, ответ не известен:

«У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, – и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям…»

Жизнь бедных меняет барский быт:

«Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Одним концом по барину, другим по мужику. »
Появляются еще самодуры:
«Кого хочу – помилую, Кого хочу – казню»
Но в большинстве они начинают понимать, на ком держится страна.
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»

О женской доле

У женщин судьба не лучше – шелковая петля на шею. Только цвет материала для петли может быть разным: белый, красный, черный. Значение цветов несложно понять, смысл один: потеря свободы и запрет на желания и душевные порывы. Где спрятано женское счастье простой русской крестьянки? Неизвестно:

«Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

С какой любовью описывает автор поэмы женщин:

«Чисто серебро — Чистота твоя, Красно золото —Красота твоя, Бел-крупен жемчуг —Из очей твоих Слезы катятся…»

Горечь в словах, когда звучат судьбы матерей: им запрещают кормить детей грудью в «постные» дни, отдают замуж без любви и согласия.

Играют хозяева жизни женскими судьбами: находят им женихов для издевательства и насмешки:

«А той вдове – под семьдесят, А жениху – шесть лет!»

Некрасов радуется, что получили наконец-то вольность:

«…Еще ты в семействе раба, но мать уже вольного сына»
Женщины украшают любое общество:
«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»

Автор начинает перечисление того, что считает самым важным в мире, с женщин. Они основа всему и начало.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *